Цель урока: развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, инициативу, активность и самостоятельность в коллективной деятельности, формировать понятие о физическом эксперименте и методах исследования.
Задачи урока: осмыслить применение изученных физических величин и связывающих их формул; обобщить знания об ЭДС и закона Ома для полной цепи. Самостоятельно применять знания и практические умения при решении расчётных задач, лабораторном и демонстрационном экспериментах.
Эпиграф урока: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не по памяти” Л.Н.Толстой
Оформление доски
Тема:……… Эпиграф……
Цель:…….. Разминка……
Магнитная доска | ||||
Разминка | Самостоятельная работа | Вопрос-ответ | Исследовательская работа | Подведение итогов |
5 | 15 | 5 | 10 | 5 |
Вас предстоит групповая работа, в каждой группе есть консультант, лаборант и теорик.
- Консультант - организует самостоятельную работу, распределяет задания по степени сложности, даёт советы и оценивает.
- Лаборант - организует демонстрационный эксперимент и следит за выполнением техники безопасности.
- Теорики - отвечают за теоретическую часть работы, при необходимости помогают вспомнить теоретический материал.
I этап - Разминка
Начнём урок с разминки, подготовим себя к дальнейшей более сложной работе.
Работаем по цепочке - это эстафета решения задач, в которой участвуют все!
(первый участник решает устно задачу, и вместо знака “?” записывает ответ, который служит исходным для второй задачи и передаёт “эстафету” товарищу, тот решает вторую задачу и т. д.)
“Проверьте правильность схем”
Показываю карточки, участники должны найти ошибки и исправить их.
1. Карточка
II этап - Самостоятельная работа
Следующий этап урока самостоятельная работа. Консультанты получите конверт с банком задач.
По мере выполнения задания выходим к доске и оформляем его.
Группа 1.
1. Сопротивление резистора R2 в два раза больше сопротивления резистора R1. На каком из резисторов в схеме под напряжением заодно и то же время выделится большее количество теплоты? Ответ обоснуйте.
Ответ: на R2 т. к Q=I2*R* t
2. Сколько витков манганиновой проволоки сечением 0,7 мм2 необходимо навить на цилиндрический каркас диаметром 2 см, если p=4,2* Ом*м?
Ответ: 4360 витков
3. Даны три резистора с сопротивлением 2 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивления можно получить, соединяя резисторы по-разному? Начертить их схемы.
4. Из никелиновой проволоки длиной 10 м изготовлен нагреватель. При силе тока 5 А за 14 мин нагревается вода 1,5 кг от С до кипения. Определите диаметр никелиновой проволоки при КПД нагревания 80%. Определить размерность.
Rэкв. = RВС+ RСД+ RДЕ
RВС = 25190707211R1/3= 12 Ом /3= 4 Ом
RСД= 6 Ом + 6 Ом = 12 Ом
1/ RДЕ= 1/3+1/4= 7/12*1/Ом
RДЕ=12/7= 1, 7 Ом
Rэкв= (4+12+1, 7) = 17, 7 Ом
Группа 2.
1. Одинакова ли мощность тока в резисторах на схеме?
Пока группы решают задачи, проведём турнир теоретиков.
Вызываю по одному теоретику от группы, они тянут билеты с вопросами и отвечают на них ведя диалог, друг с другом (добавляют, исправляют ответы друг друга)
Вопросы:
- Что представляет собой электрический ток?
- Каковы условия существования электрического тока в цепи?
- По каким явлениям можно судить о наличии тока в цепи?
- Что является количественной характеристикой эл. тока?
- Какая связь существует между силой тока и действиями тока?
- Какую роль выполняет источник тока?
- Что характеризует напряжение на участке цепи?
- Как зависит сила тока от напряжения? Закон Ома для участка цепи.
- Что такое сопротивление? Как влияет сопротивление проводника на силу тока в цепи?
- От каких факторов зависит сопротивление проводника?
- Какие преобразования энергии происходят в замкнутой электрической цепи?
- От каких величин зависит работа электрического тока?
- Как рассчитать мощность электрического тока?
- Как объяснить нагревание проводника при прохождении по нему электрического тока? Закон Джоуля-Ленца.
- Как читается закон Ома для полной цепи?
Проверка самостоятельной работы. III этап.
Сопротивлением обладают не только электрические цепи и проводники, но и любое тело: например яблоко, картофель, тело человека.
А теперь динамическая пауза!
Предлагаю всем встать и взяться за руки, и измерим общее сопротивление вашей цепи.
VI этап - Исследовательская лаборатория.
А теперь предлагаю вам провести исследование.
Что будет происходить с сопротивлением при изменении внешних условий?
Для этого вам предлагаю проделать несколько опытов. Инструкция по проведению экспериментов на столе.
Соблюдайте технику безопасности:
- Осторожность при работе со спичками.
- Работаем в стеклянных лотках, чтобы не поджечь парту.
- Волосы и лицо держите на расстоянии вытянутой руки от горящей спички.
- Использованные спички скидывайте в стеклянный лоток.
Исследовательская лаборатория.
Возьмите спираль, батарейку на 4 ,5 В, лампочку для карманного фонаря, соединительные провода и спички.
Ваша задача - исследовать зависимость сопротивления металлического проводника (спирали) от температуры.
Опыт 1.
Отрежьте кусок спирали длиной 1 см, в концы этого куска вставьте медные проволочки так чтобы между ними и спиралью был хороший контакт.
Собирайте цепь, состоящую из последовательно соединённых спирали, батарейку и лампочки. Теперь зажгите спичку и раскалите спираль докрасна-лампочка почти совсем погаснет. Почему? Обоснуйте ответ.
Вывод: При повышении температуры сопротивление металлического проводника увеличивается.
Опыт 2.
Замените металлический проводник электролитом (раствором соли в воде) и проверьте, как его сопротивление зависит от температуры.
Вырежьте их жести две небольшие полоски и одну из них изогните так, чтобы между полосками был воздушный промежуток в 1-3 мм. В этот промежуток введите несколько капель раствора соли. Концентрацию раствора подберите такой, чтобы при замыкании цепи лампочка, включённая последовательно с батарейкой и электролитом, горела едва заметно. Нагрейте электролит (с помощью горящей спички) и вы увидите, что лампочка станет гореть ярче.
Почему? Ответ обоснуйте.
Вывод: При нагревании сопротивление электролита уменьшается.
Опыт 3.
Воспользуйтесь схемой предыдущего опыта, только между полосками жести положите таблетку карболена (активированного угля). Лампочка не горит. Почему?
Нажмите на таблетку, лампочка загорелась. Ответ обоснуйте.
Вывод: При увеличении давления сопротивление уменьшается.
Проверка исследовательской работы.
Итог урока.
Каждый встречается с электрическими установками, должен ясно представляет опасность, связанную с электрическим током, неуклонно выполнять требования правил безопасности труда.
Безопасной для человека считается сила тока около 1 мА, приводит к серьёзным поражениям. Для работы в сыром помещении безопасным считается напряжение 12 В, в сухом до 36 В.
Доклад: “действие электрического тока на тело человека”.
Первая неотложная помощь при воздействии электрического тока на организм человека.
1. Устранить воздействие электрического тока на человека.
- При низких напряжениях можно воспользоваться сухой палкой, верёвкой, одеждой, любы изолятором.
- Полный покой, расстегнуть одежду
- Дать понюхать нашатырный спирт
- Приёмы искусственного дыхания и массаж - если безсознания.
- Вызвать скорую помощь или врача.
Вывод: Соблюдайте технику безопасности при работе с электрическим током.
Заключение:
Консультанты сейчас должны обсудить с группой вклад каждого ученика в процессе коллективной деятельности и после чего озвучить их.
Контрольная работа, которая пройдёт на следующем уроке покажет объективность поставленных оценок.
Ребята я получила удовлетворение от совместной работы, а вы?