Цель: различение звуков С–Ш на слух и в произношении.
Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие артикуляционной моторики, общей моторики, развитие координации движений.
Оборудование: кукла, простой карандаш, символ звука С – картинка “Вода”, символ звука Ш – картинка “Гусь”, речевой и наглядный материал представлен по ходу занятия.
Методы: словесный, игровой, наглядный.
Ход занятия
Оргмомент. Девочка Иришка научилась выговаривать звуки С, Ш. Только вот беда совсем запуталась и не может разобраться, в каком слове какой звук произнести. Вместо “жук” получается “зук”, вместо “Саша” получается “Шаша”. Давай поможем девочке Иришке разобраться со звуками. Только надо быть внимательной и старательной.
Артикуляция звуков. Вспомни отличие звука С от звука Ш. Звук С – губы улыбаются, язычок за нижними зубками, воздух из ротика – холодный – “песенка водички”. Спой песенку водички – С – С – С. Звук Ш – губы трубочкой, язычок за верхними зубами, воздух из ротика теплый – “песенка гуся”. Спой песенку гуся – Ш – Ш – Ш.
Игра “Покажи картинку”. Покажи картинку – символ когда услышишь звук Ш или звук С.
Игра “Проговори”. Повтори за взрослым четкую последовательность.
- С – Ш – С – Ш – С – Ш
- Ш – С – Ш – С – Ш - С
Игра “Повторюшка” - повтори четкую последовательность за взрослым.
- СА – ША | - ША – СА | - сутки - шутки | - шутки - сутки |
- СО – ШО | - ШО – СО | - суметь – шуметь | - шуметь - суметь |
- СУ – ШУ | - ШУ – СУ | - касса – каша | - каша - касса |
- Сы – ШИ | - ШИ – СЫ | - нас – наш | - наш - нас |
- СЭ – ШЕ | - ШЕ – СЭ | - крыса – крыша | - крыша - крыса |
Игра “Подбери игрушки”. Познакомься с друзьями Иришки – Соня и Миша. Соня и Миша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Соня, а какие Миша? Не забывай, что Соне нравятся игрушки , в названиях которых есть звук С, а Мише – в названиях которых – звук Ш.
Корзинка слов: мишка, лошадка, шары, машина, петушок, самокат, сумка, лиса, самолет, бусы.
Игра “Раздели слова на слоги”. Хлопками раздели каждое слово на слоги. Не забывай правило: “Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!”.
Корзинка слов: мишка, лошадка, шары, машина, петушок, самокат, сумка, лиса, самолет, бусы.
Физкультминутка. Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения “Я все умею”.
Кудри гребнем расчешу,
Косу туго заплету
И со звездочкой заколку
Я на челку приколю.
Гольфы подтяну струной.
Ну-ка, полюбуйтесь мной!
Игра “Закончи слово”. Помоги Иришке отгадать слова, закончив слово нужным звуком – С или Ш.
Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.
Игра “Посчитай”.
Например: один ананас, два ананаса, три ананаса, четыре ананаса и т.д.
Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.
Игра “Чего не стало?”
Например: ананас – не стало чего? - ананаса
Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.
Игра “Один - много”
Например: ананас – ананасы - много ананасов
Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.
Игра “Кто такой?”. Про кого из героев можно сказать, что он...
Корзинка слов: пушистая кошка, бесшумный пылесос, смешной клоун, страшная Баба Яга, шустрый мышонок, сушеный абрикос, душистый ландыш.
Игра “Рифмушки”. Помоги Иришке закончить стихотворения, подобрав слова в рифму так, чтобы получились смешные стишки.
- Положили в миску...
Надевал пожарный ...
- Сладко спит в берлоге...
На столе с салатом ...
- На лицо надета...
Имя нашей кошки...
Корзинка слов: каску – кашку, миска – мишка, маска – Машка.
Итог занятия. Поздравляю тебя! Вместе с Иришкой ты научился разговаривать красиво и не путать сложные звуки С–Ш.