Цель занятия: ознакомить кадет с влиянием различных музыкальных стилей на эмоциональное состояние человека.
Задачи:
- ознакомить кадет с результатами ученых по воздействию музыки мозг человека;
- провести арт-терапевтический эксперимент;
- развивать эстетический вкус в музыке и умение выражать свои чувства вербально и в рисунках.
Материалы: записи “Лунной сонаты” Бетховена и композиции немецкой группы “Рамштайн” (“тяжелый рок”); цветные карандаши и листы бумаги для каждого кадета.
План занятия
№ Основное содержание Время, мин 1. Вводная часть. Вступительное слово, актуализация знаний кадет по теме занятия. Ознакомление с целью и задачами занятия. 10 2. Основная часть. Кинезиологическая разминка. Арт-терапевтический эксперимент. 20 3. Заключительная часть. Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия занятия. 10
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Скажите, пожалуйста, вы любите слушать музыку? А какую музыку вы слушаете? Кто-нибудь из вас задумывался, как воздействует на вас та музыка, что вы слушаете?
Психологи разных стран мира проводили множество исследований, изучая влияние различных музыкальных жанров, ритмов музыки на животных и человека. Сейчас нам достоверно известно, что во время звучания громкой музыки животные начинают испытывать беспокойство, а спокойная негромкая музыка, к примеру, увеличивает надои молока у коров. Автомобилисты, слушающие громкую музыку, незаметно для себя начинают увеличивать скорость автомобиля, меньше обращают внимания на дорожные знаки и сигналы проезжающих мимо авто. А что из этого может следовать? Правильно, увеличение числа аварий на дорогах, к такому же выводу пришли и ученые.
Вы сами можете поделиться своими наблюдениями за людьми, слушающими музыку. Если вы лично не присутствовали на концертах рок-музыкантов, то могли видеть по TV как в огромных залах или на стадионах люди начинают вести себя не совсем адекватно. Часто такие концерты заканчиваются для слушателей больницей или полицией. И, с другой стороны, вы когда-нибудь слышали о том, что, к примеру, на концертах симфонической музыки в консерватории слушатели бросали бы банки из-под энергетических или алкогольных напитков в исполнителей?
Исследования психологов о влиянии музыки на человека проводились и в интеллектуальной сфере. Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из разных колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течении 10 минут после проведения теста студенты прослушивали сонату Моцарта. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, примерно через 15 минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального роста. Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при “регулярном употреблении” вызвать устойчивое повышение IQ.
Ученые Монреальского неврологического института исследовали воздействие на мозг музыки разных жанров и обнаружили, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Дело в том, при слушании музыки барокко с ритмическим размером, присущим ей 60-64 такта в минуту, наступает “альфа – состояние”, то есть состояние расслабления – идеальное для обучения и запоминания. На фоне музыки барокко у участников эксперимента наблюдался рост способности запоминания на 26%, а скорости обучения – на 24 %.
Музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного диапазона, ну а тяжелый рок, популярный у многих современных молодых людей – соответственно – наименьшее. (Не стоит теперь удивляться быстрой утомляемости современных подростков).
Сегодня я предлагаю вам тоже стать участниками психологического эксперимента: мы будем изучать влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
2. Эксперимент заключается в следующем: вы будете в течении 5 минут слушать фрагмент музыкального произведения и при этом рисовать то, что вам в этот момент захочется. Затем мы включим другую музыку, но задание останется прежним: рисовать, слушая музыку. Если появится желание, можете на своих работах сделать надписи.
Нам предстоит серьезная работа – участие в психологическом эксперименте, поэтому я попрошу вас сейчас встать, чтобы соответствующим образом подготовиться к нему.
Кинезиологическая разминка. Наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логическое мышление, правое – за образное. Специальными упражнениями можно гармонизировать работу обоих полушарий: представьте, что вы не кадеты, а слонята и вместо носа у вас хобот, которым вы взяли кусок мела и начали рисовать на доске горизонтальные восьмерки. Сначала рисуем маленькие, так чтобы голова только едва отклонялась в стороны, а затем большие – от одного края доски до другого. Теперь, вытянув вперед руки, порисуем ими. “Нарисуйте” домики, одновременно обеими руками так, чтобы они были симметричны. Молодцы, отлично получается! А сейчас также обеими руками одновременно напишите свое имя, симметрично выписывая буквы от центра в стороны. Мы замечательно провели с вами физкультминутку и сгармонизировали свои полушария.
Включается запись концерта рок-группы “Рамштайн”.
- На минутку закройте глаза, “погрузитесь” в музыку и затем начинайте рисовать то, что вам чувствуется, когда вы ее слушаете. Через 5 минут запись останавливается, кадеты заканчивают рисунки.
Музыка звучала достаточно тяжелая, было заметно, как вы взбудоражены, поэтому, прежде чем приступить к следующей части эксперимента, давайте опять закроем глаза и сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Выдох должен быть продолжительнее вдоха в два раза.
Включается запись сонаты № 10 Моцарта.
- Повторяю инструкцию: прислушайтесь к звукам музыки, впустите ее в свои сердца и начинайте выполнят рисунки.
После окончания звучания сонаты, кадеты дорисовывают свои художества.
3. Обсуждение рисунков. Эксперимент завершился, теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Раскрою вам маленький секрет: вы не первые, кто принимал в нем участие. У разных людей, у детей и взрослых получаются очень похожие рисунки. Это говорит о том, что результаты нашего эксперимента можно признать достоверными: музыка оказывает на разных людей одинаковое воздействие. Тяжелый рок вызывает негативные переживания, и рисунки получаются довольно агрессивные. Совсем другие эмоции вы видите на других изображениях. Как правило, под звуки классической музыки изображают пейзажи, романтические картинки, а это значит, такие чувства вы переживали, когда слушали эту музыку.
Выводы напрашиваются сами, ведь так? Агрессивная рок-музыка приводит нас в состояние тревожности, подавленности. Классическая – вносит покой в душу, радует ее. То, что происходит с нами во время прослушивания различной музыки и почему, ученые объясняют с разных точек зрения. Одну из них представляет французский профессор Алфред Томатис. Он считает, что, когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы “испытываем усталость и тупеем на глазах”. Как и батарейки, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков – 5000-8000 Гц. Согласно его теории, вибрация сенсорных клеток внутреннего уха действует, как своеобразный генератор мозга. Музыка таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шопен содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок – наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и грегорианские песнопения.
Другая точка зрения мне также очень интересна. Многие ученые разных стран, в том числе и Нобелевские лауреаты, поддерживают версию о том, что вода имеет эмоциональную память и ее структура изменяется под воздействием различных эмоций. А так как мы с вами состоим на 70-80% из воды, то сами себя структурируем, находясь в различных эмоциональных состояниях. На слайдах вы можете увидеть, какой бывает структура воды, которая находилась под воздействием тяжелого рока и, какая красивая снежинка получается, если рядом звучит классическая музыка.
- Я не ставила целью нашего занятия заставить вас слушать только классическую музыку, - это невозможно и не нужно, но я хотела, чтобы вы знали о том, что происходит с вами при прослушивании различной музыки и могли бы осознанно делать свой выбор.