Вводная часть.
Цель: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.
Задачи цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:
Воспитательные:
- Осознание несовершеннолетним правомерности нахождения в отделении и необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля.
- Осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения.
Обучающие:
- Ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения.
- Понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения.
Развивающие:
- Формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения.
- Начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения.
Коррекционные:
- Коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права.
- Коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению.
- Планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:
- Сокращение фактов самовольных оставлений учреждения.
- Сокращение фактов асоциального поведения.
- Осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).
Принципы педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения
- Конфиденциальность.
- Комплексный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
- Индивидуальный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
- Гуманизм в работе с несовершеннолетними.
- Природоообразности и культуросообразности.
Пояснительная записка.
Данный цикл занятий основан на работе с воспитанниками, самовольно оставляющими учреждение. Занятия следует проводить сразу после возвращения воспитанника обратно в учреждение. Как правило, определённый период в отношении данных воспитанников организуются меры усиленного педагогического контроля. Именно в период действия данных мер и следует проводить педагогическую профилактическую работу. Все занятия делятся на личную работу с подростком или группой и на рефлексию самого несовершеннолетнего, отражённую в его дневнике. Работа педагога с подростком или группой отражается в журнале занятий. В работе с подростком или группой можно использовать различные средства технического материала, раздаточный материал, дополнительную литературу. После каждого занятия должно быть предоставлено время для релаксации и работы в дневнике. Дневники, с которыми несовершеннолетние работают и записывают в них домашнее задание, сохраняются до конца реабилитации и вносятся в личное дело каждого несовершеннолетнего. Без разрешения самого подростка демонстрировать записи нельзя. Анализ дневников используется для формирования итогового заключения, по результатам которого может приниматься решение о снятии дисциплинарных мер педагогического характера по отношению к воспитаннику, возможно досрочно. Перед тем, как начать работу с подростком, педагог должен изучить личное дело каждого воспитанника: просмотреть докладные, характеристики, объяснения воспитанника, установить фактический состав и статус членов семьи, его увлечения, круг знакомых, основания для помещения в отделение. В том случае, если подросток, по мнению педагога, не прошёл курс из всех или необходимых занятий в должно объёме, педагог эту информацию заносит в личное дело воспитанника в виде служебной записки, что может послужить основой для решения Совета по профилактике о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в отделении.
Текущие занятия каждого блока посвящены теоретическим основами рассматриваемой темы; каждое итоговое занятие ориентировано на осознание неправомерности и недопустимости совершения самовольных уходов и фактов асоциальному поведения.
Работа ориентирована на меры вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика рассчитана на общий круг детей, проживающих в воспитательных группах семейного типа. Вторичная профилактика проводится в отношении тех несовершеннолетних, которые хотя бы раз совершили самовольный уход и иное асоциальное действие. Третичная профилактика предназначена для тех, кто систематически нарушал дисциплину.
В зависимости от развития интеллектуального, эмоционального и социального уровней несовершеннолетних педагог может сократить объём занятий, изменить содержание или домашнее задание. Предполагается раздаточный материал – Конституция, закон о полиции, фильмы о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков и т. п.
Срок реализации цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения | ||
Количество занятий в неделю | Срок реабилитации – 3 месяца | Всего занятий по программе |
3 занятия в неделю | 12 недель | 36 занятий По программе - 31 занятие и 5 занятий в резерве |
Учебно-тематическое планирование цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения
Введение. “Начнем с нуля”. | ||
Что такое профилактика. Зачем существуют профилактические меры. | 1 час | |
Педагогические средства профилактики. | 1 час | |
Почему дисциплинарные меры применены (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | 3 часа | |
“Я и закон” Правовой блок профилактической работы |
||
Право. Закон. | 1 час | |
Права человека. | 1 час | |
Право – Благо – Обязанность – Ответственность. | 1 час | |
Права несовершеннолетних. | 1 час | |
Полиция. | 1 час | |
Последствия самовольных оставлений учреждения: положительны и негативные (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | 6 часов | |
“Учёба как жизненный
приоритет” Педагогический блок профилактической работы, направленной на формирование уважительного отношения к учёбе |
||
Обучение, воспитание. | 1 час | |
Причины обучения и воспитания. | 1 час | |
Успешная учёба и воспитанность как путь к карьерному росту. | 1 час | |
Моя карьера. | 1 час | |
Самовольные уходы как причины пробелов в воспитании и обучении (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | 5 часов | |
“Нравственность как норма
жизни” Нравственный блок профилактической работы |
||
Что такое мораль (нравственность). | 1 час | |
Ответственность. | 1 час | |
Долг. Честь. Совесть. | 1 час | |
Моральный выбор. | 1 час | |
Отношения со взрослыми и младшими. | 1 час | |
Какие правила нравственности нарушаются при самовольных оставлениях учреждения (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | 6 часов | |
“Здоровый образ жизни” Педагогический блок профилактической работы, посвящённый борьбе за здоровый образ жизни |
||
Что такое здоровье. | 1 час | |
Как поддерживать здоровье. | 1 час | |
Что губит здоровье? | 1 час | |
Алкоголь как враг здоровья. | 1 час | |
Курение табака как вредная привычка. | 1 час | |
Наркотики как средство уничтожения человека. | 1 час | |
Причины за и против (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | часов | |
“Семья – ячейка общества” Педагогический блок профилактической работы, посвящённый формированию модели семьи в будущем |
||
Что такое семья? | 1 час | |
Права членов семьи. | 1 час | |
Супруг и супруга в семье. | 1 час | |
Модель моей семьи (итоговое занятие). | 1 час | |
Итого | 4 часа | |
Итого всего часов | 31 час |
Темы, содержание, итог цикла занятий по педагогической профилактике самовольных уходов и асоциального поведения несовершеннолетних
Введение. “Начнем с нуля” (3 занятия) |
|||
Тема занятия | Содержание занятия | Результат | Домашнее задание |
Что такое профилактика. Зачем существуют профилактические меры. | Виды профилактики: первичная,
вторичная, третичная; общая и специальная. Преимущества профилактической работы. Работа Совета по профилактике. Экономические и социальные выгоды профилактики. Очевидные выгоды для самих воспитанников. Срок реабилитации. Основания для перевода в воспитательные группы семейного-типа. |
Знания о сути и видах профилактики. | Привести примеры положительных
последствии профилактической работы
(самостоятельно). Запись в дневник. |
Педагогические средства профилактики. | Что такое дисциплинарные меры педагогического характера. Принципы применения дисциплинарных мер педагогического характера: гуманизм, индивидуальный подход, комплексность. Какие из этого могут быть положительные стороны для несовершеннолетних. Ограничительные меры досуга и жизнедеятельности – преимущества для несовершеннолетних. | Знание о видах ограничительных мер дисциплинарного характера. | Какие плюсы индивидуально для каждого в
ограничительных мерах дисциплинарного
характера (самостоятельно). Запись в дневник. |
Почему дисциплинарные меры применены (итоговое занятие). | Анализ своих асоциальных действий. Выявление и осознание ошибок. Что такое вина. Внешний социальный контроль за поведением несовершеннолетних. Кто и как может контролировать их поведение. Осознание асоциального характера своих поступков. Необходимости пройти курс занятий по профилактике асоциального поведения и самовольных уходов. Плюсы от прохождения курса занятий. Знакомство с итоговым заключением и возможностью направления в воспитательные группы семейного типа. | Осознание необходимости пройти курс реабилитации с целью перевода в воспитательные группы семейного типа. | Список своих ошибок, за которые ребёнок
попал в отделение (лично своих, запись в дневник). Рисование плаката на стенде “Почему я здесь”, “Что необходимо сделать за время пребывания” (самостоятельная работа) |
“Я и закон” Правовой блок профилактической работы (6 занятий) |
|||
Тема занятия | Содержание | Результат | Домашнее задание. |
Право. Закон. | Что такое право как совокупность обязательных норм, что такое закон. Конституция как закон высшей юридической силы. Обязанность выполнять нормы права. Несоблюдение норм пребывания в учреждении, самовольные уходы, асоциальное поведение как разновидность нарушения закона. Последствия несоблюдения норм права – в том числе силовые. | Знания о праве и законе. | Запись в дневнике “Мои нарушения за последние три месяца” |
Права человека | Что такое права человека. Виды прав человека. Гарантирование прав человека. Виды нарушений прав человека. | Знания о видах прав человека и видах нарушений прав человека | Запись в дневнике “Мои права” |
Право – Благо – Обязанность - Ответственность | Взаимосвязь между понятиями Право –
Благо – Обязанность - Ответственность.
Конкретные примеры из жизни несовершеннолетних. Более детальное определение “Обязанности” и “Ответственности”. |
Знания о взаимосвязи Право – Благо – Обязанность - Ответственность | Заполнить таблицу “Право - Благо – Обязанность – Ответственность”. (запись в дневник). |
Права несовершеннолетних. | Правоспособность и дееспособность. Объём прав несовершеннолетних. Законные представители. Юридические последствия действий несовершеннолетних, их отражение на законных представителях. | Осознание зависимости между поведением несовершеннолетних и ответственности их законных представителей | Запись в дневнике “Пример правонарушения, совершенного несовершеннолетним, и ответственности его законных представителей” |
Полиция. | Что такое полиция. Полиция в системе МВД. Закон о полиции. Права сотрудника полиции по отношению к гражданам. Обязанности и права сотрудника полиции. Роль сотрудника группы содействия розыска ГБУ ЦССВ “Синяя птица” в розыскных мероприятиях. Профилактическая работа сотрудников полиции. | Знания о правилах общения с сотрудником полиции. | Запись в дневнике “Как необходимо общаться с сотрудником полиции” |
Последствия самовольных оставлений учреждения: положительны и негативные (итоговое занятие). | Что такое последствие самовольного оставления учреждения. Причины – определить не менее трёх. Какие могут быть последствия. Акцентуация на негативные последствия. Возможные криминальные последствия. | Осознание негативных последствий самовольных оставлений учреждения | Составить список негативных последствий самовольных уходов из учреждения. (запись в дневник, рисование плаката на туже тему). |
Учёба как жизненный
приоритет Педагогический блок профилактической работы, направленной на формирование уважительного отношения к учёбе (5 занятий) |
|||
Тема занятия | Содержание занятия | Результат | Домашнее задание |
Обучение, воспитание. | Что такое обучение и что такое воспитание. Субъекты обучения, воспитания. Где воспитывают и где обучают. Связь обучения и воспитания. | Знание о воспитании и обучении | Запись в дневнике (что такое обучение, что такое воспитание). |
Причины обучения и воспитания. | Для чего нужно воспитание и обучение. Положительные последствия обучения и воспитания. Негативные последствия пробелов в обучении и воспитании. | Знание о положительных и негативных последствиях обучения и воспитания. | Список положительные последствий обучения и воспитания (запись в дневнике). |
Успешная учёба и воспитанность как путь к карьерному росту. | Что такое причинно-следственная связь. Причина и следствие. Учёба и воспитанность как причина карьерного роста. Привести примеры. | Осознание причинно-следственных связей между успешной учёбой и карьерным ростом | Запись в дневнике “Три причины того, как учёба влияет на карьерный рост” |
Моя карьера. | Кем можно стать в будущем. Что для этого нужно сделать. Что для этого сделал сам несовершеннолетний. Выявление причин. | Построение модели своего будущего. | Запись в дневнике “Кем я хочу стать; что я для этого сделал; что не сделал” |
Самовольные уходы как причины пробелов в воспитании и обучении (итоговое занятие). | Самовольный уход из учреждения как причина неудач в будущем при получении профессии. Негативные последствия - не менее трёх. Отказ от самовольных уходов - путь к полноценному обучению и получению престижной профессии. | Осознание негативных последствий самовольных уходов из учреждения. Положительные последствия отказов от самовольных уходов | Что я потерял после самовольных уходов
из учреждения в воспитании и обучении. (запись в
дневнике). Рисование настенного плаката “Учёба – приоритет в жизни” (домашнее задание). |
“Нравственность как норма
жизни” Нравственный блок профилактической работы (7 занятий) |
|||
Тема занятия | Содержание | Результат | Домашнее задание |
Что такое мораль (нравственность). | Определение морали. Характерные черты. Отличие от закона. Главный моральный закон. Что такое нравственные категории. | Знание основ морали. | Записать в дневник 10 нравственных принципов. |
Ответственность. | Что такое ответственность? За что наступает ответственность. Соотнесение объёма ответственности и нарушения. Ответственность за самовольные оставления учреждения как за нарушения. | Знание меры и степени ответственности за нарушения. | Запись в дневнике “Какая ответственность может наступить в случае самовольного оставлении учреждения” |
Долг. Честь. Совесть. | Что такое долг, честь, совесть. Долг - черта нравственного человека. Суть долга: обязанность перед семьей, Родиной, перед собой. Положительные черты категории “Долг”. Честь – представления о своих нравственных качествах. Регулирование своих поступков. Совесть как внутренний самоконтроль поведения человека. | Знание о долге, чести, совести. | Запись в дневнике “Честь - это, долг – это, совесть – это…” |
Моральный выбор. | Добро и зло. Что такое выбор. Что такое альтернатива. Разум и возможность выбирать. Постоянный моральный выбор в жизни человека. Оценка и просчёт рисков. Последствия неправильного выбора. Моральный выбор как черта высоконравственного человека. | Знания о моральном выборе | Запись в дневнике “Аргументы в пользу самовольных оставлении учреждения, аргументы против” |
Внутренний и внешний контроль. | Что является примером внутреннего контроля, что относится к внешнему контролю. Обратная зависимость между внутренним и внешним контролем. Категория доверие: содержание, условия, последствия. | Осознание обратной зависимости между внутренним и внешним контролем | Запись в дневнике “Что значит обратная зависимость между внутренним и внешним контролем” |
Отношения со взрослыми и младшими. | Почему нужно уважать старших? В чем
причина обязанности уважения людей старшего
поколения? Указать три причины. Почему нельзя обижать младших? В чём причина обязанности уважения младших? |
Уважение к старшему поколению и младшим | Запись в дневнике “Три причины уважения людей старшего поколения и три причины уважения младших” |
Какие правила нравственности нарушаются при самовольных оставлениях учреждения (итоговое занятие). | Самовольное оставление учреждения – какие нормы морали нарушает несовершеннолетний. Перечислить. Возможные негативные последствия. | Осознание нарушения нравственных норм при самовольном оставлении учреждения | Запись в дневнике “Что из норм морали я
нарушаю, убегая из учреждения…” Рисование настенного плаката “Что из норм морали я нарушил” (домашнее задание) |
“Здоровый образ жизни” Педагогический блок профилактической работы, посвящённый борьбе за здоровый образ жизни (7 занятий) |
|||
Тема занятия | Содержание | Результат | Домашнее задание |
Что такое здоровье. | Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. | Знание о здоровье. | Запись в дневнике “Какие характеристики есть у здоровья” |
Как поддерживать здоровье. | Здоровый образ жизни – правила, положительный эффект, принципы. Спорт и физическая культура. Зарядка и гимнастика. | Знания об условиях поддержания здоровья | Запись в дневнике “Для того, чтобы быть здоровым, нужно…” |
Что губит здоровье? | Причины резкого ухудшения здоровья человека. Осознанный подход к анализу причин и последствий самостоятельного выбора отношения к своему здоровью. | Знания о причинах гибели здоровья. | Запись в дневнике “Что может сгубить здоровье человека” |
Алкоголь как враг здоровья. | Что такое алкоголь. Культура употребления алкоголя. Какие существуют негативные последствия регулярного употребления алкоголя. Закон об алкоголе. Чем заканчивают обычно алкоголики. Акцент на социальную деградацию. Примеры. | Знания о вреде чрезмерного употребления алкоголя. | Запись в дневнике “Алкоголь - враг здоровью, та как…” (5 причин) |
Курение табака как вредная привычка. | Что такое табак. Какие существуют негативные последствия регулярного курения табака. Закон о курении табака в общественных местах. Негативные последствия курения табака. Акцент на физиологические последствия. Примеры. | Знания о вреде табакокурения. | Запись в дневнике “Табак вреден, так как..” (5 причин). |
Наркотики как средство уничтожения человека. | Что такое наркотики. Виды. Негативные последствия употребления любых видов наркотиков. Привыкание. Наркобизнес. Закон об употреблении наркотиков. Физическая и социальная деградация наркоманов. Зависимость между употреблением наркотиков и неизлечимыми на данный момент заболеваниями. | Знания о вреде употребления наркотиков | Запись в дневнике “Наркотик – убийца человека, та как…” (10 причин). |
Причины за и против. (итоговое занятие). |
Осознание выбора человека при угрозе употребления табака, алкоголя, наркотиков. Аргументы за и против. Расчёт рисков при выборе аргументов. | Осознание верности выбора при угрозе употребления табака, алкоголя, наркотиков | Запись в дневнике “Я буду против при
угрозе употребления табака, алкоголя,
наркотиков, так как…” (8 причин) Рисование настенного плаката “Против наркотиков” (домашнее задание) |
“Семья – ячейка общества” Педагогический блок профилактической работы, посвящённый формированию модели семьи в будущем (4 занятия) |
|||
Тема занятия | Содержание | Результат | Домашнее задание |
Что такое семья? | Что такое семья. Главные функции семьи. Цель семьи. Важность семьи как социального института. | Знания об основах семьи | Запись в дневнике “Семья – это…” |
Права членов семьи. | Равенство членов семьи. Обязанности по заботе о младших и недееспособных членах семьи. Формирование уважительного отношения к старшим членам семьи. | Знания о правах членах семьи | Запись в дневнике “Равенство означает, что …” |
Супруг и супруга в семье. | Функции мужчины и женщины в семье. Уважение как принцип семейного счастья. Негативные последствия неуважительного отношения внутри семьи между членами семьи. | Знание о равенстве прав супругов | Запись в дневнике “Что значит равенство в семье” |
Модель моей семьи (итоговое занятие). | Построение модели своей семьи. Что и как из нарушений социальных норм может в будущем негативно сказаться на построении модели своей семьи? | Формирование модели будущей семьи | Запись в дневнике “Как я вижу свою
семью в будущем” Рисование настенного плаката “Что нельзя в семье” (домашнее задание) |
Список литературы
- Волкова Е. Н. Психология субъектности педагога. — Н. Новгород, 2001.
- Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Личко. – М., 1999.
- Михайлов Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков. – Граница. – 2003.
- Немцов А. Алкоголь и смертность в России, 1980—1990-е годы. - М., 2001.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М., 1998.
- Филонов Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л. Б. Филонов. – М., 1994.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группыриска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад.психология и психоанализ / Т. И. Шульга. – № 2,1998.
- Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска / Т. И.Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. – М., 2000.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции”.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании”.
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
- Конвенция о правах ребенка.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 “О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012–2017 годы”.