Тип урока: урок-практикум “Оформление региональной контурной карты географическое положение, природные ресурсы Европейского Севера” | ||||
Цель урока: формирование знаний о географическом положении, природных условиях и ресурсах района. | ||||
Задачи урока: - Сформировать образ района. - Выявить состав и особенности географического положения района. - Раскрыть особенности природных условий и ресурсов района. - Совершенствовать навыки работы с контурной картой. |
||||
Планируемые результаты урока | ||||
Предметные Знать особенности географического положения Европейского Севера. Уметь делать выводы о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района. Показывать на карте субъекты федерации, входящие в состав Европейского Севера, пограничные районы и государства, моря, омывающие Европейский Север, основные месторождения полезных ископаемых. |
Метапредметные Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Давать определения понятиям , выявлять их главные признаки, сравнивать объекты. Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение работать самостоятельно. Познавательные: Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи. Преобразовывать информацию из одного вида в другой |
Личностные Осознавать целостность окружающего мира. Понимать ответственность за сохранение объектов природы и всемирного наследия. Развивать и совершенствовать интеллектуальные и творческие способности. Расширить круг интересов, учиться на практике применять свои знания |
||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК “Полярная звезда”, Просвещение 2010, атлас “Дрофа” 2009 год | ||||
ИКТ на уроке: презентация “Европейский Север” | ||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
Создание проблемной ситуации | ||||
Вступительное слово: Север у каждого свой. Для одних это чистые озера Карелии, для других - метели и морозы. Для одних это безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других - непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних это фантастические природные богатства, для других труднодоступные, малозаселенные и слабоосвоенные районы. - Образ, какого района нам предстоит создать на уроке? |
Ученики формулируют тему урока | |||
Формулирование проблемы | ||||
- Какие вы заметили
противоречия в прочитанных предложениях? Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает? |
Ученики вступают в диалог с
учителем, выявляют противоречия в предложенном
материале. Ученики с помощью учителя подходят к формулировке проблемы “Есть ли необходимость продолжать освоение Севера?” |
|||
3. Версии | ||||
Какие у вас есть версии решения проблемы? | Ученики предлагают свои версии
решения проблемы (обе точки зрения записываются
на доске) За освоение Против освоения |
|||
4. Актуализация знаний | ||||
Что мы знаем о природных
условиях Европейского Севера? Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему? |
Вспоминают материал, изученный в
8 классе, параграф 46 “Северные безлесные зоны”. Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему. |
|||
5. Поиск решения | ||||
Практическая работа (приложение 1) | Выполняют практическую работу на контурной карте. | |||
6. Применение новых знаний | ||||
Почему при сложных природных
условиях Европейский Север осваивается? Какие природные условия Севера затрудняют развитие района? Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района? |
Предполагаемые ответы. Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота. Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными |
|||
7. Вывод по проблеме | ||||
Как вы считаете, есть ли необходимость в освоении Севера? | Ученики высказывают свое мнение,
аргументируя его. Вывод по уроку: 1 точка зрения: Да,осваивать Север необходимо, так как район богат природными ресурсами, которые так необходимы для развития страны. Нефть и газ, которыми так богат район, являются статьей экспорта России. Лесные, водные ресурсы также способствуют развитию района. А как же мы без морей, без Северного флота, где служат наши выпускники. 2 точка зрения: Нет, к Северу должно быть очень бережное отношение, так как природа ранимая, на освоение территории требуются большие затраты. При освоении Европейского Севера помнить о бережном отношении к природе. |
|||
|
||||
8. Задание на самоподготовку | ||||
Параграф 24-25, вопрос: Слабая заселенность Европейского Севера - это историческая причина или географическая? Ответ аргументируйте. |
Ресурсы:
1. А. И. Алексеева Учебник географии 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2010.
2. В.В. Николина Мой тренажер 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2009.
3. В.В. Николина Поурочные разработки 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2010.
4. http://my-shop.ru/shop/books/358712.html карты Европейского Севера.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Map_of_Russia_-_Northern_economic_region.svg карта Европейского Севера.