Раздел № 1. “Комплекс основных характеристик программы”
1.1. Пояснительная записка
1. Направленность программы: социально-педагогическая.
2. Актуальность программы: новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, заключающиеся в использовании в образовательном процессе технологий деятельностного типа. По новым федеральным требованиям ребенок должен уметь самостоятельно находить ответы, на интересующие его вопросы, должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. А в условиях реализации “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” перед нами стоят задачи, направленные на популяризацию научных знаний среди детей, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Также, актуальность программы выражается в социальном запросе родителей на гармоничное интеллектуальное развитие ребенка, на формирование познавательной мотивации, поддержании искреннего интереса к миру, проявляющегося в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
3. Отличительные особенности программы: Ребенок с самого рождения отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Он стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и маленьких самостоятельных поисков. Исследование окружающего мира в рамках программы “Мир на ладошке” предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”, позволяет почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем, тем самым создавая условия для саморазвития и самореализации. Ключевой концепцией программы является осуществление педагогической идеи формирования у детей умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания через создания своих исследовательских проектов. А принцип разновозрастного обучения позволяет построить образовательный процесс на основе метода “равный-равному”, где дети учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя принципу “научился сам – научи другого”, у ребят вырабатывается чувство социальной ответственности. Учащиеся вместе со знаниями приобретают организаторские и коммуникативные способности. Многие исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что деятельность разновозрастных детских коллективов дает высокие результаты, потому как в ее основе лежит особое общение детей, заключающееся в самообучение и взаимообучение, самоконтроле и взаимоконтроле, что позволяет значительно расширить “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации и обучения.
Программа “Мир на ладошке” разработана на основе авторской программы российского психолога и педагога, специалиста в области диагностики и развития детской одарённости, психологии исследовательского обучения, создателя научной школы “Психология одарённости и творчества”, доктора психологических и педагогических наук, профессора Александра Ильича Савенкова http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml
4.Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми, с любым видом и типом психофизиологических особенностей, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность, возраст детей от 5 до 8 лет.
5. Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы – 1 год. Запланированное количество часов для реализации программы – 144 часа.
6. Форма обучения: очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся в микрогруппах, количество обучающихся от 2 до 9 человек, (в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 “Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ”).
Продолжительность занятий для детей 5-8 лет не более 30 минут, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
1.2. Цель и задачи программы
1.Цель: создание условий для формирования и развития интеллектуального, творческого потенциала и общей одаренности личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
2. Задачи программы:
I. Личностные задачи:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Формирование у детей мотивации к обучению;
II. Метапредметные задачи:
- Формирование коммуникативных умений;
- Формирование предпосылок универсальных учебных действий;
- Развитие критического и творческого мышления.
III. Образовательные (предметные) задачи:
- Формирование специальных знаний и представлений, необходимых для проведения самостоятельного исследования;
- Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;
- Формирование умения решать творческие задачи;
- Формирование умения работать с информацией;
- Формирование представлений у обучающихся об основных этапах работы над проектами.
1.3. Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство группы с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
В программу могут вноситься необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями, может изменяться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов.
3. Содержание учебного плана
I Раздел. Введение в мир науки.
Роль науки в современном мире. Открытия и изобретения.
II Раздел. Понятие об исследовательской деятельности.
Знакомство с понятием “исследование”. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)
III Работа над проектом. Публичная защита проекта.
Данный раздел включает в себя работу над специальными знаниями, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- давать определение понятиям;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- наблюдать за изучаемыми объектами;
- проводить элементарные эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить собственные мини-доклады;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- создать “Папку исследователя” для фиксирования собираемой информации и описания собственного опыта;
- работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата (самоанализ, рефлексия);
1.4. Планируемые результаты
1. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
В рамках программы “Мир на ладошке” в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список формирующихся умений и навыков:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
- самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение.
2. Личностные и метапредметные результаты
- Личностные результаты освоения программы “Мир на ладошке” отражают:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы “Мир на ладошке” отражают:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
2.6. Список литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы:
1. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании http://detsad-journal.narod.ru/20042/Savenkov.doc
2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/imc/DocLib25/Материалы%20лекций%20Савенкова%20АИ/02.pdf
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Издательство “Учебная литература”, 2006 file:///C:/Users/Диана/Downloads/1savenkov_a_i_programma_issledovatel_skogo_obucheniya_mladshi.pdf
4. Опаленко Л.А. Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". https://urok.1sept.ru/articles/633253/
5. Камынина И.Г. “Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам” http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/04/02/diagnosticheskie-materialy-k-dopolnitelnym-obrazovatelnym
6. Леонтьева А.В. Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников https://urok.1sept.ru/articles/522753/
7. Соколова В.М. Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/26/opyt_raboty_sokolovoy_v.m..doc
8. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / сост. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2002.
10. Пахомова Н. Ю., Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. – М.: МИОО, 2005.
11. Пахомова Н. Ю., Учебные проекты: методология поиска // Учитель, № 1, 2000.
12. Пахомова Н. Ю., Что такое метод проектов? // Школьные технологии, № 4, 2004.
Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 “Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ”;
4. Распоряжение от 26 марта 2016 года №516-р. В рамках госпрограммы “Развитие образования” на 2013–2020 годы;
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
6. СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
7. Концепция развития дополнительного образования детей;
8. Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
9. Проект Федеральной целевой программы “Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года”;
10. Стратегия развития воспитания в РФ на 2015–2025 гг.;
Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
1. Савенков А.И.Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Издательство “Учебная литература”, 2006
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005
3. Бабкина Н.В. “Познавательная деятельность младших школьников” издательство “Аркти” Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. “Организация проектной деятельности в школе: система работы” Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Сем?нова Н.А. “Исследовательская деятельность учащихся”//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. “Учебные проекты младших школьников” // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. “Модель урока в режиме технологии проектного обучения” //Начальная школа, 2003г. № 12.
8. Семенова Н. А. “Исследовательская деятельность учащихся”// Начальная школа 2006г.№2.
9. Аркадьева А.В. “Исследовательская деятельность младших школьников” // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
10. Горячев А.В. “Проектная деятельность в Образовательной системе “Школа 2100” // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
11. Феоктистова В.Ф. “Исследовательская и проектная деятельность младших школьников (рекомендации, проекты). Волгоград: Учитель, 2012г.
12. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. “Исследовательская деятельность младших школьников” (программа, занятия, работы учащихся). Волгоград: Учитель, 2012г.
Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы
1. Методические рекомендации для обучающихся, занимающихся учебной проектно – исследовательской работой http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie_rekomendacii__dlya_obuchayuschihsya_zanimayuschihsya__uchebnoy__proektno_-31507.htm
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002..
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: “Ось-89”, 2006..
3. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
5. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60- 66 35.
6. Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005