Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки «В–Вь. Буква «В»

Разделы: Логопедия


ЦЕЛЬ: знакомство с буквой “В”, со звуками “В”, “ВЬ”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать звуки “В”, “Вь”. Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мягкий звонкий” звук. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать предложения, слова, слоги. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения, используя предлог “В”. Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости.
  • Коррекционно-воспитательные: создавать условия для социализации детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.

Оборудование: презентация по теме занятия.

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Педагог предлагает детям, у которых окажется в руках волшебный клубочек, ответить на вопросы

- Что такое буква?

- Что такое звук?

- Какие бывают звуки?

- Назови любой звук.

- Назови гласный звук.

- Назови согласный мягкий звук.

- Назови согласный твердый звук.

- Назови слог.

- Назови слово.

Дети, у которых в руках волшебный клубочек отвечают на вопросы. Воспитанники

закрепляют понятия “звук”, “буква”, “слог”, “слово”.

2 Логопед предлагает вспомнить, что такое родственные слова.

Предлагает образовать родственные слова к слову “вода” по наводящим вопросам.

- Как воду можно назвать ласково?

- Как называется сказочный герой , живущий в воде?

Как называются растения, которые растут в воде?

- Как называется стихийное бедствие - затопление суши водой, вышедшей из берегов?

- Как называются лодки, которые ходят под водой?

- Как называется человек, плавающий под водой в водонепроницаемой одежде?

- Как называются птицы, которые плавают по воде?

- Как называется место на реке, куда приходят пить звери?

Педагог предлагает детям сделать вывод о том, как называются эти слова и почему.

Дети отвечают на вопросы, опираясь на вопросы. Воспитанники закрепляют умение образовывать родственные слова с помощью наводящих вопросов.
3 Логопед предлагает выделить первый звук в слове “вода” и объявляет, с какой буквой сегодня будем знакомиться.

Предлагает произнести звуки “в”, “вь” и охарактеризовать их, используя схемы.

Презентация слайд № 1.

Дети дают характеристику звукам “в”, “вь” опираясь на схемы. Воспитанники закрепляют характеристики данных звуков.
4 Логопед предлагает игру “Сигнальщики”: посигналить фишками, определяя мягкость и твердость звука.
вечер

воет

ветер

сова

зовет

деревья

свернул

волк

Прослушав слово, дети показывают фишку синего или зеленого цвета, ориентируясь на мягкость и твердость звука. Воспитанники закрепляют умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости;
5 Педагог загадывает загадку:

Не сеют, не сажают —
Сами вырастают.
Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся — чистый пол.

Предлагает отгадать загадки и выбрать схему, подходящую к слову-отгадке.

Презентация слайд № 2

Дети отгадывают загадки, выбирают схему, подходящую к отгадке. Воспитанники закрепляют навыки звукового анализа.
6 Логопед предлагает встать, послушать стихотворение, выполнить движения по ходу чтения.

В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Головой вертит, во все стороны глядит.
Да вдруг – как полетит.
Летит, кричит.
Совушка-сова, большая голова.

Дети выполняют движения. Снимают мышечное напряжение. Воспитанники закрепляют умение выполнять движение в общем для всех ритме. Снимают мышечное напряжение.
7 Педагог предлагает детям сесть за столы и выполнить звуко-слоговой анализ слова “СОВЫ”.

По окончанию работы, дети проверяю правильность выполнения задания.

Презентация слайды 3-4.

Задает вопросы:

- Сколько слов вы написали?

- Сколько слогов в слове “сова”?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько гласных звуков? Назови их.

- Сколько согласных звуков? Назови их.

Далее логопед произносит слово “совы”, утрируя ударный звук, и предлагает определить ударный гласный.

Дети выполняют

звуко-слоговой анализ слова “совы”.

Воспитанники закрепляют навыки звуко-слогового анализа.

Учатся выделять ударный звук в слове.

8 Логопед предлагает послушать предложение и нарисовать схему предложения.

Ира ушла в школу.

Задает вопросы?

- Какое первое слово в предложении? (второе, третье, четвертое).

Дети рисуют в тетради схему предложения. Отвечают на уточняющие вопросы. Воспитанники закрепляют представление о том, что предложение состоит из слов.
9 Педагог предлагает посмотреть на экран и составить предложения по картинкам, используя маленькое слово-предлог “В”.

Презентация слайд № 5.

Дети составляют предложения с предлогом “в”, опираясь на картинки. Дети закрепляют умение составления предложений.
10 Выполнение звукового диктанта.

Далее логопед предлагает отгадать сказочного героя, опираясь на слайд презентации, выделить первый звук в его имени и нарисовать кружок определенного цвета.

  • Самый знаменитый долгожитель.
  • Самый добрый врач.
  • Самый большой сладкоежка .
  • Самый длинноносый человечек.
  • Самая злая старуха.
  • Самая маленькая девочка.

Презентация слайд № 6.

Дети отгадывают сказочного героя, выделяют первый звук в его имени и определяют его характеристику, обозначая ее кружком определенного цвета. Дети закрепляют умение устанавливать качественную характеристику звуков и обозначать ее на письме.
11 Рефлексия:

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Что нового узнали на занятии?

- Что показалось вам самым трудным?

- Какое задание понравилось больше всего?

Дети анализируют трудности, отмечают понравившиеся моменты занятия. Воспитанники учатся анализировать собственные ощущения от занятия.
12 Педагог благодарит детей за занятие. Прощается до следующего занятия. Дети прощаются с педагогом. Созданы условия для радостно-эмоционального настроения от полученного результата.

Список литературы:

  1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Учим ребенка говорить и читать , Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  2. Т.Ю.Бардышева , Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду, Москва Издательство “Скрипторий 2003” 2010
  3. Т.А. Ткаченко Обогащаем словарный запас. — Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”.