Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Урок № 1
Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная:
1. Познакомиться с понятиями: “температура”, “тепловое движение”, “термометр”.
2. Рассмотреть связь между температурой тела и скоростью движения молекул
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- Дать понятие теплового движения молекулы; ввести понятие температуры; познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения.
- Опыты по прямому измерению температуры с помощью имеющихся приборов.
- Использование имеющихся в школьной лаборатории приборов для прямого и косвенного измерения физических величин.
Метапредметные
Регулятивные:
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
- давать определение понятиям; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение.
Личностные
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, готовности к самообразованию.
Условия реализации урока |
|||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы , методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование | ||
ЭПУ; http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm
http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php
Я.И.Перельман “Занимательная физика” |
А. В. Перышкин Физика. 8 класс; Т. А.
Ханнанова рабочая тетрадь к учебнику Перышкина
А. В., электронное приложение к учебнику: Физика 7
(броуновское движение; диффузия в жидкостях и
газах); Физика 8 класс (температура; шкала Цельсия. Шкала Фаренгейта) “Дрофа” |
Проблемно – диалоговая технология,
ТРКМЧП (приемы: “З – Х – У”, “Вопрос – ответ”) Исследовательская деятельность, информационно – коммуникационные технологии. |
Проектор, презентация, ПК, ЭПУ
Пробирка, пробка, держатель, спиртовка. 3 стакана: ледяная, горячая и комнатной температуры вода. 2 стакана: холодная и горячая вода, кристаллы перманганата калия или медного купороса. |
||
Интеграция | Математика, физика 7 класс, | ||||
Основные понятия | Тепловое движение, температура, внутренняя энергия, броуновское движение | ||||
Форма урока | урок исследование | ||||
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация и актуализация учебной
деятельности Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке. |
Создаёт условия для возникновения
потребности включения в деятельность. Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. |
- Посмотрите и подумайте, что общего
в представленном видео – ряде. (презентация) - Какие физические явления вас заинтересовали? - Как можно назвать эти явления? Почему? - Что изменяется при тепловом явлении? - Из чего состоит вещество? - Что такое броуновское движение? - Что называют кинетической энергией? |
Включаются в работу, слушают,
принимают правила поведения на уроке. Вступают в диалог с учителем и другими учащимися. |
Тепловые явления, температура, броуновское движение | Личностные: принять правила поведения на уроке |
II Стадия вызова Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Актуализирует знания по теме. Фиксирует совместно с детьми учебное затруднение, и ищут вместе пути выхода из затруднения. | - Что является количественной
характеристикой нагретости тела? Сформулируйте тему урока. Какой вопрос можно поставить к теме урока? - Что там уже известно по теме? (прием “З – Х – У”) Работать с 1 и 2 колонкой.
|
Отвечают на вопросы
В тетради индивидуально, 1 мин. Обсуждение в группе и классе. Формулируют учебную проблему через вопрос. Ставят цели урока. Планируют способ достижения цели и план ее достижения. |
понятие теплового движения молекулы; понятие температуры; основные характеристики тепловых процессов, тепловое движение как особый вид движения. | Р.: целеполагание, включая
постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; |
Как и где будем искать информацию? Какие цели будем решать на уроке? Как будем работать? Сможем индивидуально за короткий период достичь цели? |
П.: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель урока К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение. |
||||
III Стадия осмысления Цель: осмысление изучаемого материала |
Организует работу, корректирует выполнение составленного плана и достижения цели урока. | Задание 1. Проведите исследование зависимости давления от температуры газа. Задание 2 Докажите, что с помощью ощущений нельзя о температуре тела. Задание 3 Исследуйте зависимость температуры тела от скорости движения молекул. Задание 4 Проведите сравнительный анализ текста учебника (с. 4 – 5 п.1) и электронного приложения к учебнику “Физика. 7 класс” (Броуновское движение) |
Работают в группах. (задания для
групп) Проводят исследование. Работают с
ресурсами электронного приложения Обсуждают результаты своих исследований (отчет групп) |
понятие теплового движения
молекулы; температуры; основные характеристики
тепловых процессов, тепловое движение как особый
вид движения. Опыты по прямому измерению температуры с помощью имеющихся приборов. Использование имеющихся в школьной лаборатории приборов для прямого и косвенного измерения физических величин. |
Р.: целеполагание, включая
постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение. П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение, |
IV Первичное закрепление с
проговариванием в устной речи Цель: первичный контроль и коррекция умений. |
Организует работу в рабочей тетради | Выполните задания – 1.1; 1.2; 1.4 в рабочей тетради с.3 - 4 | Комментируют выполнение задания по цепочке. | Первичный контроль и коррекция умений | Р.: оценка и учет характера
сделанных ошибок К.: слушать и понимать речь других |
V Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях. |
Организует работу в рабочей тетради. (задание 1.5) | Выполните задание 1.5 в рабочей
тетради. Проверьте его выполнение по эталону (эталон
на доске) Проанализируйте ход выполнения задания. (Для удобства построения лучше перевести на графике минуты в секунды). |
Выполняют задания в рабочей тетради. Сопоставляют с эталоном правильность умения применять новое знание в типовых заданиях. | Первичный контроль, коррекция знаний и умений | Р.: учатся адекватно проводить самооценку |
VI Домашнее задание (опережающее задание) |
Объясняет особенность выполнения домашнего задания | Рабочая тетрадь 1.3 с.4 (письменно) Прочитайте п.2 и после чтения текста составьте вопросы по содержанию, дайте на них ответы. Вопрос Ответ |
Записывают задание в дневник | Л.: принять правила выполнения д/з | |
VII Рефлексии учебной деятельности
на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. |
Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке. Подводит итоги урока. Выставляет отметки за урок. | Прием “З – Х – У”. Заполнить 3-ю колонку “Узнал” | Формулируют свою оценку деятельности на уроке. Обсуждают итоги урока и совместной деятельности. | Р.: учатся адекватно проводить
самооценку К.: умение выражать свои мысли. |