Формирование навыка говорения (из опыта работы по коммуникативной методике)

Разделы: Иностранные языки


Говорение является несомненно важным видом речевой деятельности с одной стороны и одновременно с этим именно тем видом речевой деятельности, который вызывает наибольшие затруднения. Для того чтобы учащиеся могли успешно справляться с поставленными коммуникативными задачами им необходимо овладеть коммуникативными стратегиями, среди которых на начальном этапе немаловажную роль играют упрощение речи, перефразирование и употребление клише. Наиболее разработанной из этих стратегий является употребление клише. Такой раздел как functional language/ useful phrases мы найдем сегодня в любом учебном пособии. Задача учителя предоставить учащимся возможность научиться правильно употреблять этот язык сообразно обстоятельствам, создавать на занятии коммуникативные ситуации, в которых наши ученики получают возможность потренироваться в практическом употреблении соответствующих фраз.

Перефразирование является на наш взгляд не менее важной стратегией. Использование метода перефразирования, позволяет учащимся говорить по-английски более свободно, собственно, заговорить. Научить детей, как только они “застревают” на незнакомом английском слове, пытаться перестроить предложение и обойтись без него, - важный прием в развитии разговорных навыков. Уже на начальном уровне учащиеся достаточно быстро могут приступить к таким упражнениям, которые помогут им научиться объяснять одни слова с помощью других. Простейшим заданием такого рода будет задание дать определение знакомым прилагательным с помощью частицы not или антонимов:big- not small, ling- not short, healthy - not ill; rich - not poor; rude - not polite;clever - not silly, и т.д. Изучая притяжательный падеж (“Mary's book”, “my friend's car”), наши ученики уже могут давать такие определения как: my uncle - my mother's brother; niece - my aunt's daughter; grandmother - my father's mother, и т.д. Вариантом задания на подбор определения может быть игра “Twenty questions”, в которой дети угадывают слово оговоренной темы, загаданное одним из участников группы (работу можно также выполнять в парах и малых группах). Другим упражнением для работы в парах может быть решение кроссвордов, в которых слова поделены между партнерами, и задача собеседников объяснить друг другу значение недостающего в их части кроссворда слова <Рисунок 1>. Еще одним видом работы (также выполняемым в парах) является подбор учениками пары предложений, в которых одна и та же мысль выражена по-разному.

Наименее разработанным является метод упрощения, хотя умение упрощать свою мысль представляется безусловно ценным. На начальном этапе учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой, когда их мысль выраженная на родном языке сложнее того, что они могут сказать на изучаемом английском. Отчасти эта проблема снимается перефразировкой, о которой речь шла выше, но не всегда, так как перефразируя мысль мы можем при этом не сохранить уровень её сложности. Упражнения, которые могут помочь в упрощении, относятся как к подготовительным так и к подготовленным речевым. Вариантом подготовительного упражнения является упрощение отдельных предложений, подобранных соответственно теме занятия. Подготовленное речевое упражнение может быть представлено текстом, который учитель предлагает пересказать учащимся в парах, каждый раз делая пересказ короче.

Последовательное использование подготовительных и непосредственно речевых упражнений при формировании навыка говорения помогает учащимся почувствовать себя более уверенно. К подготовительным упражнениям относятся задание на конструирование выказывания по образцу, комбинирование и группировка изучаемых языковых образцов, а также задания на видоизменения и замены. Речевые упражнения включают в себя подготовленную (видоизменение и дополнение высказывания с опорой (или без) на ключевые слова, на невербальную информацию (содержание картинки, например), на изучаемую речь) и неподготовленную (с опорой на источники информации (статьи и т.п.), жизненный опыт) речь. На первом этапе обучения устной речи применяются подготовительные упражнения, которые последовательно переходят в подготовленное и неподготовленное говорение.

Среди видов речевой деятельности, способных стимулировать говорение, специалисты выделяют дискуссии, ролевые игры, имитационные модели, мозговой штурм, информационные пробелы, завершение рассказа, описание картинки, интервью и презентации.

Уже в самом начале обучения говорению формируется умение обмениваться личной информацией, которое получает развитие, например, в темах, связанных с изучением цифр и профессий. Вводной частью, открывающей повторение цифр, может служить фонетическое упражнение, в котором вместо цифр своего телефонного номера учащиеся называют слова с определенным гласным звуком, в соответствии с имеющейся у них таблицей <Рисунок 2>, собеседник слыша определенное слово, записывает соответствующую ему цифру и затем проговаривает номер телефона по цифрам, проверяя правильность записи (и произношения партнера). Это упражнение позволяет ненавязчиво повторить знакомые учащимся цифры в форме игры. Еще одним игровым упражнением служит задание записать несколько цифр (house number, phone number, age (yours, best friend’s, mother’s...) phone number etc.) и работая в парах выяснить к чему относится та или иная цифра: 139. Is it your house number? - Yes, it is./ No, it isn’t. Аналогичная игра возможна при прохождении темы: семья. Учащиеся пишут имена, задача партнера выяснить как можно больше информации о том, кому принадлежит названное имя. Продолжая тему вопросов и ответов, отрабатываем с учащимися специальные вопросы: What’s your name (surname, phone number, address, email address)? Дополняем задание получить необходимую информацию для заполнения членской, регистрационной, визитной карточки фразами: Could you speak more slowly, please? Can you repeat, please? Can you spell it, please?

Задания, о которых речь шла выше, относятся к самой первой ступени формирования навыка говорения и характеризуются малым словарным запасом учеников и ограниченным набором грамматических знаний и навыков. Тем не менее уже на этом этапе в качестве заданий, стимулирующих речевую деятельность, мы предлагаем использовать, ролевые игры и информационные пробелы, которые дают возможность детям заговорить, не испытывая при этом стресса. С расширением лексического и грамматического запаса появляется возможность разнообразить виды устной речевой деятельности учащихся.

При обсуждении с детьми их повседневной жизни, любимых и нелюбимых занятий, хорошим упражнением служит парная работа с заданием найти общее и отличия <Рисунок 3>, при этом вопрос “What do they have in common” может служить обратной связью и отправной точкой для реальной коммуникативной ситуации с заданием найти общее в паре и рассказать о результатах. Развитию взаимодействия в группе способствует упражнение, предлагающее учащимся предугадать какую-либо информацию о собеседниках. Упражнение может быть выполнено в двух вариантах. Первый из них может быть выполнен как в парах так и в малых группах. Ученики получают перечень предложений, которые им предстоит заполнить и озвучить, высказывая свое мнение (на доске I think, It seems to me, In my opinion... Mary likes/ hates/ often eats...). Ответы собеседника могут быть как краткими (Yes, I do./ No, I don’t.) так и развернутыми с уточняющей информацией в случае отрицательного ответа. Второй вариант предполагает работу в малых группах, в этом случае предложения, которые дополняют ученики, содержат информацию о них. Предложения перемешиваются и задача участников группы угадать, кому принадлежит то или другое предложение. Можно сделать задание соревновательным, определив участника давшего наибольшее количество правильных ответов. В качестве неподготовленного общения можно предложить учащимся обсудить как они отдыхают в выходные, если в предыдущем упражнении они обсуждали, например, свой образ жизни в течение учебной недели. За обратной связью можно вернуться к вопросу о том, что в чем общее и отличия в паре, если он не обсуждался ранее или обсудить вопрос о том, что из опыта собеседника детям понравилось или нет.

Большие возможности для обсуждения появляются с изучением темы степени сравнения прилагательных. Как подготовительные задания могут быть использованы наглядные пособия с изображением людей, предметов, используемые картинки могут содержать необходимые лексические единицы, чтобы сосредоточить внимание учащихся на грамотном употреблении формы слова или представлять собой только зрительный ряд. Следующим этапом работы может быть сравнение на заданную тему, при котором один из учеников имеет вариант правильного ответа, чтобы проверить собеседника <Рисунок 4>. Если говорить об обсуждении тем, связанных с искусством, хорошим вариантом упражнения, провоцирующим обсуждение с использованием степеней сравнения прилагательных, является задание на аудирование, представляющее собой музыкальный номер “Anything you can do I can do better” <Рисунок 5> в двух разных исполнениях, после просмотра которого учащимся предлагается обсудить исполнение, высказав свое мнение о том, какое представление нравится им больше и почему – ситуация реального общения.

С использованием прилагательных связаны также и такие темы как географическая местность, дом, внешность, одежда и т.д., которые предполагают описание предметов и людей. Подготовительными в данном случае являются упражнения, в которых учащихся просят составить описание с опорой на образец (There is/there are; have got/has got), произведя необходимые замены трансформацию грамматической формы. На следующем этапе работы дети получают карточки с изображением двух комнат наполнение которых отличается, отсутствующие предметы перечислены, но их местонахождение неизвестно. Задача собеседников выяснить, где находятся предметы и отметить(нарисовать их) на плане. Вариант выполнения этого задания: найти общее и отличия. В первом случае отрабатывается тема: предлоги места, во втором построение утвердительных и отрицательных предложений (с использованием предлогов места). Еще одно упражнение этого этапа выбор картинки по описанию партнера. Работая в парах или малых группах, учащиеся получают ряд картинок и описывают одну из них, предоставляя партнеру возможность догадаться, о какой именно картинке идет речь. Если ученики описывают внешность людей на картинках, задание соотнести имя человека и его внешность по описанию, хорошо помогает сконцентрировать внимание. Работе над этой темой очень способствуют варианты заданий, которые можно отнести к презентационным или мозговому штурму. Примером презентации может служить задание на описание идеального дома/квартиры/комнаты. Следующее речевое задание выполняется как ролевая игра между покупателем (или арендатором) и владельцем (агентом). Выполняя подобное задание как подготовленное речевое упражнение ученики получают карточки, в которых указан соответственно у покупателя и владельца какие вопросы их интересуют и какая информация есть об обсуждаемом объекте, использование картинок(фотографий) делает эту работу более наглядной. Вслед за ролевой игрой мы предлагаем ученикам имитационную модель общения, в которой они уже не имеют речевых опор, а только ситуацию: выбрать и забронировать номер в отеле, снять квартиру для себя, для друга, предлагаются условия, на которых они могут сделать выбор и информация по предложениям. Как и в случае с предыдущим упражнением, наглядность облегчает ученикам выполнение задание и оживляет работу. Обратной связью для такого задания является принятие решения и его обоснование.

Ролевые игры, а также имитационные модели имеют широкое применение при изучении таких тем как покупки (ситуации в магазинах), питание (рестораны, кафе). Но, как уже говорилось выше, они используются на заключительном этапе отработки речевого навыка. Если говорить о начале работы с такой темой как питание целесообразно использовать подготовительные упражнения, в которых учащимся предлагается составить свой стандартный список покупок (с опорой на образец) и сравнить его со списком партнера (отрабатывая тему there is/there are; have got/ has got с другой лексикой). Тема питание связана с изучением исчисляемых/неисчисляемых существительных, поэтому упражнения, в которых эти две темы неразрывно связаны будут очень полезны нашим ученикам, выбрав правильную форму how much/how many, они проводят опрос партнера на основании сформулированных вопросов – данное упражнение можно отнести к подготовительным – и делают вывод о том насколько здоровым является его питание и почему (обратная связь). Возвращаясь к ролевым играм, предлагаем ученикам поработать в парах, представляя посетителя и официанта ресторана, и побеседовать, делая заказ на основе предложенного меню.

Тема проведения свободного времени на начальном уровне может быть привязана к таким грамматическим явлениям как present simple tense (How do you usually spend your weekend/holiday), past simple tense, present perfect tense и оборот going to. В соответствии с этим набор лексических единиц будет варьироваться от совсем простого к более сложному и выбор упражнений, которые мы можем предложить учащимся по данной тематике достаточно широк. В качестве подготовленного речевого упражнения предлагается игровое задание, в ходе которого участники малой группы по очереди берут карточки, лежащие лицом вниз на столе и начинают с фразы (I usually have a good time at the weekend/ I had a good time last weekend/I’m going to have a nice time this weekend). Цель игры с помощью вопросов выяснить, как провел/обычно проводит/или собирается провести время участник игры, взявший карточку. На доске учитель готовит опорные слова для составления вопросов : Where / go? Who / with? ___ / What / weather like? What / eat? What / drink? How many people / there? What time / get home? Свободным речевым заданием является другое групповое задание, выполняя которое, учащимся предстоит принять совместное решение о проведении каникул или выходных <Риснок 6>. Необходимые для беседы клише (набор определяется учителем в зависимости от уровня и потребностей группы) выносятся на доску: making suggestions (How about/What about/ Let’s.../Why don’t we...), express agreement/disagreement/ opinion (OK/I agree/disagree/ It’s a good idea but.../I’m afraid it’s boring/ I don’t think so/ In my opinion...) Интересным видом работы является завершение рассказа, которое можно применять, когда учащиеся познакомились с употреблением простого прошедшего времени. Дети могут иметь лишь начало рассказа и продолжение покрепленное картинками, окончание рассказа, начало и середина которого представлены в виде зрительного ряда или практически весь рассказ, завершение которого им предстоит придумать. Данное задание относится к неподготовленной речи и его выполнение требует определенного уровня подготовки, поэтому его следует выполнять после подготовительных упражнений и предварительно отработать фразы, способствующими связности речи (then, after that, finally).

Таким образом, применяя описанную выше методику, мы добиваемся формирования навыка говорения у учащихся за счет систематического подхода к выполнению различных речевых упражнений и обучению коммуникативным стратегиям, облегчающим общение, способствующим снятию языкового барьера и развитию компенсаторной компетенции как умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

P.S. Рисунки к статье показывают примеры упражнений, которые можно использовать, изменив лексику и уровень сложности применительно к изучаемой теме и возрасту учащихся.