Инструкция для учащихся.
- На выполнение работы отводится 90 минут.
- При проведении контрольной работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения диагностики.
- Дополнительные материалы и оборудование не используются.
- Работа выполняется аккуратным, разборчивым почерком.
Задание 1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(1) Я возвращался с охоты и шёл по а(л,лл)ее сада. (2) Собака бежала (в)переди меня.
(3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала краст(?)ся, как(бы) зачуяв перед собою дич(?).
(4) Я глянул вдоль а(л,лл)еи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда и сидел (не)подвижно, бе(з,с)помощно ра(з,с)топырив едва прор..ставшие крылышки.
(6) Моя собака медле(н,нн)о пр..ближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черно(грудый) воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъероше(н,нн)ый, искажё(н,нн)ый, с отчая(н,нн)ым и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой ра(з,с)крытой пасти.
(7) Он ринулся спасать, он засл..нил собою своё детище. (8) Но всё его маленькое тело тр..петало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(9) Каким гр..мадным чудовищем должна была ему казат(?)ся собака!
(10) И всё-таки он (не)мог усидеть на своей высокой, безопас(?)ной ветке.
(11) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(12) Мой Трезор ост..новился, попятился. (13) Видно, и он признал эту силу.
(14) Я поспешил отозвать смущё(н,нн)ого пса – и удалился, благоговея.
(15) Да, (не)смейтесь. (16) Я благоговел перед той маленькой г..роической птицей, перед любовным её порывом.
(17) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (18) Только ею, только любовью держит(?)ся и движет(?)ся жизнь.
(По И.С. Тургеневу)
Задание 2. Из предложений 4-5 выпишите действительное причастие.
Задание 3. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Задание 4. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
Задание 5. Среди предложений 1-5 найдите предложения с деепричастными оборотами. Запишите номера этих предложений.
Задание 6. Укажите все цифры, на месте которых в предложении необходимо поставить запятые.
Метель(1) вихрями носившаяся по снежным крышам(2) и пустым улицам(3) стала мутно синеть(4) наливаться сумерками.
Задание 7. Укажите все цифры, на месте которых в предложении необходимо поставить запятые.
Лежавшие на земле мелкие листья пестрели(1) и загорались червонным золотом(2) а красивые стебли высоких папоротников(3) уже окрашенных в осенний цвет(4) так и сквозили(5) бесконечно путаясь перед глазами.
Задание 8. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете высказывание автора, изложенное в предложении № 16. Объясните значение слова “благоговел”. Почему именно это слово употребляет И.С. Тургенев, оценивая своё внутреннее состояние? Объём сочинения-рассуждения должен составлять не менее 70 слов.
Ответы на задания.
Задание 1.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
№ задания | Правильный ответ |
2 | прораставшие |
3 | он не мог усидеть |
4 | 4 |
5 | 3, 5 (либо 5, 3) |
6 | 1, 3, 4 (либо любая комбинация из данных цифр) |
7 | 2, 3, 4, 5 (либо любая комбинация из данных цифр) |
Задание 8. Комментируя высказывание И.С. Тургенева, учащиеся должны отметить, что автор с глубоким почтением и уважением относится к “старому черногрудому воробью”, восхищается его бесстрашием. Употребление слова “благоговеть” как нельзя лучше описывает состояние Тургенева; данное слово имеет значение “преклоняться перед кем-, чем-либо”.