Диагностика уровня сформированности временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь ребенка неотделима от времени. В дошкольном возрасте дети не только должны уметь ориентироваться в частях суток, днях недели, годовом цикле, но и научиться ориентироваться во времени:

  • уметь определять время;
  • измерять время;
  • чувствовать длительность времени;
  • изменять скорость выполнения действий в зависимости от временных рамок.

Сформированность временных представлений способствует, развитию у детей таких качеств, как пунктуальность, точность, целенаправленность, собранность, организованность. Данные качества нужны ребенку в школьной и повседневной жизни.

Чтобы качественно спланировать работу по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста надо провести комплексную диагностику. Комплексная диагностика поможет выявить практические навыки ребенка, владение математической терминологией, умение работать самостоятельно. Диагностика проводилась в начале года и в конце года.

Для проведения диагностики я выбрала:

  • Наблюдение;
  • Педагогическую диагностику;
  • Беседу по методике Е.И.Щербаковой.

Наблюдение – один из методов педагогической диагностики. С его помощью можно получить разнообразную информацию о ребенке, в естественной обстановке.

Путем наблюдения за детьми в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности я определяла уровень сформированности математического словаря детей (оперирование временными наречиями, словами – терминами названиями частей суток, дней недели, месяцев, временные интервалы); умение детей самостоятельно работать с моделями – определяя суточные интервалы, дни недели, календарем природы. Наблюдение велось в свободной деятельности ( работа с моделями суток, дней недели, часами); в специально организованных игра (сюжетно – ролевые, игры с правилами, дидактические, настольно – печатные). (Данные заносились в протокол)

Педагогическая диагностика – комплекс мер направленных на выявление уровня развития ребенка, овладение им определенных знаний и умений. Правильная оценка полученных результатов позволяет сделать правильный выбор методов и средств, выстроить целостный образовательный процесс, индивидуальную работу с учетом знаний, умений и навыков каждого ребенка. Практические материалы подобраны мной по следующим направлениям:

  • части суток;
  • дни недели;
  • времена года;
  • месяцы;
  • часы;
  • чувство времени;
  • владение специальной терминологией.

1 задание. Диагностические картинки (части суток).

Цель: выявить представления детей о чередовании частей суток.

Материал: картинки с изображением детей в разный отрезок суток,

Процедура проведения: детям были предложены 8 картинок с изображением деятельности детей в утренний , дневной, вечерний и ночной отрезок времени. ребенку надо было расположить картинки, в определенной последовательности начиная с утра.

Д/и “Часы гнома”.

Цель: выявить представления детей о чередовании и длительности частей суток.

Материал: разрезная модель суточных часов.

Процедура проведения: детям предложена разрезная модель суточных часов. Надо сложить целостную модель суток, правильно располагая суточные отрезки. [1]

Задание №2 Д/и “Рассели гномов”

Цель: выявить представления детей о днях недели.

Материал: домик, в домике 7 окошек, 7 гномиков, одежда которых раскрашена в разные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий фиолетовый)

Процедура проведения: детям предложен материал для игры. Каждый ребенок, опираясь на цветовое изображение гномика, должен расселить его в свой домик. После выполнения задания назвать дни недели. [1]

Д/и “Паровозик”

Цель: выявить представления детей о количестве и последовательности дней недели.

Материал: плоскостное изображение паровозика и вагончиков (7). На каждом вагончике наклеена цифра от 1 до 7.

Процедура проведения: детям раздаются наборы для игры. Педагог поясняет, что каждый вагончик это день недели. Надо расположить вагончики так, чтобы дни недели шли по порядку. После выполнения задания дети отвечают на вопросы педагога. Сколько дней в недели? С какого дня начинается неделя? Каким заканчивается? Как называется второй, третий по счету день недели?

Задание №3. Диагностические картинки (времена года)

Цель: выявить представления детей о временах года.

Материал: картинки с изображением природы, деятельности людей в разное время года.

Процедура проведения: Детям раздают наборы картинок. Педагог предлагает сгруппировать картинки в соответствии с определенным временем года. После выполнения задания назвать времена года.

Д/и “Чудесный мешочек”

Цель: выявить представления детей о временах года, сменяемости времен года, характерные признаки времен года.

Материал: красивый мешочек, картинки с изображением природы, деятельности людей, жизни животных в разное время года.

Процедура проведения: каждый ребенок, достает из мешочка какую-либо картинку, называет время года, и основные признаки этого времени года. (Например: это время года осень. Становится холодно, желтеют и опадают листья и т. д ).

Задание №4. Диагностические картинки (круглый год)

Цель: выявить представления детей о месяцах года их последовательности.

Материал: 12 карточек на каждого ребенка с изображением характерных признаков присущих каждому месяцу.

Процедура проведения: Каждому ребенку раздается комплект из 12 карточек. Педагог предлагает разложить карточки, в определенной последовательности начиная с марта месяца. После выполнения задания, назвать последовательно все месяцы.

Д/и “Двенадцать месяцев”

Цель: выявить представления детей о месяцах года.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 12.

Процедура проведения: на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 12 изображением вниз.

Играющие, берут по одной карточке т выстраиваются по порядку в соответствии с цифрами на карточках. Каждый ребенок – один из 12 месяцев.

Педагог задает вопросы:

- Первый месяц года, как тебя зовут? Второй?

- Июнь, между какими месяцами ты находишься?

- Октябрь, ты какой месяц по счету в году? [2]

Задание № 5. Д/упр. “Часы”.

Цель: выявить представления детей о часах.

Материал: плоскостные модели часов.

Процедура проведения: каждому ребенку раздается модель часов.

Детям предлагают ответить на вопросы: для чего нужны часы? Зачем нужно знать время? Как устроены часы? Передвиньте стрелку, которая считает секунды, минуты, часы.

Д/и “Который час”

Цель: выявить представления детей о временных интервалах.

Материал: плоскостные модели часов.

Процедура проведения: Педагог называет временной интервал и предлагается детям установить на макете часов указанный интервал времени. [2]

Задание №6. Д/и “Сделай вовремя”

Цель: выявить сформированность у детей чувства времени.

Материал: песочные часы.

Процедура проведения: Педагог предлагает детям выполнить какое либо действие за определенный интервал времени (1, 3, 5 минут). [3]

Итоговая уровневая оценка определяется по 2-х балльной системе и следующим критериям:

Высокий уровень (2 балла). Ребенок имеет представления о временных отношениях:

  • длительность частей суток,
  • последовательность дней недели,
  • определяет время по часам.
  • называет времена года, месяцы.
  • самостоятельно раскладывает картинки в соответствии со временем года, частью суток.
  • в речи оперирует специальной терминологией, осмысленно отвечает на вопросы.
  • определяет по тексту, о каком времени года идет речь, отгадывает загадки;
  • иногда допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет.

Средний уровень (1 балл). У ребенка частично сформированы представления о временных отношениях:

  • называет части суток;
  • называет дни недели, путается в последовательности;
  • определяет время по часам с помощью педагога;
  • называет времена года, непоследовательно перечисляет месяцы;
  • раскладывает картинки в соответствии со временем года, частью суток при помощи педагога;
  • частично оперирует в речи специальной терминологией, затрудняется в высказываниях, пояснениях;
  • определяет по тексту, о каком времени года идет речь, отгадывает загадки;
  • допускает ошибки. Исправляет при небольшой помощи педагога.

Низкий уровень (0 баллов). У ребенка не сформированы представления о временных отношениях.

  • называет части суток (без понимания);
  • частично называет дни недели, без последовательности чередования;
  • не определяет время по часам;
  • не называет времена года, месяцы;
  • не раскладывает последовательно картинки в соответствии со временем года, частью суток;
  • не оперирует в речи специальной терминологией, затрудняется в высказываниях, пояснениях;
  • не определяет по тексту, о каком времени года идет речь, не отгадывает загадки;
  • Не исправляет допущенные ошибки.

Данные заносились в таблицу. (Приложение №1)

Не менее важным методом является метод беседы. Данный метод предоставляет возможность выяснить те моменты, которые невозможно получить путем наблюдения и диагностики. Данный метод позволяет выявить владение специальной терминологией, логикой рассуждений, умение грамотно строить предложение. Вопросы из методики Е.И. Щербаковой.

  1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
  2. Назови дни недели.
  3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
  4. Когда бывает новый год?
  5. Когда день твоего рождения?
  6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
  7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
  8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
  9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
  10. Назови месяцы зимы.

Результаты также занесены в протокол.

На основе полученных данных я выбрала наиболее эффективные дидактические методы и средства, которые позволят выстроить целенаправленную систему работы, реализовать поставленные задачи в течении учебного года, с учетом знаний и умений детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

Литература.

  1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
  2. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.
  3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.