Цель:
- обучение распознаванию и осознанию своих и чужих эмоций;
- расширение знаний о чувствах и эмоциях;
- установление и поддержание позитивных межличностных коммуникаций.
Задачи:
- создать условия для формирования умения анализировать и изменять свое эмоциональное состояние;
- расширить представление о значении эмоций в жизни.
Участниками тренинга (не более 13-15 человек) в разное время были: старшеклассники, педагоги, педагоги – психологи.
Материалы и оборудование: бумага для записей, ручки, мяч, элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, музыкальный центр, диски и др., фотокамера, проектор, экран.
Дополнительная информация: старшеклассники специально для тренинга изготовили разнообразные портретные рамки (картонные и деревянные).
Время: 90 мин
Вводный этап.
Эмоции – особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Мы ежедневно испытываем различные эмоции: от легкого раздражения до бурного возмущения, от тихой радости до всеохватывающей эйфории. Чувства и эмоции различаются по интенсивности, содержанию, ощущениям в теле, мимическим проявлениям, названию...
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
А как часто Вы обращаетесь к самому себе и осознаете, что именно Вы чувствуете? Вы отлавливаете свои телесные ощущения, умеете распознавать сигналы своего тела?
Эмоции – это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.
Все эмоции просто существуют. Они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим может быть способ их выражения. Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи.
Основной этап
Упражнение - разминка “Назови эмоцию”
Участники игры рассаживаются в круг. Первый называет любую эмоцию и перебрасывает мяч другому участнику. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника и каждый не назовет новую эмоцию. Если кому-то сложно назвать эмоцию, то группа помогает в этом.
Обсуждение:
- Каких эмоций названо больше: положительных или отрицательных?
- А как полагаете с чем это связано?
Упражнение 1 “Море волнуется раз…”
Участники стоят в кругу. Ведущий считает:
“Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура грусти на месте: “Замри!”
Каждый участник игры должен замереть, изображая с помощью мимики и пантомимики эмоцию грусти. Упражнение можно повторить с разными эмоциями 5-7 раз. Эмоции и чувства может называть ведущий или каждый раз выбирается участник, наиболее ярко выразивший заданное чувство.
Обсуждение:
- Какие эмоции было изображать легче?
- Какие эмоции вы испытываете сейчас?
Фотография является ценным инструментом в работе психолога. Она может быть средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания.
В следующем упражнении мы используем фотографии.
Упражнение 2 “Галерея образов”
Ход работы: Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.
Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ.
Фотографирует психолог или помощник. Возможно - деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.
Затем снимки выводятся на экран, идет их обсуждение. Возможен вариант продолжения тренинга на следующем занятии, когда снимки напечатаны - рассматривание фотографий и также их обсуждение. Участники тренинга должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.
У ведущего могут быть заранее подготовленные карточки с ролями, отражающими различные эмоциональные состояния. Тогда участникам предлагается “слепой” выбор и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли, противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на карточке не должна называться “Радость” или “Гнев”. Это должны быть какие-то хорошо известные подросткам герои.
Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему “Роли, которые я играю и хотел бы сыграть”. Такая работа так же очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения.
Вопросы для обсуждения:
- Как получились на снимке (довольны, удивлены, разочарованы)?
- Какую эмоцию (образ) Вы хотели передать? Удалось ли вам это сделать?
- Изменилось ли название портрета, после того, как он был увиден со стороны на фото по сравнению с тем, как он был задуман в процессе работы?
- Совпадает ли Ваше мнение с мнением других членов группы? Насколько на лице отражено наше внутреннее состояние? Может, другие видят не то, что Вы чувствуете на самом деле?
- Почему это происходит? Есть ли здесь Ваша вина? Что можно сделать?
- Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
- Какие чувства вызывают образы других участников?
- Постарайтесь найти в группе сходный с Вашим образ или эмоцию?
- Чей образ ближе всех к заявленному?
- Ощущали ли Вы сопричастность группе, защищенность?
- Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?
Заключительный этап
Рефлексия тренинга
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
- Что нового Вы узнали о себе?
- Какой индивидуальный опыт Вы получили на тренинге?
- Ваши впечатления о тренинге.
Список использованных источников.
1. Вербина Г.Г. , Психология эмоций . – Чебоксары: Чувашский Гос. Университет. – 2008. – 279 с.
2. Копытин А. И.Техники фототерапии. — СПБ.: Речь, 2010. - 128 с.
3. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. - СПБ.: Речь, 2003. - 96 с.
4. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. - Питер, 2007.- 464с.