Цель: Закрепление звука Ж в словах, предложениях и фразовой речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- корригировать произношение звука Ж в словах, предложениях и фразовой речи;
- закрепить умение различать на слух и в произношении звук Ж;
- сформировать навык синтеза слов и предложений, составление связного текста;
- развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать интеллектуальные функции (мышление, память, наблюдательность, внимание, воображение);
- совершенствовать интонационную выразительность речи через театрализованную деятельность.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, русскому языку, к русским народным потешкам;
- формировать такие нравственные качества, как самостоятельность, навык сотрудничества.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений.
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, приложение 1 (раздаточные материалы для учащихся).
Раздаточный материал: игрушки, мольберты, тетради, ручки, карточки с заданиями, шапочки-маски (для игры-драматизации).
Использование современных технологий:
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные компьютерные технологии.
Методы и приемы:
- словесные – диалог, объяснение в сочетании с показом, пояснение, напоминание, вопросы, оценивание, беседа, художественное слово;
- наглядные - показ слайдов, иллюстраций, (соответствующих тематике занятия, содержанию игр и упражнений);
- практические и игровые - дидактические игры и упражнения.
Целевая группа: дети с особыми образовательными потребностями.
Предварительная работа: разучивание слов потешки “Жук”, чистоговорок и загадок о насекомых.
Ход урока
I. Организационный этап.
Оргмомент.
- Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем урок.
II. Основной этап.
Сообщение темы.
- У меня есть необычная шкатулка, там что-то шуршит. (Из коробочки-шкатулки логопед достает игрушки: жука, многоножку, жужелицу, кузнечика, пчелу, муравья)
- Кто это?
- Каким общим словом можем мы их назвать? (Насекомые)
- У нас в гостях насекомые: жук, божья коровка, кузнечик, пчела, муравей. Мы с вами расскажем нашим гостям о том, как много о них знаем.
- Какой звук повторяется чаще всего в словах ЖУК, БОЖЬЯ КОРОВКА, ЖУЖЕЛИЦА? (Звук Ж)
- Насекомые интересуются, все ли дети умеют произносить звук Ж в словах, предложениях, и фразовой речи.
- Какой звук мы будем учиться правильно произносить? (Звук Ж)
Тема нашего мероприятия “Звук Ж в словах, предложениях и фразовой речи”.
-Повернитесь друг другу лицом и несколько раз произнесите звук Ж.
-Гласный это звук или согласный? Вспомните, что мы говорили на прошлом занятии об этом звуке? (Согласный звук)
-А теперь определите, работают ли голосовые связки. Значит, какой это звук? (Звонкий звук)
- Запишите букву Ж в своих тетрадях. На что похожа буква Ж? (на жука)
- Эта буква широка и похожа на жука. Да при этом, точно жук, издает жужжащий звук.
- Вспомните, пожалуйста, о каком правиле мы говорили на прошлом занятии. (ЖИ как и ШИ пишется с буквой И)
- Повторите за мной медленно и выразительно чистоговорки со звуком Ж:
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?
- Повторите за мной слова русской народной потешки:
- Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Черного и белого, только не горелого.- Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Звуковой анализ слов
- Послушайте потешки. Запишите слова со звуком Ж в своих тетрадях.
Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком. (Г.Виеру)
- В этих словах, что записали в тетради, определите, где находится данный звук: в начале, середине или в конце? (Ответы детей)
- Запишите, в скобочках после слова, где находится звук: в начале, середине или в конце.
- Наш гость Жук-жучок предлагает поиграть с ним в различные игры.
Пальчиковая гимнастика
- Поиграют наши руки. Выполним пальчиковую гимнастику “Две сороконожки”.
Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, все бежали и бежали
Друг дружку догоняли.
Как друг дружку догнали,
Так друг дружку обняли,
Так друг дружку обняли,
Что едва мы их разняли.
(М.Пинская)- Руки скрещены, пальцы каждой руки бегут по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в “замок на груди”.
Дыхательная гимнастика “Ветерок”
- Перед вами два мольберта. На мольбертах с двух сторон прикреплены карточки со словами и закрыты нарезанными полосками бумаги.
- Дети, ваша задача – прочитать слова, которые спрятались под бумажными полосками. (Дети читают слова (ко-жа, са-жа,-лу-жа, лы-жи, ножи, жилет), сдувая полоски над ними.)
Дидактическая игра “Один - пять”
- Дети, посчитайте, пожалуйста, жуков на экране проектора.
Игра “Большой-маленький”
- Измените слова так, чтобы слышался звук Ж. Например, называю вам слово: пирог. А если предмет маленький, как мы его назовем? (Пирожок)
Флаг – (флажок)
Друг - (дружок)
Круг - (кружок)Утюг - (утюжок)
Снег - (снежок)
Берег - (бережок)Стог – (стожок)
Порог – (порожок)Сапог – (сапожок)
Творог – (творожок)
Упражнение “Измени слово по образцу”
- Измените слова, которые обозначают действия по образцу: водить – вожу, рассказать – расскажу.
Вязать-(вяжу) Ходить-(хожу)
Лежать-(лежу)
Дружить-(дружу)
Бродить-(брожу)
Служить-(служу)
Возить-(вожу) Сидеть-(сижу)
Кружить-(кружу)
Будить-(бужу)
Заказать-(закажу)
Водить-(вожу) Глядеть-(гляжу)
Показать-(покажу)
Мазать-(мажу)
Сказать-(скажу)
Положить-(положу)
Физминутка
- Встаньте, пожалуйста. Немножко разомнемся. Представим, что мы кузнечики.
Поднимайте плечики -
Прыгают кузнечики:
Травушку покушаем,
Тишину послушаем.
- Представим, что мы бабочки.
Только солнце засияет,
Сразу бабочка взлетает,
Попорхает, покружится,
На цветок опять садится.
Работа с анаграммами
- А сейчас поработаем по карточкам, на которых записаны слова. Но слова рассыпались. Дети, определите, какие это слова. Запишите их в своих тетрадях. (Ответы детей: журнал, снежок, жасмин, этажи, жадина, ножи)
рулжан
жоксне
сминжа
житае
динажа
жино
- А теперь каждый из вас прочитает свое слово и сверит с ответом на экране.
Упражнение “Составь предложение”
- Составьте предложение, используя данные ниже слова. Запишите их в своих тетрадях.
Женя, желтого, нашел, жука, дорожке, на.
- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания.
Работа с деформированным текстом
- Дети, я вам предлагаю поработать по карточкам, где записаны семь предложений. Переставьте предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. (Логопед предлагает детям выполнить работу по карточкам)
Он никак не мог улететь.
Жук замахал крыльями, пожужжал и улетел.
Жанна выбежала на лужок.
Жанна пожалела жука.
Она увидела на дороге жука.
Она перевернула жука веткой.
Жук лежал животом вверх.
- Проверим вместе правильность выполнения задания. Прочитаем на экране текст.
Считалочка “Жук”
- Разделитесь на две команды считалочкой “Жук”:
“ЖУ” да “ЖУ” -
слетались в круг
майский жук,
июньский жук,
жук – носорог,
жук - плавунецЖук – сынок
И жук – отец,
Жужелица,
жук – жучок -
все попались
в мой сачок!
Игра-драматизация “Жук”
- Жук-жучок спрашивает, кто из вас знает игру - драматизацию “Жук”. Все знаете? Первая команда будет исполнять роль жуков, вторая – бабочек. Поиграем в эту игру.
Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.- Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
(Н.Френкель)
Игра “Попробуй отгадай”
- Сначала первая команда читает загадки, а вторая отгадывает. Потом меняемся ролями.
Черен да не ворон.
Рогат да не бык.
Летит – воет, сядет, землю роет. (Жук)Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет – тот свою кровь прольет. (Комар)В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора строит город. (Муравьи)На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)Кто над нами
Вверх ногами
По потолку ходит – не страшится,
Упасть не боится. (Муха)Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
И поделится медком. (Пчела)Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
В воде родится, а воды боится. (Стрекоза)
- Как можно назвать слова-отгадки одним словом? (Насекомые)
- Кто из этих насекомых ползает? (Ответы детей)
- Кто из них летает? (Ответы детей)
- Кто прыгает? (Ответы детей)
- Какие из насекомых жужжат? (Ответы детей)
- Кто пищит, а кто стрекочет? (Ответы детей)
- Чем занимаются насекомые? (Ответы детей)
- Какую пользу приносят муравьи? (Ответы детей)
- Да, действительно муравьи – санитары леса. Они чистят лес от мусора.
Этюд с элементами театрализованной игры “Муравей”
- А теперь выберите себе любую интонацию, с которой можно сказать эту фразу: “Спасибо, Муравей, за то, что ты заботишься о лесе!” (Логопед по очереди опрашивает детей. Дети интонационно выразительно произносят фразу)
- Представьте себе, что вы муравьи и встретились с человеком. Какие чувства вы будете испытывать при этом? (Дети представляют себя муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком)
Упражнение “Если звук угадал, верно слово ты назвал”
(Самостоятельная работа)
- Замените первый звук в словах на звук Ж и запишите новое слово на карточках:
Лук-(жук)
Макет-(жакет)
Сало-(жало)
Даль-(жаль)
Пир-(жир)
Дар-(жар)Бетон-(жетон)
Билет-(жилет)
Пучок-(жучок)
Баба-(жаба)
Сито-(жито)
Пар-(жар)
- Работу на карточках передайте мне на проверку.
III. Заключительный этап.
Итог урока. Рефлексия
- Над произношением какого звука мы сегодня работали? (Ответы детей) Какой это звук? Звонкий или глухой?
-Жук-жучок благодарит вас за очень интересную беседу.
- Чем запомнился урок? О ком мы сегодня говорили? (Ответы детей)
- Какую пользу приносят лесу муравьи?
- Всё у вас получалось? (Дети высказывают свои мнения)
Педагог дает положительную индивидуально-дифференцированную
оценку деятельности каждого ребенка.
Домашнее задание
- Выполните домашнее задание по листочкам, что я вам сейчас предложу. (Логопед объясняет, как правильно выполнить домашнее задание)
Наши гости принесли за вашу отличную работу подарки (игрушки-насекомые). Они гордятся вашими познаниями. (Дети получают подарки от Жука)
Литература
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Школьная пресса, 2007. – 128 с.
- Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.- 256 с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2007. - 64 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение. Книга для родителей. - М.: Издательство Гном и Д., 2000.- 144 с.
- Гимпель И.А. Азбука от А до Я. – Мн.: ООО “Асар”, 2001.- 192 с.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки “Ш”, “Ж”.- Ярославль: “Академия развития”, 1999. – 64 с.