Технологическая карта урока "Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций"

Разделы: Химия, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Цель урока: объяснение необходимости расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций, основываясь на закон сохранения массы веществ

Планируемый результат:

  • знать закон сохранения массы веществ М.В.Ломоносова,
  • понимать необходимость расстановки коэффициентов,
  • знать правила расстановки коэффициенты,
  • использовать правила при расстановке коэффициентов

Личностно-формирующая направленность урока.

  • побуждать учащихся анализировать свои действия и самостоятельно делать выводы

Задачи урока:

  • проинформировать учащихся об истории открытия закона сохранения массы веществ;
  • закрепить умения пользоваться химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности;
  • сформулировать проблемные вопросы, побуждающие учащихся делать выводы на основании
  • химического эксперимента, объяснять причину сохранения массы веществ и учиться анализировать
  • качественные и количественные характеристики химических уравнений;
  • совершенствовать умение определять относительные молекулярные массы;
  • проинформировать учащихся об основных правилах расстановки коэффициентов;
  • начать формирование умения расставлять коэффициенты в химических уравнениях.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методический комплекс

Источники информации:

Оборудование:

  • технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
  • электронные средства обучения: ЭФУ “Химия” 8 класс О.С. Габриеляна;
  • химическое оборудование: сосуды Ландольта, учебные весы с разновесами;
  • реактивы: растворы CuSO4 и NaOH; BaCl2 и Na2SO4; CaCl2 и Na2CO3; K2SO4 и Ba(NO3)2; Na2CO3 и HCl; FeSO4 и NaOH;

Дидактическое сопровождение:

  • проблемные вопросы;
  • когнитивные и деятельностные установки;
  • понятийный аппарат;
  • презентация PowerPoint “Расстановка коэффициентов”;
  • индикаторы обратной связи (ответ на вопрос)

Материалы для познавательной деятельности учеников:

 Таблица-схема "План урока"

Этап урока Продолжительность Действия учителя Материалы учебно-методического комплекса Действия учащихся
Организационный момент. 1 мин Включает мелодию утренней гимнастики 10 Делают упражнения физкультминутки
1 Я хотела бы, чтобы к концу урока вы знали закон сохранения массы веществ, понимали необходимость расстановки коэффициентов, знали правила расстановки коэффициенты и использовали правила при расстановке коэффициентов 10, 12 (слайд 1) Слушают и читают планируемый результат урока на слайде №1
Изучение нового материала 5 Кто, по вашему мнению, является автором закона сохранения массы веществ?

Информирует учащихся об истории открытия закона сохранения массы веществ (опыты Ломоносова, Лавуазье), демонстрирует портреты учёных.

10

 

 

5, 6

 

 

 

Слушают рассказ учителя, смотрят на портреты учёных стр. 164 ЭФУ, анализируют информацию

Приём сигналов обратной связи: 17 Высказывают своё мнение об авторстве закона
10 В справедливости закона легко убедиться на простом опыте. Получите технологические карты лабораторной работы, инструкции по технике безопасности и необходимое оборудование.

 

 

Соблюдая правила по технике безопасности, выполните лабораторный опыт.

10, 14, 15, 7, 8,

10, 14, 15, 7, 8, 3

Получают технологические карты лабораторной работы, инструкции по технике безопасности и необходимое оборудование. Изучают инструкцию и технологическую карту

Закрепляют умения пользоваться химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности; обсуждают результаты лабораторного опыта.

Приём сигналов обратной связи.

 

Почему в некоторых группах масса веществ до и после реакции изменилась?

 

 

Опираясь на знания, полученные на уроках физики, объясните, почему масса веществ не изменяется при химической реакции?

17

 

 

9

 

 

9

Сообщают о результатах лабораторного опыта.

Выясняют причины различных результатов (масса веществ изменилась, в случае образования газообразного вещества).

Высказывают свою точку зрения (при реакции изменяются молекулы, а число атомов не меняется)

1 Кроме понятия “химическая реакция” используют понятие “уравнение химической реакции”. Есть ли отличие в этих понятиях? 9, 11 Высказывают свою точку зрения (уравнение – это условная запись реакции с помощью формул и математических знаков)
3 Составьте уравнение одной из реакций лабораторного опыта. 10 Составляют формулы веществ, вступивших и получившихся в результате реакции по названиям веществ (один ученик на доске, остальные в тетрадях). Сравнивают результат своей работы с результатом товарища. В случае несоответствия выясняют причину.
2 Вспомните, как определить относительную молекулярную массу вещества. 10

18

Вспоминают, что для нахождения относительной молекулярной массы необходимо знать относительную атомную массу. А её значение можно найти с помощью ПСХЭ. Находят значения относительных атомных масс элементов и определяют относительную молекулярную массу одного из веществ.
Какой ряд определит относительную молекулярную массу быстрее? 10, 18 Совершенствуют умение определять относительные молекулярные массы относительные молекулярные массы веществ, формулы которых записали по рядам (каждый ряд свою формулу).
Приём сигналов обратной связи 17 Записывают на доске под формулами веществ значения относительных молекулярных масс
3 Найдите и сравните массы веществ, вступивших в реакцию и получившихся в результате реакции. 10 Находят и сравнивают сумму масс веществ, вступивших в реакцию, с суммой масс, получившихся в результате реакции
Приём сигналов обратной связи 17 Делают вывод о том, что масса веществ изменилась
2 Почему же масса веществ, вступивших в реакцию, не равна массе веществ, получившихся в результате реакции, как мы это наблюдали при проведении эксперимента? 9 Анализируют количественные характеристики веществ (массы веществ, количества атомов) в химических уравнениях
Приём сигналов обратной связи 17 Делают вывод о необходимости поставить коэффициенты
5 Какой способ расстановки коэффициентов лучше всего использовать? Информирует учащихся об основных способах расстановки коэффициентов. 10

13

Слушают рассказ учителя, смотрят сопровождающие рассказ слайды презентации, отвечают на сопутствующие вопросы
Приём сигналов обратной связи 17 Высказывают своё мнение об обоснованности использования способа
Закрепление 9 Проверим эффективность применения правил. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. 5, 6, 16 Формируют умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях. По очереди выходят к компьютеру и расставляют коэффициенты в уравнениях тренировочного упражнения Word spusher на странице 166 ЭФУ.
Приём сигналов обратной связи 17 Проверяют правильность расстановки коэффициентов, нажав кнопку “проверить” в ЭФУ
Диагностика результатов урока 2 Проверим достигли ли мы планируемых результатов.

Знаете закон сохранения массы веществ? Необходимо расставлять коэффициентов?

Знаете правила расстановки коэффициенты? Сможете их использовать при расстановке коэффициентов

13, слайд 1

17

 

17

 

Формулируют закон. Делают вывод о необходимости расставлять коэффициенты

Делают вывод о необходимости выучить правила и потренироваться в расстановке коэффициентов

Домашнее задание 1 Прочитать параграф параграф 27, упражнение 2 стр.167, выучить правила расстановки коэффициентов 1, 2 Записывают домашнее задание

Обращают внимание на возможность проверки правильности выполнения упражнения в ЭФУ