ЦЕЛЬ: знакомство с буквой “В”, со звуками “В”, “ВЬ”.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать звуки “В”, “Вь”. Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мягкий звонкий” звук. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
- Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать предложения, слова, слоги. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения, используя предлог “В”. Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости.
- Коррекционно-воспитательные: создавать условия для социализации детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.
Образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.
Оборудование: презентация по теме занятия.
№ п/п | Деятельность логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат | ||
1 | Педагог предлагает детям, у которых
окажется в руках волшебный клубочек, ответить на
вопросы - Что такое буква? - Что такое звук? - Какие бывают звуки? - Назови любой звук. - Назови гласный звук. - Назови согласный мягкий звук. - Назови согласный твердый звук. - Назови слог. - Назови слово. |
Дети, у которых в руках волшебный клубочек отвечают на вопросы. | Воспитанники закрепляют понятия “звук”, “буква”, “слог”, “слово”. |
||
2 | Логопед предлагает вспомнить, что такое
родственные слова. Предлагает образовать родственные слова к слову “вода” по наводящим вопросам. - Как воду можно назвать ласково? - Как называется сказочный герой , живущий в воде? Как называются растения, которые растут в воде? - Как называется стихийное бедствие - затопление суши водой, вышедшей из берегов? - Как называются лодки, которые ходят под водой? - Как называется человек, плавающий под водой в водонепроницаемой одежде? - Как называются птицы, которые плавают по воде? - Как называется место на реке, куда приходят пить звери? Педагог предлагает детям сделать вывод о том, как называются эти слова и почему. |
Дети отвечают на вопросы, опираясь на вопросы. | Воспитанники закрепляют умение образовывать родственные слова с помощью наводящих вопросов. | ||
3 | Логопед предлагает выделить первый
звук в слове “вода” и объявляет, с какой буквой
сегодня будем знакомиться. Предлагает произнести звуки “в”, “вь” и охарактеризовать их, используя схемы. Презентация слайд № 1. |
Дети дают характеристику звукам “в”, “вь” опираясь на схемы. | Воспитанники закрепляют характеристики данных звуков. | ||
4 | Логопед предлагает игру
“Сигнальщики”: посигналить фишками, определяя
мягкость и твердость звука.
|
Прослушав слово, дети показывают фишку синего или зеленого цвета, ориентируясь на мягкость и твердость звука. | Воспитанники закрепляют умение дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; | ||
5 | Педагог загадывает загадку: Не сеют, не
сажают — Предлагает отгадать загадки и выбрать схему, подходящую к слову-отгадке. Презентация слайд № 2 |
Дети отгадывают загадки, выбирают схему, подходящую к отгадке. | Воспитанники закрепляют навыки звукового анализа. | ||
6 | Логопед предлагает встать, послушать
стихотворение, выполнить движения по ходу
чтения. В лесу темно, все спят давно. |
Дети выполняют движения. Снимают мышечное напряжение. | Воспитанники закрепляют умение выполнять движение в общем для всех ритме. Снимают мышечное напряжение. | ||
7 | Педагог предлагает детям сесть за столы
и выполнить звуко-слоговой анализ слова “СОВЫ”. По окончанию работы, дети проверяю правильность выполнения задания. Презентация слайды 3-4. Задает вопросы: - Сколько слов вы написали? - Сколько слогов в слове “сова”? - Сколько звуков в этом слове? - Сколько гласных звуков? Назови их. - Сколько согласных звуков? Назови их. Далее логопед произносит слово “совы”, утрируя ударный звук, и предлагает определить ударный гласный. |
Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова “совы”. |
Воспитанники закрепляют навыки
звуко-слогового анализа. Учатся выделять ударный звук в слове. |
||
8 | Логопед предлагает послушать
предложение и нарисовать схему предложения. Ира ушла в школу. Задает вопросы? - Какое первое слово в предложении? (второе, третье, четвертое). |
Дети рисуют в тетради схему предложения. Отвечают на уточняющие вопросы. | Воспитанники закрепляют представление о том, что предложение состоит из слов. | ||
9 | Педагог предлагает посмотреть на экран
и составить предложения по картинкам, используя
маленькое слово-предлог “В”. Презентация слайд № 5. |
Дети составляют предложения с предлогом “в”, опираясь на картинки. | Дети закрепляют умение составления предложений. | ||
10 | Выполнение звукового диктанта. Далее логопед предлагает отгадать сказочного героя, опираясь на слайд презентации, выделить первый звук в его имени и нарисовать кружок определенного цвета.
Презентация слайд № 6. |
Дети отгадывают сказочного героя, выделяют первый звук в его имени и определяют его характеристику, обозначая ее кружком определенного цвета. | Дети закрепляют умение устанавливать качественную характеристику звуков и обозначать ее на письме. | ||
11 | Рефлексия: Логопед предлагает детям ответить на вопросы: - Что нового узнали на занятии? - Что показалось вам самым трудным? - Какое задание понравилось больше всего? |
Дети анализируют трудности, отмечают понравившиеся моменты занятия. | Воспитанники учатся анализировать собственные ощущения от занятия. | ||
12 | Педагог благодарит детей за занятие. Прощается до следующего занятия. | Дети прощаются с педагогом. | Созданы условия для радостно-эмоционального настроения от полученного результата. |
Список литературы:
- С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Учим ребенка говорить и читать , Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Т.Ю.Бардышева , Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду, Москва Издательство “Скрипторий 2003” 2010
- Т.А. Ткаченко Обогащаем словарный запас. — Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”.