К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”.
Организация проектной деятельности во 2 “В” классе школы № 1474 Ситуация, которая сложилась в классе, выглядела следующим образом: дети в классе разновозрастные – 7–9 лет, а одна девочка, по семейным обстоятельствам, пошла во 2-й класс в 10 лет. Отсутствовала сплоченная дружба между детьми. Было замечено проявление жестокости среди учеников.
Так как у нас в школе работает очень много различных кружков, я, как учитель, выявила чем интересно заниматься каждому ребенку и стала записывать их в разные кружки.
Через некоторое время многим детям стало неинтересно заниматься в кружках. Я поняла, что дети не могут реализовать свои творческие возможности — нет выхода “на публику”.
В наш 2-й класс “В” ходят шефы из 6-го “В” с различными мероприятиями: проводят классные часы, помогают в оформлении стенгазет, организовывают конкурсы. Однажды, между мной и моими учениками произошел такой разговор.
- Елена Юрьевна, можно мы тоже будем шефами в 1-м классе “В”?
- У них уже есть шефы из пятых классов.
- А вот у малышей в детском саде нет.
Так зародился совместный проект взрослых и детей, по ходу реализации которого воспитывающий взрослый передает детям средства и способы проектной деятельности, создавая при этом условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативности, творчества.
Замысел решения проблемы был следующим: посетить детский сад с концертной программой, в ходе которой раздать дошколятам подарки, сделанные собственноручно. Дети, занимающиеся в кружках бисероплетения “Умелые руки”, сделали красивые сувениры. Другие дети принесли подарки, сделанные дома с помощью родителей.
В классе была создана инициативная группа, которая наметила программу концерта. Дети из ГПД вместе с воспитателем договорились с администрацией детского сада о проведении данного мероприятия. Начались долгие репетиции. Наши шефы тоже помогали нам. Костюмы для танцевальных номеров помогали шить родители.
Работа над этим проектом разделяется на пять задач.
1. Реализация по этапам.
- Поиск материала (стихи, сценки и т.д.), интересного для малышей
- Сбор и анализ/выдвинутых учениками предложении.
- Разработка содержания концерта (программа концерта).
- Поиск материала для изготовления подарков.
- Организация родителей для помощи в изготовлении костюмов для танцевальных номеров.
- Репетиции концертных номеров
- Генеральная репетиция.
- Договор с администрацией детского сада о проведении мероприятия.
2. Организация решения проблемы.
- Проведение классных часов, на которых обсуждаются современные проблемы, как их видят дети (например, какие фильмы показывают по телевидению и какие фильмы хотят смотреть
- Организация и проведение поездки в цирк, после которой дети высказывают свои впечатления об увиденном.
- Чтение детской художественной литературы (Н. Носова, В. Осеевой), в которых раскрываются понятия доброты, помощи, взаимовыручки.
Высоко оценивает роль этических бесед А.С. Макаренко. “Я помню, – говорил он, – как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе”.
3. Педагогическая проблема.
- Воспитание в детях заботы о младших.
- Выработка во всех учениках класса ответственности каждого перед каждым, а также создание дружеской, теплой (домашней) атмосферы как в стенах школы, так и вне её.
- Снижение жестокости, населяемое современным телевидением, посредством создания самими детьми добрых игрушек, придумыванием различных сценок в небольших концертах с последующими выступлениями в дошкольных и других учреждениях.
4. Результаты и последствия.
Самовыражение детей.
В результате проведенного мероприятия выяснилось, что в классе есть дети, способные стать сценаристами.
После обсуждения итогов концерта, выяснилось, что ученики класса загорелись идеей проведения подобных мероприятий в большем объеме (в собственной школе, в домах престарелых домах-интернатах и т.д.).
5. Проектная идея.
- Помощь учителя детям в создании единого коллектива, способного на принятие самостоятельных творческих идей.
- Создание с помощью костяка класса (хореографического ансамбля “Солнышко”) выступления всех без исключения учеников класса перед малышами детского сада.
- Организация и помощь ученикам в изготовлении подарков для малышей.
В результате работы над этим проектом я, как учитель, заметила перемены, произошедшие среди учащихся, они овладели навыками контроля и оценки своей деятельности, могли справиться с трудностями, оценивали свои достижения в этой деятельности с точки зрения нравственных и эстетических ценностей ценностей. А главное то, что они уже немного умеют согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками.