Задачи: познакомить учащихся со звуками [в], [в']; познакомить учащихся с буквами В, в; развивать навыки правильного выразительного чтения.
Формируемые УУД: умение обозначать звуки [в], [в'] буквами “В, в”, умение определять количество слогов в слове по буквам гласных звуков; уметь давать характеристику звукам в слове, умение делить слова на слоги, умение составлять из слов предложения, а из предложений составлять текст, умение отвечать на вопросы по тексту.
Ход занятия
1. Актуализация знаний.
Приветствие гостей.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке?
- Какой буквой обозначаются эти звуки? Дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой “П”.
- Составьте слова с буквой П.
(слова печатаются на электронной доске учителем)
- Назовите признаки слова...... (выбрать любое слово на букву П, составленное детьми)
- Составьте предложение со словом, в котором есть буква “П”.
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель предлагает детям отгадать, какой предмет находится в чёрном ящике. Воспользоваться можно ключами-помощниками (цвет, форма, запах, вкус, назначение). В чёрном ящике находится виноград. (Слайд1)
- Ребята, попробуйте отгадать загадку.
В пустыне живёт,
Подолгу не пьёт,
С жарой легко справляется,
Колючками питается.
(Верблюд) (Слайд1)
- Послушайте еще одну загадку.
Этот зверь родня собаке,
Его повсюду узнает всякий.
В охоте серый знает толк,
Угадали? Это .... (волк) (Слайд1)
- Что объединяет эти три слова? (Они начинаются со звуков [в],[в'] и обозначаются одной буквой)
- А какой предмет лишний по вашему мнению? (Виноград, так как это фрукт)
- Какой первый звук слышится в слове “волк”? (звук [в])
- Какой первый звук слышится в слове “верблюд”? (звук [в'])
- Какой буквой обозначим эти звуки? (буквой “в”) (Слайд 2)
- Посмотрите, в алфавите каждая буква имеет своё имя.
- Сейчас у вас нет достаточно знаний о букве “В”. Я предлагаю вам провести исследование этой буквы и узнать о ней как можно больше информации. Для этого, я приглашаю вас в путешествие в страну буквы “В”.
- Вы любите путешествовать? (Слайд 4)
- Вы будете путешествовать: знакомиться с буквой “В”, решать интересные задания, а в конце путешествия непременно поделитесь знаниями, которые получите. Многие путешественники, вернувшись на Родину, делятся своими знаниями и эмоциями с друзьями. Узнают много нового и интересного. Делают снимки на память о путешествии. Посмотрим, что получится у нас?!.....
- Перед путешествием, я хочу спросить у вас, а что бы вы хотели узнать о букве “В”?
Учитель фиксирует маркером высказывания детей на ватмане, в середине которого изображена буква “В”. (Например: “хочу узнать название городов на эту букву”, “хочу знать, какие звуки обозначаются буквой “в” и т.д.)
3. Работа в группе. Правила работы в группе озвучивают учащиеся. Время работы в группах 10 минут.
Группа №1 – звуки [в], [в'], буква В, в. Положение звуков [в], [в'], в слове, местоположение буквы “В” в ленте букв, слоги с буквой “В”.
Группа №2 –Имена собственные и нарицательные с буквами “В, в”, деление слов на слоги, односложные, двусложные, трёхсложные слова.
Группа №3 – признаки слова, звукобуквенный анализ слова, ребус.
Группа №4 – деформированное предложение (или скороговорка), текст.
Физкультминутка (музыкальная) (Слайд 6)
4. Представление и защита работ.
Каждая группа выступает с информацией о букве “В”, прикрепляет практическое задание в сводную таблицу на доске.
Учащиеся по ходу выступления каждой группы задают вопросы участникам группы.
Итоговая таблица (на доске)
5. Применение новых знаний.
На слайд выведены задания.
Отметь галочкой картинки, в которых слышатся звуки [в], [в'].
Допиши слоги ва, во, ви, чтобы получились слова.
Дай характеристику звукам в слове, выполни транскрипцию, посчитай количество букв и звуков.
Собери из слов предложение.
Из предложений составь текст.
- Что сейчас вы прочитали?
- Докажите, что это текст.
- Ребята, вам пригодились знания, которые вы получили во время путешествия по стране буквы “В”?
6. Подведение итогов.
- Подведём итоги!
- Какие открытия вы сегодня сделали?
- Чему учились сегодня на уроке?
- Интересно ли было вам работать вместе с друзьями?
- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответа?
Открытые вопросы записываются учителем в облаке и вывешиваются на дерево вопросов. С этих вопросов лучше начать второй час урока по закреплению знаний изученной буквы.
7. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке сегодня!
- Вы отлично поработали! Молодцы!
8. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь “Спутник букваря” Л.А. Ефросининой стр.6, №1, №2.