Урок математики "Числа до 20". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

образовательная:

  • повторение последовательности чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;
  • учить сложению и вычитанию чисел до 20;
  • развитие умения решать составные задачи.

развивающая:

  • развивать практические умения в работе с учебником и с тетрадью;
  • расширять кругозор учащихся;
  • повышать интерес к предмету.

воспитательная:

  • воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого.

Оборудование: Компьютер для учителя, учебная презентация, макбуки у детей, карточки-парашюты с заданиями, карточки с компонентами уравнения, карточки с числовыми полянками.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Их у нас сегодня много и, я надеюсь, мы с вами будем радушными хозяевами и нашим гостям понравится у нас.

- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки!

2. Актуализация знаний.

У нас с вами урок математики. Итак, начнём.

(на доске ряд чисел)

8 14 5 1 7 12 18 9 16 10

- На какие две группы я могу разбить эти числа? (на однозн-е и двузн-е)

- Назовите все однозначные числа. А теперь все двузначные.

- Чем отличается однозначное число от двузначного?

- Как называется первый справа разряд у двузначного числа?

- Как называется второй справа разряд в двузначном числе?

- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о двузначных числах.

- Какое из этих чисел потребуется нам для записи сегодняшнего числа? (10)

- Откройте тетради и запишите число и вид работы.

(я пишу на доске)

- Теперь скажите мне, какое число вы видите после числа 7 и перед числом 18 в этой записи? (12)

- С этим числом, а вернее с днём 12 апреля, которое будет послезавтра, связано какое-то очень важное событие, касающееся жизни не только нашей страны, но и всего мира.

- Кто знает, что это за событие?

- Правильно. А как звали первого космонавта?

- Да, из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая опасная и ответственная. Это настоящий подвиг – научный, технический и, прежде всего, человеческий.

- А кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом, когда вырастет?

- Каким по вашему мнению должен быть космонавт? Что он должен уметь делать?

(быть смелым, ответственным, умным, здоровым, уметь не терять самообладание в любых ситуациях)

- Сегодня у нас необычный урок, а космический. Мы с вами представим себя космонавтами и отправимся в путешествие к разным космическим станциям. По дороге мы повторим числа до 20, будем продолжать учиться складывать и вычитать их.

- Космический путь не прост. В дороге нас ждут разные испытания, преодолев которые мы сможем совершить наше путешествие и вернуться домой.

- Итак, мы продолжаем наш урок.

3. Устный счёт.

- Впереди нас ждёт устный счёт.

Для начала давайте подумаем, на чём летают космонавты?

- Правильно, на космическом корабле, ракете.

-Наша ракета уже поджидает нас на старте в наших макбуках. Откройте их, найдите на рабочем столе файл “Ракета”. Откройте его.

Но для того, чтобы ракета отправилась в путь необходимо её раскрасить. Так путешествовать на ней будет гораздо интереснее. Решите примеры и раскрасьте наш космический корабль.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Итак, полетели!

Мы летим к другим планетам.
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полёт.

Жмётся Заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.

Мышки – крошки засмеялись:
Мы летали, не боялись.
Высота – красота,
Ни единого кота.

Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь
И с большой медведицей
В синем небе встретиться.

- Ребята, возьмём с собой Зайку, мышек и Медведя?

- Хорошо, тогда в путь.

4. Повторение изученного материала.

- Ну вот и первая остановка. Это станция “Повторяйкино”.

- Вспомните, пожалуйста, из каких геометрических фигур была построена наша ракета? (из треугольников)

- Правильно. А вот этот треугольник вам что-нибудь напоминает? (это графическое изображение числа 10)

- А с помощью каких фигур обозначают единицы в графической записи двузначных чисел? (с помощью точек)

- Графическая модель какого числа у меня получилась?

- Давайте опять поработаем на своих макбуках. Найдите на рабочем столе файл “Числа”, откройте его.

- Что видите на альбомном листе?

- Соедините графические изображения чисел с их цифровой записью.

Проверка.

- Закрываем макбуки.

Физминутка для глаз.

5. Работа над пройденным материалом.

- Теперь держим путь на следующую космическую станцию. Но что случилось? Наша ракета потеряла управление. Оказывается, наш Зайчик напутал в расчётах.

- На прошлом уроке мы с вами учились складывать и вычитать двузначные числа. Вот и Зайка выполнял такое же задание, но видимо забыл правило о том, как мы это делаем.

- Давайте вспомним правило, а затем проверим примеры, которые решал Зайка и исправим его ошибки.

(чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы; чтобы вычесть одно двузначное число из другого, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы)

10 + 2 = 12 14 + 2 = 34 18 – 10 = 8
5 + 10 = 60 13 – 3 = 10 17 + 1 = 19

- Молодцы! Неисправности мы устранили и теперь можем спокойно долететь до станции “Объяснялкиной”.

Здесь нам предстоит выполнить задание, в котором требуется обосновать или объяснить свой ответ. Откройте учебник на стр. 60 и посмотрите там № 5. Что в этом задании нужно объяснить? (какой знак “больше”, “меньше” или “равно” нужно поставить и почему).

(Объяснение детьми у доски первых двух строчек, остальные самостоятельно).

- Очень хорошо! А сейчас наш путь лежит к станции “Задачной”.

- Но мне кажется, что наши мышки что-то загрустили. Что же случилось? Оказывается, они заскучали по своим знакомым котам.

Давайте немного разомнёмся и не дадим мышкам грустить.

Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (хотьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднятие рук)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (приседание)
И сказали три кота:
“Красота! Красота!” (хлопки в ладоши)

 - Но что это за звуки?

- Ребята, со станции нам подают какие - то сигналы. Это зашифрованное сообщение.

- Посмотрите на него: Х – ТЕГИ = МОПО (слоги на карточках)

- Ребята, на что похожа эта запись? (это уравнение)

- А почему эту запись можно назвать уравнением? (есть неизвестный компонент)

- Давайте решим это уравнение и расшифруем сообщение, посланное нам со станции.

(к доске)

- Поменяйте местами слоги так, чтобы получилось слово. (ПОМОГИТЕ)

- Итак на станции Задачной что-то случилось. А вот Мишка получил объяснение этой просьбы. Оказывается, на эту станцию прилетели Капризуля и царевна Несмеяна. Встретились они и начали реветь и капризничать. Жители станции не знают, что же с ними делать.

- Ребята, для того чтобы Капризуля и царевна Несмеяна перестали плакать, давайте решим про их слёзы задачу из нашего учебника на стр. 60 № 2. Они увидят, сколько слёз зря потратили и успокоятся.

(чтение задачи детьми)

Анализ задачи:

- Перечертите схему задачи себе в тетрадь и будем её одевать.

- Что известно в задаче?

- Какой вопрос?

- Можем ли мы сразу на него ответить? Почему?

- Итак, что мы узнаем сначала? Каким действием мы это найдём?

- А потом сможем ответить на вопрос задачи? Как?

(запись решения за доской, потом проверка)

- Итак, мы помогли успокоить Капризулю и Несмеяну. И служащие на станции теперь могут работать спокойно.

6. Итог урока.

- Ну вот и подходит к концу наше путешествие.

- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? (складывали, вычитали, сравнивали двузначные числа, решали задачу и уравнение)

- Как нужно складывать и вычитать двузначные числа?

- А теперь нам осталось только правильно приземлиться на Землю. Сейчас каждый получит парашют с заданием. Вы должны его решить и приземлиться каждый на свою полянку. Посмотрите, на доске полянки с числами. По моему сигналу вы будете выходить к доске и прикреплять свой парашют на нужную полянку.

(дети выходят по рядам)

На каждой полянке написана цифра с ответом к примерам.

Полянок шесть. С обратной стороны каждой из них буквы из которых потом сложится слово ВОСТОК.

- Молодцы! Ну, раз уж мы сегодня вспоминали первый полёт человека в космос, то давайте узнаем, как назывался первый космический корабль, на котором Юрий Гагарин облетел вокруг Земли. Для этого расставьте числа на полянках в порядке возрастания.

- Так, теперь я переверну полянки. Какое слово у нас получилось? (ВОСТОК)

- В заключение, я раздам вам памятные подарки, на которых вас ждёт секретное задание, которое вы сделаете дома. Договорились?

- Правильно! Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам за урок.