Упражнения в обучении устной речи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Бежит по лесу петушок. Вдруг слышит — из норы раздается “ко-ко-ко...”. Он — р-р-раз в норку знакомиться с молодой курочкой. Спустя пару минут из норы высовывается облизывающаяся морда лисы, которая с довольным видом констатирует: “Как все-таки полезно уметь говорить на иностранном языке!”

Проблема организации совместной деятельности между людьми, которые разговаривают на разных языках, существует с незапамятных времен. Так как современный рынок изобилует предложениями образовательных технологий, зачастую трудно сделать достойный выбор. Несомненно то, что не так давно в нашей стране произошел действительно переворот в преподавании иностранных языков, когда акцент ставится именно на умении говорить. Принципы старой школы предлагали довольно однообразные задания: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту, сочинение или диктант, фонетическая муштровка. Неудивительно, что целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть языком на очень высоком уровне, но в основной массе реализовывалась только одна функция языка - информативная. Как следствие, язык хорошо знали единицы. В наши дни первую строчку в рейтинге популярности образовательных технологий активно удерживает коммуникативная технология, которая направлена на практику общения.

Коммуникативная технология состоит из 4-х частей, а именно: чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух. Сегодня мы уделим внимание именно говорению, устной речи. Все учителя сталкиваются с тем, что даже людям, владеющим очень обширным словарным запасом и не испытывающим проблем с грамматикой, приходится прилагать колоссальные усилия, чтобы говорить. Таким образом, коммуникативная технология призвана снять страх перед общением.

В процессе обучения практически все зависит от упражнений. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми. Таким образом, коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Сегодня мы как раз и займемся рассмотрением таких упражнений, призванных научить говорить бегло и генерировать идеи. Кроме того, эти упражнения развивают не только устную речь, они учат мышлению, анализировать явления, видеть вещи с непривычных сторон, строить связи между явлениями.

Упражнение 1. Импровизация по теме

Выбираем любую тему и говорим 1-2 минуты по теме. Можно выбрать серьезную, а можно банальную. Например, дверь. Так как мы не привыкли размышлять о таких вещах даже на родном языке, то это может оказаться весьма затруднительным. Но с практикой мышление становится более гибким, появляется привычка видеть вещи с разных, не очевидных сторон. Даже если дети говорят с ошибками, их нельзя останавливать, так как наша задача - беглость речи.

Рисунок 1

Используются:

  • как защита от шума
  • как защита от чужих
  • как средство защиты
  • личного пространства

Материалы:

  • стекло
  • дерево
  • пластик и т.д.

Стили: классика

  • модерн
  • с рисунком/без

Виды:

  • раздвижные
  • обычные

Недостатки:

  • могут скрипеть
  • могут сломаться и запереть
  • можно взломать

Польза:

  • возможность связаться в любое время
  • контроль за детьми

Как работают:

  • спутники
  • вышки

Доп. функции:

  • Интернет, фотоаппарат, калькулятор, часы и т.д.

Недостатки:

  • нет сигнала
  • заряд батарейки
  • стоимость связи
  • Негативная сторона:
  • зависимость
  • дороговизна устройства
  • показатель статуса

Упражнение 2. Строим связи

Нужно записать на карточках любые предметы, явления и понятия. Принцип тот же – на что хватит фантазии, еще лучше таким способом вводить новый вокабуляр. Дальше случайным образом открываем карточки одну за другой и говорим на каждую тему 2 минуты. Нужно соблюдать три важных момента:

  • не останавливаться
  • делать логичные переходы между темами
  • ученик не знаете заранее, какая тема выпадет следующей

Например, карточки расположились в таком порядке:

Рисунок 3

toy fitness France
dress water laptop

Начинаем с двух минут про игрушки. Говорим все, что угодно. Дальше выпала тема “Фитнес”. Не останавливаясь, делаем плавный и логичный переход с темы океанов к теме фитнеса. А потом к Франции. А потом к платьям и далее со всеми остановками. Чем более темы не связаны друг с другом, тем лучше, хотя, конечно, и труднее. Вот что может получиться:

Рисунок 4

Toys

Children can’t live without them;

Various kinds;

Can be helpful in studying etc.

Fitness

Very popular nowadays

Helps to keep fit

Involves different kinds of exercises

France

The modern lifestyle there is influenced by the fact that France is the centre of fashion industry;

many famous designers

Dress

Is getting more and more popular today;

A big variety of styles

Water

A source of life on the Earth;

A marine life is not explored yet;

Life originated n the ocean etc.

Laptop

A part of our life;

Helpful for studying and for rest;

Has many disadvantages etc.

Connection

Unfortunately,

with years are not interesting any longer, children are find of ding sports, girls are fond of fitness

Connection

However,

in France fitness clubs are very few, people prefer a diet to doing sports,

Connection

Nevertheless,

France is still number one in the fashion industry; produces trendy clothes including dresses

Connection

On the other side,

all clothes have to be washed regularly;

water is needed for that purpose

Connection

Besides it,

we can’t imagine our everyday life without it;

for domestic purposes, drinking. But sometimes can do a lot of harm: e.g. if it is spilled on the laptop

 

А если расположить карточки в другом порядке, получается совсем другой монолог.

Рисунок 5

fitness dress laptop
water toy France

Упражнения 3. Ассоциации.

Например, я пишу слово, а учащиеся должны высказать свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя: откуда такие связи.

Рисунок 6

Treasures because I want to find a treasure.

Sails because ships must have sails.

Parrot because pirates had a parrot on board their ship.

Упражнения 4. Синонимичные ряды

Еще сюда бы я включила упражнения, которые у меня очень любят все дети, включая мою восьмилетнюю дочь. Я его назвала “Эллочка-людоедка”. У Эллочки в книге был очень убогий словарный запас, зато она хорошо придумывала синонимичный ряд. Вот и мы занимаемся тем же чуть ли не каждый урок. Вот пример: я прошу продолжить синонимы к слову “потрясен или удивлен” - ‘bewildered’. И вот они продолжают: ‘stunned’, taken aback’, ‘puzzled’, ‘astonished’, ‘surprised’, ‘shocked’, ‘amazed’. А потом мы вместе разбираем оттенки этих синонимов. Все мы знаем, что английский один из самых богатых языков мира, в нем очень много синонимов, учить их невероятно трудно, но такие упражнения очень помогают в таком сложном деле.

Или, например, слово “красивый, чудесный”. Как правило, в монологах учащиеся используют только ‘beautiful’, причем даже самые продвинутые зависают на одном этом слове. Но дело сдвинулось с мертвой точки, когда мы начали работать с синонимами, и даже слабенькие учащиеся сейчас ловко оперируют словами ‘amazing’, ‘fantastic’, ‘splendid’, ‘terrific’, ‘unbelievable’, ‘wonderful’, и т.д. Еще хуже идет дело с запоминанием и употреблением слов-синонимов ‘bad’. Мы читаем с детьми в 7 классе в качестве домашнего чтения книгу ‘Charlie and the Chocolate Factory’. Книга интересная, в ней очень много слов-синонимов, запомнить их практически невозможно, а благодаря таким упражнениям они усваиваются легко и просто.

В заключение хотелось бы сказать, что именно коммуникативные умения, а не техника выполнения тестовых заданий школьников, являются главным резервом роста учебных и экзаменационных показателей учащихся. Отсюда следует, что обучение школьников устной речи неотделимо от их общего интеллектуального и речевого развития.