Цели урока:
образовательная:
- повторение последовательности чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;
- учить сложению и вычитанию чисел до 20;
- развитие умения решать составные задачи.
развивающая:
- развивать практические умения в работе с учебником и с тетрадью;
- расширять кругозор учащихся;
- повышать интерес к предмету.
воспитательная:
- воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого.
Оборудование: Компьютер для учителя, учебная презентация, макбуки у детей, карточки-парашюты с заданиями, карточки с компонентами уравнения, карточки с числовыми полянками.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Их у нас сегодня много и, я надеюсь, мы с вами будем радушными хозяевами и нашим гостям понравится у нас.
- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки!
2. Актуализация знаний.
У нас с вами урок математики. Итак, начнём.
(на доске ряд чисел)
8 14 5 1 7 12 18 9 16 10
- На какие две группы я могу разбить эти числа? (на однозн-е и двузн-е)
- Назовите все однозначные числа. А теперь все двузначные.
- Чем отличается однозначное число от двузначного?
- Как называется первый справа разряд у двузначного числа?
- Как называется второй справа разряд в двузначном числе?
- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о двузначных числах.
- Какое из этих чисел потребуется нам для записи сегодняшнего числа? (10)
- Откройте тетради и запишите число и вид работы.
(я пишу на доске)
- Теперь скажите мне, какое число вы видите после числа 7 и перед числом 18 в этой записи? (12)
- С этим числом, а вернее с днём 12 апреля, которое будет послезавтра, связано какое-то очень важное событие, касающееся жизни не только нашей страны, но и всего мира.
- Кто знает, что это за событие?
- Правильно. А как звали первого космонавта?
- Да, из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая опасная и ответственная. Это настоящий подвиг – научный, технический и, прежде всего, человеческий.
- А кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом, когда вырастет?
- Каким по вашему мнению должен быть космонавт? Что он должен уметь делать?
(быть смелым, ответственным, умным, здоровым, уметь не терять самообладание в любых ситуациях)
- Сегодня у нас необычный урок, а космический. Мы с вами представим себя космонавтами и отправимся в путешествие к разным космическим станциям. По дороге мы повторим числа до 20, будем продолжать учиться складывать и вычитать их.
- Космический путь не прост. В дороге нас ждут разные испытания, преодолев которые мы сможем совершить наше путешествие и вернуться домой.
- Итак, мы продолжаем наш урок.
3. Устный счёт.
- Впереди нас ждёт устный счёт.
Для начала давайте подумаем, на чём летают космонавты?
- Правильно, на космическом корабле, ракете.
-Наша ракета уже поджидает нас на старте в наших макбуках. Откройте их, найдите на рабочем столе файл “Ракета”. Откройте его.
Но для того, чтобы ракета отправилась в путь необходимо её раскрасить. Так путешествовать на ней будет гораздо интереснее. Решите примеры и раскрасьте наш космический корабль.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Итак, полетели!
Мы летим к другим планетам.
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полёт.Жмётся Заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.Мышки – крошки засмеялись:
Мы летали, не боялись.
Высота – красота,
Ни единого кота.Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь
И с большой медведицей
В синем небе встретиться.
- Ребята, возьмём с собой Зайку, мышек и Медведя?
- Хорошо, тогда в путь.
4. Повторение изученного материала.
- Ну вот и первая остановка. Это станция “Повторяйкино”.
- Вспомните, пожалуйста, из каких геометрических фигур была построена наша ракета? (из треугольников)
- Правильно. А вот этот треугольник вам что-нибудь напоминает? (это графическое изображение числа 10)
- А с помощью каких фигур обозначают единицы в графической записи двузначных чисел? (с помощью точек)
- Графическая модель какого числа у меня получилась?
- Давайте опять поработаем на своих макбуках. Найдите на рабочем столе файл “Числа”, откройте его.
- Что видите на альбомном листе?
- Соедините графические изображения чисел с их цифровой записью.
Проверка.
- Закрываем макбуки.
Физминутка для глаз.
5. Работа над пройденным материалом.
- Теперь держим путь на следующую космическую станцию. Но что случилось? Наша ракета потеряла управление. Оказывается, наш Зайчик напутал в расчётах.
- На прошлом уроке мы с вами учились складывать и вычитать двузначные числа. Вот и Зайка выполнял такое же задание, но видимо забыл правило о том, как мы это делаем.
- Давайте вспомним правило, а затем проверим примеры, которые решал Зайка и исправим его ошибки.
(чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы; чтобы вычесть одно двузначное число из другого, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы)
10 + 2 = 12 14 + 2 = 34 18 – 10 = 8 5 + 10 = 60 13 – 3 = 10 17 + 1 = 19
- Молодцы! Неисправности мы устранили и теперь можем спокойно долететь до станции “Объяснялкиной”.
Здесь нам предстоит выполнить задание, в котором требуется обосновать или объяснить свой ответ. Откройте учебник на стр. 60 и посмотрите там № 5. Что в этом задании нужно объяснить? (какой знак “больше”, “меньше” или “равно” нужно поставить и почему).
(Объяснение детьми у доски первых двух строчек, остальные самостоятельно).
- Очень хорошо! А сейчас наш путь лежит к станции “Задачной”.
- Но мне кажется, что наши мышки что-то загрустили. Что же случилось? Оказывается, они заскучали по своим знакомым котам.
Давайте немного разомнёмся и не дадим мышкам грустить.
Физкультминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (хотьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднятие рук)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (приседание)
И сказали три кота:
“Красота! Красота!” (хлопки в ладоши)
- Но что это за звуки?
- Ребята, со станции нам подают какие - то сигналы. Это зашифрованное сообщение.
- Посмотрите на него: Х – ТЕГИ = МОПО (слоги на карточках)
- Ребята, на что похожа эта запись? (это уравнение)
- А почему эту запись можно назвать уравнением? (есть неизвестный компонент)
- Давайте решим это уравнение и расшифруем сообщение, посланное нам со станции.
(к доске)
- Поменяйте местами слоги так, чтобы получилось слово. (ПОМОГИТЕ)
- Итак на станции Задачной что-то случилось. А вот Мишка получил объяснение этой просьбы. Оказывается, на эту станцию прилетели Капризуля и царевна Несмеяна. Встретились они и начали реветь и капризничать. Жители станции не знают, что же с ними делать.
- Ребята, для того чтобы Капризуля и царевна Несмеяна перестали плакать, давайте решим про их слёзы задачу из нашего учебника на стр. 60 № 2. Они увидят, сколько слёз зря потратили и успокоятся.
(чтение задачи детьми)
Анализ задачи:
- Перечертите схему задачи себе в тетрадь и будем её одевать.
- Что известно в задаче?
- Какой вопрос?
- Можем ли мы сразу на него ответить? Почему?
- Итак, что мы узнаем сначала? Каким действием мы это найдём?
- А потом сможем ответить на вопрос задачи? Как?
(запись решения за доской, потом проверка)
- Итак, мы помогли успокоить Капризулю и Несмеяну. И служащие на станции теперь могут работать спокойно.
6. Итог урока.
- Ну вот и подходит к концу наше путешествие.
- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? (складывали, вычитали, сравнивали двузначные числа, решали задачу и уравнение)
- Как нужно складывать и вычитать двузначные числа?
- А теперь нам осталось только правильно приземлиться на Землю. Сейчас каждый получит парашют с заданием. Вы должны его решить и приземлиться каждый на свою полянку. Посмотрите, на доске полянки с числами. По моему сигналу вы будете выходить к доске и прикреплять свой парашют на нужную полянку.
(дети выходят по рядам)
На каждой полянке написана цифра с ответом к примерам.
Полянок шесть. С обратной стороны каждой из них буквы из которых потом сложится слово ВОСТОК.
- Молодцы! Ну, раз уж мы сегодня вспоминали первый полёт человека в космос, то давайте узнаем, как назывался первый космический корабль, на котором Юрий Гагарин облетел вокруг Земли. Для этого расставьте числа на полянках в порядке возрастания.
- Так, теперь я переверну полянки. Какое слово у нас получилось? (ВОСТОК)
- В заключение, я раздам вам памятные подарки, на которых вас ждёт секретное задание, которое вы сделаете дома. Договорились?
- Правильно! Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам за урок.