Цели:
- Повторение и обобщение знаний о механическом движении.
- Выработка умения решать задачи на расчёт параметров прямолинейного движения.
- Повторить определение плотности твёрдого тела.
- Формирование представлений о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.
План урока:
- Повторение теоретического материала
- Взаимоконтроль (ответить на вопросы);
- Знаешь ли ты формулы;
- Решение задач в группах.
- Первая группа (расчёт задач на движение);
- Вторая группа (экспериментальные задачи на определение плотности древесины и установление вследствие расчётов породы древесины).
- Третья группа (решение задач экологического содержания, с помощью которых можно изучить состояние водных ресурсов)
Ход урока
Цель урока повторить и обобщить знания о механическом движении, закрепить навыки по определению плотности твёрдого тела и решению задач по определению экологического состояния края.
Урок не традиционный. Мы сегодня на уроке будем готовиться к экспедиции по исследованию экологического состояния края.
В ходе урока будем выпускать “экологический бюллетень”, в котором отразим состояние окружающей нас природы.
Работать будем по группам.
1-я группа – занимается расчётными задачами, такими как:
- Сколько времени понадобиться трём группам для прибытия на базу, если они будут добираться разными видами транспорта?
- С какой скоростью надо двигаться, чтобы прийти вместе?
- Какой экологически чистый способ передвижения выбрать для экспедиции?
- Моё выступление. Состояние атмосферного воздуха г. Комсомольска-на-Амуре и способы очистки воздуха (инерционный фильтр).
2-я группа - будет заниматься исследованием пород деревьев, произрастающих в нашем крае и ролью лесов в жизни человека.
Ответят на вопросы:
- Определить, из каких пород деревьев изготовлены эти кубики.
- Рассмотреть образцы деревьев на столе и назвать виды деревьев, произрастающих в крае.
- Какую роль играют леса в жизни человека?
- Работа с картой (рассказать о лесных пожарах).
3-я группа – будет учиться исследовать состояние воды в реках и озёрах и ответят на такие вопросы:
- Надо ли брать с собой питьевую воду?
- Если нет, то, какие способы очистки воды в походных условиях они применят?
(Кто справиться с этим заданием, того возьмите с собой в экспедицию)
Повторение.
Вначале повторим теоретический материал по данной теме.
Командиры проводят в группах взаимоконтроль по следующим вопросам:
1. Вопросы взаимоконтроля (5 минут)
- Что называется механическим движением?
- Что показывает скорость движения тела?
- Как определить скорость движения тела?
- Единицы измерения скорости
- Как рассчитать пройденный путь?
- Как определить время движения?
- Что называют инерцией?
- Что называют плотностью вещества?
- Как рассчитать плотность вещества?
2. Знаете ли вы формулы?
3/ Раздать задание по группам.
Работаете 15 мин. – после чего каждая группа отчитывается о проделанной работе, защищает свою работу.
Задачи 1 группы.
№1. За какое время группа велосипедистов пройдёт путь 30 км, если средняя скорость их движения равна 6 м/c. (время в ответе выразить в часах)
S = 30 км = 30 000 м
U = 6 м/с
t - ?
_____________
Ответ: время движения 1,3 ч.
№2. Пешеходы двигались со средней скоростью 5 км/ч. Какое время им потребуется для прохождения расстояния в 30 км?
U = 5 км/ч
S = 30 км
t - ?
_____________
Ответ: время в пути равно 6ч.
№3. За какое время плывущая по течению реки Амур моторная лодка пройдёт путь 30 км, если скорость течения реки 3 км/ч, а скорость лодки в стоячей воде 40 км/ч?
S = 30 км
Up = 3 км/ч
Uст.в. = 40 км/ч
t - ?
_____________
; где U = Up + Uст.в.
= = 0,66ч
Ответ: время движения 0,66ч.
№4. Автомобиль первую часть пути (30 км) прошёл со средней скоростью 15 км/ч. Остальной путь (40 км) он прошёл за 1 ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всём пути?
S = 30 км = 30 000 м
U1 = 15м/с
= 40 км= 1ч
- ?_____________
=
Неизвестно
= 2 000с = 0,55ч.
= = 45км/ч = 12,5 м/с
Второй способ:
S = 30 км = 30 000 м
U1 = 15м/с
= 40 км = 40 000 м= 1ч = 3 600 с
- ?_____________
= = 2 000 с = = 12,5м/с
Ответ: средняя скорость автомобиля 12,5м/с
№5. Какой экологически чистый способ передвижения выбрать для экспедиции?
№6. Кто является основными загрязнителями атмосферного воздуха в г. Комсомольске-на-Амуре?
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта в 1995г. составили 36,610 тыс.тонн, в том числе:
Твёрдых веществ – 6,844 тыс.тонн | |
Диоксида серы - 7, 381 тыс.тонн | |
Окиси углерода - 11,44 тыс.тонн | токсичные |
Углеводорода - 4,668 тыс.тонн | отравляющие |
Оксидов азота - 5,090 тыс.тонн | вещества |
Прочих - 1,187 тыс.тонн |
Вклад предприятий и автотранспорта в загрязнение атмосферы можно рассмотреть на диаграмме.
Вы видите, что основными загрязнителями воздуха являются теплоэлектростанции и автотранспорт.
- Каким образом на предприятиях и в автотранспорте борятся за очистку воздуха от загрязнения?
- Рассказать о способе очистки воздуха:
Сообщение
N Инерционный промышленный фильтр
Заполнить бюллетень!!!
Задачи 2-й группы
№1. Определить их каких пород деревьев изготовлены эти кубики
Опыт 1 (кубик 5 – лиственница)
m = 45г
V = a3 = (4см)3 = 64 см3
p - ?
_____________
= 0,703 г/см3 = 703 кг/м3
Ответ: кубик изготовлен из лиственницы.
Опыт 2 (кубик 4 – ясень)
m = 41,2г
V = 64 см3
p - ?
_____________
= 0,643 г/см3 = 643 кг/м3
Ответ: кубик изготовлен из ясеня.
Опыт 3 (кубик 1 – ель)
m = 29,6г
V = 64 см3
p - ?
_____________
= 0,462г/см3 = 643 кг/м3
Ответ: кубик изготовлен из ели.
Опыт 4 (кубик 3 – липа)
m = 34,7г
V = 64 см3
p - ?
_____________
= 0,542 г/см3 = 542 кг/м3
Ответ: кубик изготовлен из липы.
Плотность древесины при 12% влажности
Лиственница - 700 кг/м3
Сосна обыкновенная - 500 кг/м3
-//- сухая - 400 кг/м3
Ель - 460 кг/м3
Дуб - 540 кг/м3
Липа - 540 кг/м3
Пихта сибирская - 375 кг/м3
Граб - 800 кг/м3
Ясень - 640 кг/м3
Бук - 670 кг/м3
Берёза - 650 кг/м3
Учитель: Летом в наших местах бушевали пожары, уничтожившие огромные участки леса.
Работа с картой.
На карте фишками отмечены районы, в которых бушевали пожары. Откройте атласы Комсомольского района и найдите Бельго. В прошлом году бушевал пожар в Солнечном, Селихино и других районах.
Какую роль играют леса в жизни человека?
№2 Подсчитайте, сколько человек лишились при этом своих генераторов кислорода.
Задача. Два дерева обеспечивают одному человеку в течение года необходимое количество кислорода. Пожары в этом году уничтожили 500 га леса. На каждом гектаре росло в среднем 140 деревьев.
Сколько человек лишилось своих генераторов кислорода?
1 ч – 14 дер. | 1) 500 * 140 = 70 000 деревьев |
500 ч – х дер. | 2) 70 000 : 2 = 35 000 человек |
№3 Известно, что средняя скорость роста дуба примерно 0,3 м в год. Сколько лет дереву высотой 6,3 м?
Сколько лет надо ждать человеку, чтобы вырастить дубовую рощу.
Почему дубовые рощи необходимы человеку?
Ответ:
1) 6,3 : 0,3 = 21 (год) дереву высотой 6,3м
2) ждать надо 21 год;
3) деревья вырабатывают кислород.
Учитель: Что надо сделать с вами, чтобы восстановить сгоревшие в пожаре леса.
Заполнить бюллетень!!!
(Пожары уничтожили более 500 га леса, при этом 35 000 человек лишились своих генераторов кислорода)
Задачи 3 группы.
За последнее время участились аварии на нефтепроводах, аварии нефтеперевозящих танкеров в стране и за рубежом. Совсем недавно наш нефтетанкер потерпел крушение в районе Японских островов. Исключением не является и Хабаровский край, может не в таких масштабах, но, тем не менее, сбрасывают в Амур и мазут, нефтепродукты, и бензин, нерадивые хозяйственники не стесняются выбрасывать отходы производства. Нефтепродукты проникают в организм растений, рыб, животных, человека и губительно действуют на них.
Конкретные задачи по этой теме решала 3 группа.
№1. Определить площадь поверхности воды в озере, покрытой нефтяной плёнкой, если объём вылившейся нефти 600 м, а толщина плёнки 0,000001 мм.
V = 600 м3
h = 0,000001 мм = 0,000 000 001 м
S - ?
_____________
= = 600 000 000 000 м2 = 600 000 км2
Ответ: площадь плёнки в озере 600 000 км2.
№2. Попадая в организм человека 0,013 мл нефти вызывает изменение в составе крови. Опасна ли для употребления вода, содержащая 0,007 мл нефти в каждом литре, если человек в среднем потребляет не менее 2 л воды в сутки?
Предельно допустимая доза 0,013мл
1 л – 0,007мл х = 2*0,007
2 л – х мл х = 0,014мл
Ответ: да, опасна, т.к. уже при 0,013 мл человек заболевает.
№3. Надо ли брать с собой питьевую воду?
Если да, то решите задачу:
Какой вес имеет вода объёмом 1 дм?
V = 1 дм3 = 0,001 м3
P = 1000 кг/м3
P -?
_____________
P = Fтяж = mg = pB * VB*g
P= 1000 кг/м3 * 0,001м3 * 9,8 н/кг = 9,8 Н
Ответ: вес воды 9,8 Н
№4. Если не надо брать с собой питьевую воду, то какие способы очистки воды в походных условиях вы примените.
Ответ:
1) фильтрация воды (через ватно-марлевую салфетку);
2) кипячение воды;
3) в зимнее время – замораживание.
Итог урока.
- Какой вы находите экологическую обстановку в нашей местности?
- Как нужно поступать?
- Ваши предложения?
Ответы:
- Природу нужно восстановить и беречь.
- Человек – часть природы.
- Ущерб, наносимый природе, пагубно сказывается на людях.
Конец урока.
Кто получает красные фишки, поставьте себе в дневник – 5
- Синие фишки - 4
- Коричневые фишки - 3
Спасибо за урок!
Экологический бюллетень.
Рисунки учащихся на экологическую тему | Выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу за год: 36,610 тыс. тонн, в т.ч.: твёрдых
веществ – 6,844т. т Диоксида серы - 7,381т. т Окиси углерода – 1,44т. т Углеводорода – 4,668т. т Окислов азота – 5,090т. т Прочих - 1,187т. т Токсичные отравляющие вещества |
Пожары уничтожили более 500га леса, лишив 34000 человек генераторов кислорода. |
Вода – продукт питания необходимый человеку. |
Люди, берегите природу!
Человек – часть природы.
Физ. разминка.
- Встаньте, прогнулись, отведите лопатки назад. Повторите 5-6 раз это упражнение. Сядьте.
- Разминка по карточкам.
Программа
- Самостоятельный курс экологии;
- Учебник: экология, техника и производство.
Турдукалов
Яханович: 61 стр.
m Vм3 P(кг/м3) 57 ?
*
? *
*
1036 *
?
V =? m =?
p =?