Что для каждого из нас здоровье? Пожалуй, это самое главное в жизни.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психические расстройства.
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, то по мнению академика В.П. Петленко :
- человеческий фактор составляет 25% (включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%);
- экологический фактор – 25%;
- социально-педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20%, поведение, привычки – 20%);
- медицинский фактор – 10%.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Вот почему одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся. В Законе Российской Федерации “Об образовании” ст.51 говорится, что одной из функций образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в психоэмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; способен к саморегуляции, управлению своими внутренним психологическим состоянием;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности, мотивы поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда. ).
Анализ групп здоровья в 2014 году показал, что в 1-е классы нашей школы пришло только 9% детей с I группой здоровья, 62 % имеют II группу здоровья, 29% - III–IV группа здоровья. То есть около 90 % детей пришли к нам в школу из дошкольного учреждения и семьи, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Поэтому в школе очень важна правильная организация учебного процесса и учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение урока, учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Поэтому первое, на что необходимо обратить внимание – это правильное составление расписания уроков на неделю, на день. В рационально составленном расписании уроков должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
В течение учебной недели пик работоспособности приходится на вторник, четверг. Наивысшая работоспособность в течение дня у детей – это 2-й и 3-й уроки. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика. Рекомендации по соблюдению технологического цикла | |
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать требованиям СанПина | Это температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей | |
2. Количество видов учебной
деятельности - их смена - длительность и чередование - отвлечения от учебной работы |
3. Средняя продолжительность и частота
чередования видов учебной деятельности: - чтение, - письмо, - слушание, - рассказ, - рассматривание пособий, - ответ на вопрос, - решение примеров. |
- считается гигиенически рациональным
использование 4-7 видов учебной деятельности. - смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 мин. - обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся |
4. Количество и чередование видов преподавания | Различные виды преподавания должны чередоваться: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. | |
5. Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная
беседа, выбор способа действия, свобода
творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,самооценки, взаимооценки. |
|
6. Наличие мотивации
деятельности учащихся на уроке 7. Психологический климат на уроке Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных |
Внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревновательный момент
Стимуляция внутренней мотивации: стремление
больше узнать, радость от активности, интерес к
изучаемому материалу Стиль взаимоотношений на уроке учителя и ученика такой, при котором ученику комфортно. Во взаимоотношениях учеников – сотрудничество и дружелюбие. |
|
8. Оздоровительные моменты на
уроке:
Цель оздоровительных моментов: отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования способности управлять своими эмоциональными состояниями. |
- комплексы упражнений должны меняться. - проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 2-3 минуты из 3-5 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
|
9. Наличие эмоциональных
разрядок: поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. |
В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки | |
10. Правильная поза ученика во
время занятий за столом:
Правильная рабочая поза при письме. |
- рабочая поза должна соответствовать
виду учебной деятельности на уроке - ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом. - непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. |
|
11. Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами |
Важное значение в образовательном процессе придается охране психического здоровья детей .
Медико - психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывает в состоянии хронического утомления . Внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии направлены на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опираются на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигаются через – учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводят к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
В своей педагогической деятельности, я применяю некоторые здоровьесберегающие образовательные технологии .
Технологии личностно-ориентированного обучения, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Технологии развивающего обучения строятся на идеях Л.С.Выготского – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности и происходит в “зоне ближайшего развития ребёнка”, что позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Всё это положительно влияет на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Педагогика сотрудничества , - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Часто применяю любимые детьми игровые технологии по разным предметам, по характеру урока, по видам деятельности. В игровой форме проходит словарная работа или решение примеров. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания некоторые задания устного счета можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров.
Информационные технологии на уроке повышают интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
В своей работе так же использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Например, метод проектов . Много проектов дети выполнили по изучению здорового образа жизни. Это проекты на темы: “Осанка - стройная спина!”, “Здоровая пища для всей семьи”, “Растения –помощники человека” и др. Метод рефлексии – это процесс и результат фиксирования учеником состояния своего развития , саморазвития и причин его состояния. Использую приёмы : цветик – многоцветик (дети выбирают лепесток, цвет которого более подходит к цвету его настроения), неоконченная фраза (меня поразило, меня удивило, я узнал), ( доволен, не совсем доволен, недоволен, потому что...), моё настроение(нарисуй, с каким настроением ты закончил урок), синквейн.
Чередование на уроках фронтальной, индивидуальной, групповой работы помогает повысить уровень осмысления и усвоения материала .Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Оздоровительные моменты на уроке
Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности. Минимально 800 и максимально до 5000 движений в час. Именно поэтому я уделяю большое внимание двигательным моментам на уроках.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- “мозговую гимнастику” - упражнения, улучшающие мозговую деятельность.
- упражнения нейробики, которая обостряет память, стимулирует интеллект, улучшает настроение. Вот два простых приёма мозговой гимнастики: время от времени надо выполнять какие-нибудь привычные действия с закрытыми глазами; если вы правша, пишите каждый день хотя бы несколько строчек левой рукой.
- упражнения для мышц шеи и мозгового кровообращения,
- упражнения по формированию осанки,
- упражнения для укрепления зрения,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания,
- на мелкую моторику,
- самомассаж или вибромассаж (постукивание),
- психогимнастика,
- массаж биологически активных точек лица,
- массаж биологически активных точек подошв ног с помощью резиновых ковриков.
Главное в формировании здорового образа жизни, конечно, результат. Всем нам хочется, чтобы дети были здоровы и активны. Повышение уровня культуры детей я вижу в том , чтобы приучить их к самонаблюдению, самоконтролю за своим здоровьем. Научить сравнивать показания своего здоровья с нормативными показателями. Для этого для каждого ребёнка заведён свой паспорт здоровья, в котором каждый год школьной медсестрой фиксируются антропометрические данные, данные о перенесённых заболеваниях. Сюда же учитель физкультуры заносит результаты тестов по физкультуре. Дети имеют возможность увидеть все свои результаты и сравнить их с нормативами.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов – правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Следовательно, проблема здоровья детей – проблема комплексная и многоаспектная.
Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей.