Урок географии "Пространство Европейского Севера". 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок-практикум “Оформление региональной контурной карты географическое положение, природные ресурсы Европейского Севера”
Цель урока: формирование знаний о географическом положении, природных условиях и ресурсах района.
Задачи урока:

- Сформировать образ района.

- Выявить состав и особенности географического положения района.

- Раскрыть особенности природных условий и ресурсов района.

- Совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Планируемые результаты урока
Предметные

Знать особенности географического положения Европейского Севера.

Уметь делать выводы о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.

Показывать на карте субъекты федерации, входящие в состав Европейского Севера, пограничные районы и государства, моря, омывающие Европейский Север, основные месторождения полезных ископаемых.

Метапредметные

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Давать определения понятиям , выявлять их главные признаки, сравнивать объекты.

Коммуникативные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Умение работать самостоятельно.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Личностные

Осознавать целостность окружающего мира.

Понимать ответственность за сохранение объектов природы и всемирного наследия.

Развивать и совершенствовать интеллектуальные и творческие способности.

Расширить круг интересов, учиться на практике применять свои знания

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК “Полярная звезда”, Просвещение 2010, атлас “Дрофа” 2009 год
ИКТ на уроке: презентация “Европейский Север”

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Создание проблемной ситуации
Вступительное слово:

Север у каждого свой. Для одних это чистые озера Карелии, для других - метели и морозы. Для одних это безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других - непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних это фантастические природные богатства, для других труднодоступные, малозаселенные и слабоосвоенные районы.

- Образ, какого района нам предстоит создать на уроке?

Ученики формулируют тему урока
Формулирование проблемы
- Какие вы заметили противоречия в прочитанных предложениях?

Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает?

Ученики вступают в диалог с учителем, выявляют противоречия в предложенном материале.

Ученики с помощью учителя подходят к формулировке проблемы “Есть ли необходимость продолжать освоение Севера?”

3. Версии
Какие у вас есть версии решения проблемы? Ученики предлагают свои версии решения проблемы (обе точки зрения записываются на доске)

За освоение

Против освоения

4. Актуализация знаний
Что мы знаем о природных условиях Европейского Севера?

Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему?

Вспоминают материал, изученный в 8 классе, параграф 46 “Северные безлесные зоны”.

Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

5. Поиск решения
Практическая работа (приложение 1) Выполняют практическую работу на контурной карте.
6. Применение новых знаний
Почему при сложных природных условиях Европейский Север осваивается?

Какие природные условия Севера затрудняют развитие района?

Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района?

Предполагаемые ответы.

Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота.

Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными

7. Вывод по проблеме
Как вы считаете, есть ли необходимость в освоении Севера? Ученики высказывают свое мнение, аргументируя его.

Вывод по уроку:

1 точка зрения: Да,осваивать Север необходимо, так как район богат природными ресурсами, которые так необходимы для развития страны. Нефть и газ, которыми так богат район, являются статьей экспорта России. Лесные, водные ресурсы также способствуют развитию района. А как же мы без морей, без Северного флота, где служат наши выпускники.

2 точка зрения:

Нет, к Северу должно быть очень бережное отношение, так как природа ранимая, на освоение территории требуются большие затраты. При освоении Европейского Севера помнить о бережном отношении к природе.

  • Самоанализ
  • Достижения
  • Сложности
  • Предложения
8. Задание на самоподготовку
Параграф 24-25, вопрос: Слабая заселенность Европейского Севера - это историческая причина или географическая? Ответ аргументируйте.

Ресурсы:

1. А. И. Алексеева Учебник географии 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2010.

2. В.В. Николина Мой тренажер 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2009.

3. В.В. Николина Поурочные разработки 9 класс УМК “Полярная звезда” М., Просвещение 2010.

4. http://my-shop.ru/shop/books/358712.html карты Европейского Севера.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Map_of_Russia_-_Northern_economic_region.svg карта Европейского Севера.