Подгрупповое занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста на тему "Учусь не путать звуки Ш – С"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: различение звуков С–Ш на слух и в произношении.

Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие артикуляционной моторики, общей моторики, развитие координации движений.

Оборудование: кукла, простой карандаш, символ звука С – картинка “Вода”, символ звука Ш – картинка “Гусь”, речевой и наглядный материал представлен по ходу занятия.

Методы: словесный, игровой, наглядный.

Ход занятия

Оргмомент. Девочка Иришка научилась выговаривать звуки С, Ш. Только вот беда совсем запуталась и не может разобраться, в каком слове какой звук произнести. Вместо “жук” получается “зук”, вместо “Саша” получается “Шаша”. Давай поможем девочке Иришке разобраться со звуками. Только надо быть внимательной и старательной.

Артикуляция звуков. Вспомни отличие звука С от звука Ш. Звук С – губы улыбаются, язычок за нижними зубками, воздух из ротика – холодный – “песенка водички”. Спой песенку водички – С – С – С. Звук Ш – губы трубочкой, язычок за верхними зубами, воздух из ротика теплый – “песенка гуся”. Спой песенку гуся – Ш – Ш – Ш.

Игра “Покажи картинку”. Покажи картинку – символ когда услышишь звук Ш или звук С.

Игра “Проговори”. Повтори за взрослым четкую последовательность.

- С – Ш – С – Ш – С – Ш

- Ш – С – Ш – С – Ш - С

Игра “Повторюшка” - повтори четкую последовательность за взрослым.

- СА – ША - ША – СА - сутки - шутки - шутки - сутки
- СО – ШО - ШО – СО - суметь – шуметь - шуметь - суметь
- СУ – ШУ - ШУ – СУ - касса – каша - каша - касса
- Сы – ШИ - ШИ – СЫ - нас – наш - наш - нас
- СЭ – ШЕ - ШЕ – СЭ - крыса – крыша - крыша - крыса

Игра “Подбери игрушки”. Познакомься с друзьями Иришки – Соня и Миша. Соня и Миша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Соня, а какие Миша? Не забывай, что Соне нравятся игрушки , в названиях которых есть звук С, а Мише – в названиях которых – звук Ш.

Корзинка слов: мишка, лошадка, шары, машина, петушок, самокат, сумка, лиса, самолет, бусы.

Игра “Раздели слова на слоги”. Хлопками раздели каждое слово на слоги. Не забывай правило: “Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!”.

Корзинка слов: мишка, лошадка, шары, машина, петушок, самокат, сумка, лиса, самолет, бусы.

Физкультминутка. Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения “Я все умею”.

Кудри гребнем расчешу,
Косу туго заплету
И со звездочкой заколку
Я на челку приколю.
Гольфы подтяну струной.
Ну-ка, полюбуйтесь мной!

Игра “Закончи слово”. Помоги Иришке отгадать слова, закончив слово нужным звуком – С или Ш.

Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.

Игра “Посчитай”.

Например: один ананас, два ананаса, три ананаса, четыре ананаса и т.д.

Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.

Игра “Чего не стало?”

Например: ананас – не стало чего? - ананаса

Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.

Игра “Один - много”

Например: ананас – ананасы - много ананасов

Корзинка слов: ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.

Игра “Кто такой?”. Про кого из героев можно сказать, что он...

Корзинка слов: пушистая кошка, бесшумный пылесос, смешной клоун, страшная Баба Яга, шустрый мышонок, сушеный абрикос, душистый ландыш.

Игра “Рифмушки”. Помоги Иришке закончить стихотворения, подобрав слова в рифму так, чтобы получились смешные стишки.

- Положили в миску...

Надевал пожарный ...

- Сладко спит в берлоге...

На столе с салатом ...

- На лицо надета...

Имя нашей кошки...

Корзинка слов: каску – кашку, миска – мишка, маска – Машка.

Итог занятия. Поздравляю тебя! Вместе с Иришкой ты научился разговаривать красиво и не путать сложные звуки С–Ш.