Актуальность темы. Выбор профессии на сегодняшний день становится одной из главных задач для выпускников общеобразовательных школ.
Каждый год разныеn ВУЗы и ССУЗы страны выпускают огромное количество молодых юристов, менеджеров, экономистов. Результат – рынок труда перенасыщен.
Между тем по данным информационных обзоров и рейтингов специальностей, востребованность квалифицированных технических специалистов на производстве с каждым годом увеличивается. В стране не хватает инженеров, архитекторов, конструкторов, да и просто самых обычных механиков и техников.
Помочь ученику сделать правильный выбор, оценить свои возможности перспективы развития, раскрыть внутренний потенциал, осмыслить жизненные устои, вот в этом и заключается задача учителя работающего в среднем и старшем звене.
Выбор темы доклада “Выпускники избравшие технические профессии как пример для учащихся общеобразовательной школы” продиктован именно вышеперечисленными доводами.
Цель доклада: анализ опыта работы учителя физики по пропаганде и содействию выбора выпускниками школ технических профессий.
Верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым человек будет заниматься.
Слово профессия (от лат. profitere – “объявлять своим делом”) означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования. Основные условия выбора профессии – это интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно, эти составляющие формулы профессии можно обозначить как “хочу”, “могу”, “надо”:
- хочу – интересы и склонности.
- могу – способности, состояние здоровья.
- надо – потребности общества в кадрах.
Сочетание этих трех важных аспектов при выборе профессии поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого школьника.
Наша республика, Северо-Восток Российской Федерации – регион важнейших стратегических интересов страны, природный и экономический потенциал которого становится главным ресурсом стремительно развивающейся по инновационному пути российской экономики, испытывающей острый дефицит квалифицированных кадров.
Комплексное развитие производств и территорий, формирование инновационной экономики и развитие инновационной деятельности зависят от кадрового обеспечения.
Поэтому важнейшей государственной задачей подготовки специалиста современного типа является развитие в нем способностей самостоятельно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.
Учителям-естественникам есть над чем задуматься. Сегодня нельзя ограничиться преподаванием физики, математики, химии по школьной программе. Нужна продуманная работа по профессиональной ориентации учащихся на технические специальности. Когда-то очень давно гениальный учитель М.А.Алексеев предвидел эту нашу сегодняшнюю проблему и внес такой вклад, которому нет цены. В условиях обычной сельской школы возможно ли способствовать выбору выпускниками технических профессий. С другой стороны, выбирать профессию можно, но будет соответствовать его школьная подготовка получению достойного технического образования? В этом плане нами накоплен наш собственный опыт.
Профориентационный стенд как одно из эффективных средств формирования у школьников интереса к техническим профессиям. Современные тенденции развития российского образования основаны на идее школьного образования через его профилизацию, т.е. создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы.
Наш опыт организации урочной и внеклассной работы подтверждает тот факт, что можно добиться некоторых ощутимых результатов в технической профессионализации школьников.
Около 150 моих выпускников успешно учатся и работают по выбранным техническим специальностям по всей нашей республике. Так в центральных ВУЗах страны престижные технические профессии получили получают более 10 моих выпускников.
Используя эти и другие показатели результатов физического образования школьников в нашей школе в кабинете физики нами сделан профориентационный стенд “Выпускники, выбравшие технические профессии”. На стенде размещена информация о деятельности моих выпускников, которые после окончания учебных заведений работают по своим специальностям. Среди них
Онуфриев Гаврил Никитич, серебряный медалист 2001 года, окончил в 2006 г. физический факультет ФТИ ЯГУ по специальности “инженер-технолог гранильного производства”. Работает экспертом по оценке алмазов ЦТА (центр сортировки алмазов) ОАО АК “Алроса” в г. Мирном.
Данилов Петр Прокопьевич - выпускник 1998 г., начальник УГРС ОАО “Сахатранснефтегаз” Вилюйского участка в г. Вилюйске,
Сергеева Валентина Николаевна, серебряная медалистка 2006 г., ведущий инженер кафедры основ ядерной физики ФТИ СВФУ,
Николаева Ирина Викторовна, серебряная медалистка 2008 г., ассистент кафедры энергообеспечения на инженерном факультетев АПК ЯГСХА.
Федоров Николай Равильевич, выпускник 2007 года, окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, факультет машиностроительные технологии по специальности “проектирование технических и технологических комплектов”. Работает в ОАО САХАНЕФТЕГАЗ по специальности инженер-технолог отдела проектных работ в г.Якутске.
Харлампьев Константин Григорьевич – выпускник 2010 года, окончил Мирнинский политехнический институт по специальности инженер-электрик, работает инженером-электриком на Удачнинском ГОК в шахте.
В АК “Алмазы Анабара” трудятся Николаев Анатолий Алексеевич, Семенов Иван Васильевич, Шамаев Афанасий Афанасьевич, Афанасьев Дмитрий Иннокентьевич, Афанасьев Гаврил Иннокентьевич, имеющие высшее техническое образование.
Данный стенд не просто висит в кабинете физики. Это самое привлекающее внимание школьников место. Начиная с 5-го класса школьники во внеурочное время, и даже иногда на уроке, знакомятся с материалами стенда. Приятно слышать, что школьники своих братьев, родственников и с такой гордостью отзываются о них, рассказывают последние новости. Мы считаем, что такая работа одно из эффективных средств в выборе будущей профессии школьниками.
Эта работа продолжается и стенд обновляется каждый год по мере окончания учебы и поступления на работу моих выпускников.
Разработанный нами анализ собственного опыта работы учителя физики по теме данного доклада, а также по пропаганде и содействию выбора выпускниками школ технических профессий вводит учащегося:
В мир ценностей и оказывает помощь в выборе профессии и личностно-значимых ценностных ориентаций;
- Ориентирует учащихся на получение фундаментальных научных знаний по предмету физика;
- Способствует формированию творческих способностей в процессе самообразования, самоусовершенствования, самовоспитания.
- Обеспечивает самопознание, саморефлексию, саморегуляцию и формирует жизненную позицию.
Свою работу мы не считаем законченной. Дальнейшее направление работы мы видим:
В открытии политехнического класса на базе нашей школы. Для этого создаются материальные условия, так в этом году после капитального ремонта введено в эксплуатацию здание интерната на 25 мест.
Использованная литература.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 97 с
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 2005.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. -М., 2003.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.; Генезис, 2008. – 144. с ил.