Коррекционное занятие для учащихся с особыми образовательными потребностями "Автоматизация звука [Ж] на базе лексической темы «Насекомые»"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Закрепление звука Ж в словах, предложениях и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • корригировать произношение звука Ж в словах, предложениях и фразовой речи;
  • закрепить умение различать на слух и в произношении звук Ж;
  • сформировать навык синтеза слов и предложений, составление связного текста;
  • развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать интеллектуальные функции (мышление, память, наблюдательность, внимание, воображение);
  • совершенствовать интонационную выразительность речи через театрализованную деятельность.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к окружающему миру, русскому языку, к русским народным потешкам;
  • формировать такие нравственные качества, как самостоятельность, навык сотрудничества.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений.

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, приложение 1 (раздаточные материалы для учащихся).

Раздаточный материал: игрушки, мольберты, тетради, ручки, карточки с заданиями, шапочки-маски (для игры-драматизации).

Использование современных технологий:

  • технология коррекционно-развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные компьютерные технологии.

Методы и приемы:

  • словесные – диалог, объяснение в сочетании с показом, пояснение, напоминание, вопросы, оценивание, беседа, художественное слово;
  • наглядные - показ слайдов, иллюстраций, (соответствующих тематике занятия, содержанию игр и упражнений);
  • практические и игровые - дидактические игры и упражнения.

Целевая группа: дети с особыми образовательными потребностями.

Предварительная работа: разучивание слов потешки “Жук”, чистоговорок и загадок о насекомых.

Ход урока

I. Организационный этап.

Оргмомент.

- Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем урок.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

- У меня есть необычная шкатулка, там что-то шуршит. (Из коробочки-шкатулки логопед достает игрушки: жука, многоножку, жужелицу, кузнечика, пчелу, муравья)

- Кто это?

- Каким общим словом можем мы их назвать? (Насекомые)

- У нас в гостях насекомые: жук, божья коровка, кузнечик, пчела, муравей. Мы с вами расскажем нашим гостям о том, как много о них знаем.

- Какой звук повторяется чаще всего в словах ЖУК, БОЖЬЯ КОРОВКА, ЖУЖЕЛИЦА? (Звук Ж)

- Насекомые интересуются, все ли дети умеют произносить звук Ж в словах, предложениях, и фразовой речи.

- Какой звук мы будем учиться правильно произносить? (Звук Ж)

Тема нашего мероприятия “Звук Ж в словах, предложениях и фразовой речи”.

-Повернитесь друг другу лицом и несколько раз произнесите звук Ж.

-Гласный это звук или согласный? Вспомните, что мы говорили на прошлом занятии об этом звуке? (Согласный звук)

-А теперь определите, работают ли голосовые связки. Значит, какой это звук? (Звонкий звук)

- Запишите букву Ж в своих тетрадях. На что похожа буква Ж? (на жука)

- Эта буква широка и похожа на жука. Да при этом, точно жук, издает жужжащий звук.

- Вспомните, пожалуйста, о каком правиле мы говорили на прошлом занятии. (ЖИ как и ШИ пишется с буквой И)

- Повторите за мной медленно и выразительно чистоговорки со звуком Ж:

Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?

- Повторите за мной слова русской народной потешки:

- Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Черного и белого, только не горелого.

- Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.

Звуковой анализ слов

- Послушайте потешки. Запишите слова со звуком Ж в своих тетрадях.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком. (Г.Виеру)

- В этих словах, что записали в тетради, определите, где находится данный звук: в начале, середине или в конце? (Ответы детей)

- Запишите, в скобочках после слова, где находится звук: в начале, середине или в конце.

- Наш гость Жук-жучок предлагает поиграть с ним в различные игры.

Пальчиковая гимнастика

- Поиграют наши руки. Выполним пальчиковую гимнастику “Две сороконожки”.

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, все бежали и бежали
Друг дружку догоняли.
Как друг дружку догнали,
Так друг дружку обняли,
Так друг дружку обняли,
Что едва мы их разняли.
(М.Пинская)
 

- Руки скрещены, пальцы каждой руки бегут по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в “замок на груди”.

Дыхательная гимнастика “Ветерок”

- Перед вами два мольберта. На мольбертах с двух сторон прикреплены карточки со словами и закрыты нарезанными полосками бумаги.

- Дети, ваша задача – прочитать слова, которые спрятались под бумажными полосками. (Дети читают слова (ко-жа, са-жа,-лу-жа, лы-жи, ножи, жилет), сдувая полоски над ними.)

Дидактическая игра “Один - пять”

- Дети, посчитайте, пожалуйста, жуков на экране проектора.

Игра “Большой-маленький”

- Измените слова так, чтобы слышался звук Ж. Например, называю вам слово: пирог. А если предмет маленький, как мы его назовем? (Пирожок)

Флаг – (флажок)
Друг - (дружок)
Круг - (кружок)
Утюг - (утюжок)
Снег - (снежок)
Берег - (бережок)
Стог – (стожок)
Порог – (порожок)
Сапог – (сапожок)
Творог – (творожок)

Упражнение “Измени слово по образцу”

- Измените слова, которые обозначают действия по образцу: водить – вожу, рассказать – расскажу.

Вязать-(вяжу)

Ходить-(хожу)

Лежать-(лежу)

Дружить-(дружу)

Бродить-(брожу)

Служить-(служу)

Возить-(вожу)

Сидеть-(сижу)

Кружить-(кружу)

Будить-(бужу)

Заказать-(закажу)

Водить-(вожу)

Глядеть-(гляжу)

Показать-(покажу)

Мазать-(мажу)

Сказать-(скажу)

Положить-(положу)

Физминутка

- Встаньте, пожалуйста. Немножко разомнемся. Представим, что мы кузнечики.

Поднимайте плечики -
Прыгают кузнечики:
Травушку покушаем,
Тишину послушаем.

- Представим, что мы бабочки.

Только солнце засияет,
Сразу бабочка взлетает,
Попорхает, покружится,
На цветок опять садится.

Работа с анаграммами

- А сейчас поработаем по карточкам, на которых записаны слова. Но слова рассыпались. Дети, определите, какие это слова. Запишите их в своих тетрадях. (Ответы детей: журнал, снежок, жасмин, этажи, жадина, ножи)

рулжан
жоксне
сминжа
житае
динажа
жино

- А теперь каждый из вас прочитает свое слово и сверит с ответом на экране.

Упражнение “Составь предложение”

- Составьте предложение, используя данные ниже слова. Запишите их в своих тетрадях.

Женя, желтого, нашел, жука, дорожке, на.

- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания.

Работа с деформированным текстом

- Дети, я вам предлагаю поработать по карточкам, где записаны семь предложений. Переставьте предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. (Логопед предлагает детям выполнить работу по карточкам)

Он никак не мог улететь.
Жук замахал крыльями, пожужжал и улетел.
Жанна выбежала на лужок.
Жанна пожалела жука.
Она увидела на дороге жука.
Она перевернула жука веткой.
Жук лежал животом вверх.

- Проверим вместе правильность выполнения задания. Прочитаем на экране текст.

Считалочка “Жук”

- Разделитесь на две команды считалочкой “Жук”:

“ЖУ” да “ЖУ” -
слетались в круг
майский жук,
июньский жук,
жук – носорог,
жук - плавунец
Жук – сынок
И жук – отец,
Жужелица,
жук – жучок -
все попались
в мой сачок!

Игра-драматизация “Жук”

- Жук-жучок спрашивает, кто из вас знает игру - драматизацию “Жук”. Все знаете? Первая команда будет исполнять роль жуков, вторая – бабочек. Поиграем в эту игру.

Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.

- Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
(Н.Френкель)

Игра “Попробуй отгадай”

- Сначала первая команда читает загадки, а вторая отгадывает. Потом меняемся ролями.

Черен да не ворон.
Рогат да не бык.
Летит – воет, сядет, землю роет. (Жук)

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет – тот свою кровь прольет. (Комар)

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора строит город. (Муравьи)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Кто над нами
Вверх ногами
По потолку ходит – не страшится,
Упасть не боится. (Муха)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
И поделится медком. (Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
В воде родится, а воды боится. (Стрекоза)

- Как можно назвать слова-отгадки одним словом? (Насекомые)

- Кто из этих насекомых ползает? (Ответы детей)

- Кто из них летает? (Ответы детей)

- Кто прыгает? (Ответы детей)

- Какие из насекомых жужжат? (Ответы детей)

- Кто пищит, а кто стрекочет? (Ответы детей)

- Чем занимаются насекомые? (Ответы детей)

- Какую пользу приносят муравьи? (Ответы детей)

- Да, действительно муравьи – санитары леса. Они чистят лес от мусора.

Этюд с элементами театрализованной игры “Муравей”

- А теперь выберите себе любую интонацию, с которой можно сказать эту фразу: “Спасибо, Муравей, за то, что ты заботишься о лесе!” (Логопед по очереди опрашивает детей. Дети интонационно выразительно произносят фразу)

- Представьте себе, что вы муравьи и встретились с человеком. Какие чувства вы будете испытывать при этом? (Дети представляют себя муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком)

Упражнение “Если звук угадал, верно слово ты назвал”

(Самостоятельная работа)

- Замените первый звук в словах на звук Ж и запишите новое слово на карточках:

Лук-(жук)
Макет-(жакет)
Сало-(жало)
Даль-(жаль)
Пир-(жир)
Дар-(жар)
Бетон-(жетон)
Билет-(жилет)
Пучок-(жучок)
Баба-(жаба)
Сито-(жито)
Пар-(жар)

- Работу на карточках передайте мне на проверку.

III. Заключительный этап.

Итог урока. Рефлексия

- Над произношением какого звука мы сегодня работали? (Ответы детей) Какой это звук? Звонкий или глухой?

-Жук-жучок благодарит вас за очень интересную беседу.

- Чем запомнился урок? О ком мы сегодня говорили? (Ответы детей)

- Какую пользу приносят лесу муравьи?

- Всё у вас получалось? (Дети высказывают свои мнения)

Педагог дает положительную индивидуально-дифференцированную

оценку деятельности каждого ребенка.

Домашнее задание

- Выполните домашнее задание по листочкам, что я вам сейчас предложу. (Логопед объясняет, как правильно выполнить домашнее задание)

Наши гости принесли за вашу отличную работу подарки (игрушки-насекомые). Они гордятся вашими познаниями. (Дети получают подарки от Жука)

Раздаточный материал.

Литература

  1. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Школьная пресса, 2007. – 128 с.
  2. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.- 256 с.
  3. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2007. - 64 с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение. Книга для родителей. - М.: Издательство Гном и Д., 2000.- 144 с.
  5. Гимпель И.А. Азбука от А до Я. Мн.: ООО “Асар”, 2001.- 192 с.
  6. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки “Ш”, “Ж”.- Ярославль: “Академия развития”, 1999. – 64 с.