Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Они играют в иностранные игры, смотрят западные фильмы, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. К сожалению, с самого детства лучше они знают зарубежные сказки и мультфильмы. Народные русские сказки, песни, традиции стали уходить из быта семьи. Цепочка передачи духовного опыта, обеспечивающая связь между поколениями, прервалась. В связи с этим тема развития общекультурной компетентности через приобщение детей к национальной культуре становится чрезвычайно важной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей родине, к русской самобытной культуре. Система обновления современного образования ориентирует нас, учителей, на активный поиск нового содержания образования, а в некоторых случаях и изменение приоритетов обучения.
Основной приоритет в своей педагогической деятельности я отдаю духовно-нравственному воспитанию ребенка, формированию творческой личности каждого моего ученика. Как учителя меня не может не огорчать низкий уровень эстетического развития ребят, ослабление интереса к прекрасному: литературе, живописи, архитектуре, музыке. Очень больно, что наши дети разучились воспринимать и чувствовать красоту и величие русской культуры. Готовя ребят к итоговой аттестации, все чаще и чаще я убеждаюсь, что они с большим интересом читают зарубежную литературу и, к сожалению, не лучшую. Аналогичная ситуация и с кинофильмами.
Мощным средством воспитания будущего поколения и неотъемлемой чертой современного процесса обучения являются средства массовой информации. В содержании и методах воспитания и обучения должны быть заложены возможности активного воздействия на личность. Этими качествами должны обладать аудиовизуальные средства, обеспечивающие связь научной информации с искусством, особенно кино и телевидение. Познание через кино и телевидение учит подрастающее поколение искать в образах, представленных в фильмах, воплощение идей и мысли, разносторонне оценивать и осмысливать героев экрана, находить в них черты образца для своего поведения и своих действий.
В этом смысле киноискусству, в силу его массовости и широкой доступности, принадлежит несомненно ведущая роль. Поэтому не случайно 2016 год президентским указом № 503 от 7 октября 2015 года объявлен годом кино. Пояснительная записка к указу гласит о все большем соответствии российской киноиндустрии главным принципам культурной политики государства. Эти принципы транслируются в общественное сознание и оказывают мощное влияние на российских граждан, особенно детей. Именно поэтому было решено усилить данное воздействие пропагандой патриотизма и позитива. Очень радует, что предусматривается повысить число российских фильмов в прокате на 20 процентов, модернизировать киностудии.
В МБОУ гимназии №54 клуб любителей кино “Кинопятница” был организован в ноябре 2014 года. Это содружество учителей, учащихся, родителей и Кубанской государственной академии культуры. Инициатором стала кандидат наук, доцент КГИК, член Союза журналистов России И.Ю. Левитина. На встречах в клубе ребята знакомятся с историей отечественного киноискусства, смотрят лучшие русские фильмы и мультфильмы, учатся не только следить за содержанием фильма и развитием сюжета в нем, но и воспринимать его эмоционально, во всей художественной полноте, созданной усилиями творческого коллектива. После просмотра обязательно происходит обсуждение проблем, поднимаемых в фильме.
Как сформировать общекультурную компетентность в каждом ученике? В гимназии №54 города Краснодара на это отвечают так: всеми возможными средствами и способами. Это и музейная педагогика, сотрудничество с библиотеками города, путешествия по краю, посещение городов-героев (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Новороссийск). Ненавязчиво, иногда в игровой, развлекательной форме, иногда в “поисковой”, а иногда просто в лекционно-познавательной стараемся развить у детей чувство прекрасного, любовь к родной культуре, гордость за нашу великую Родину.