Цели:
- Привлечь внимание детей к величайшему природному дару - сну.
- Выявить причины, ведущие к расстройству здорового сна.
- Учить законам крепкого и спокойного сна.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 3); наглядный материал к уроку.
- Месяц, звезды, костюмы: Бессонницы, Розового и Черно-Белого сна, “тревожные” карточки, рисунки детей со сновидениями, памятки здорового сна, живая музыка, песни.
Учитель.
Ребята, сегодня мы с вами не просто поговорим о пользе здорового сна, а постараемся понять и убедиться в том, как важно относиться ко сну бережно и уважительно.
(выходит ученик)
Ученик 1.
Совсем непросто мне понять,
Почему так важно спать?
Не бегать, не играть в войну,
Не понимаю, почему?
И не кричать, и не стучать,
А телевизор выключать
И отправляться спать?
(уходит)
(выходят две девочки)
Девочка 1. Утро вечера мудренее. Как редко мы задумываемся над этими словами!
Девочка 2. Древние греки были очень умными людьми. В древнегреческих мифах считалось, что темнота и ночь - родители доброго утра и светлого дня.
Девочка 1. В древности люди с большим почтением относились ко сну, а современный человек перестал ценить этот величайший дар, что неизбежно привело к расстройству сна и распространению связанных с этим заболеваний: хроническая усталость и гиперактивность.
Девочка 2. Слово “соня” имеет ярко выраженный негативный оттенок.
Соней называют того, у кого не хватает энергии, кто становится неудачником в современном мире.
Девочка 1. А чтобы быть бодрым и энергичным, необходимо хорошо знать правила здорового сна.
Девочка 2. До нас не дошли сведения о нарушениях сна у представителей древних цивилизаций, да и само слово “бессонница” не встречается в древних источниках, так как такое состояние просто отсутствовало. Тот, кто в поте лица добывал себе пропитание, к вечеру сильно уставал и засыпал мгновенно.
Девочка 1. Но времена, когда ночь начиналась с наступлением темноты, давно ушли в прошлое.
(уходят)
(выходит Бессонница)
Бессонница.
Кто придумал, будто ночью,
Темной ночью надо спать?
Тем, кто спать совсем не хочет,
Надо песни распевать.
Надо бегать, надо прыгать,
Головой о стенку бить,
И бровями можно двигать,
И ушами шевелить...
(поёт)
А я такая, вот такая, растакая,
Ну, что он в ней нашел?
А я такая, вот такая, растакая,
Но мой поезд ушел...
(продолжает читать)
Можно взять большую палку –
Сны подольше отгонять.
Можно делать приседалку:
Кто придумал...
(замолкает, увидев незнакомцев)
(входят два мальчика)
Сон розовый. Довольно хулиганить!
Сон черно-белый. Уходи! Людям так тяжело с тобой!
(Берут Бессонницу за руки и уводят)
Учитель. Молодцы, ребята, что прогнали Бессонницу. Постараемся с ней больше не встречаться. Расскажите, что же мешает вам порой легко и быстро заснуть?
(звучит мелодия песенки из передачи “Спокойной ночи, малыши”, дети с карточками выходят к доске и рассказывают о причинах, мешающих засыпанию)
Ученик 1.
Громко тикают часы. Я не сплю.
Ученик 2.
Мяукают кошки, их много. Не могу заснуть.
Ученик 3.
Дедушка громко включает телевизор и мешает спать.
Ученик 4.
Чтобы соседи не спали, папа на всю включает музыку, но ведь и я не сплю.
Ученик 5
В комнате очень душно.
Ученик 6.
Поздно прихожу с тренировки, и, кажется, что всё ещё надо бежать.
Учитель.
Видите, ребята, сколько препятствий для того, чтобы быстро уснуть! О каком же спокойном и глубоком сне можно говорить?
А бывает и так:
- “Всему свое время” (стихотворение). (Приложение 1)
- “Ромашки спят” (стихотворение). (Приложение 2)
- “Цветные сны” (хореографическая миниатюра).
- Колыбельная (музыкальная пьеса). (Живая музыка, исполняет ученица на фортепиано)
Учитель.
Ребята, Вы нарисовали свои сновидения (обращает внимание детей на рисунки на доске). Кому-то из Вас чаще снятся веселые, а кому-то страшные сны.
Давайте попробуем показать свои сны в игре “День и ночь”.
Со словом “День” вы просыпаетесь и веселитесь. На слово “Ночь” замираете, изображая фигуру, которая напугала или развеселила вас во сне.
(игра повторяется два-три раза).
Учитель.
Чтобы ваши сновидения были светлыми и радостными, надо строго соблюдать правила здорового сна.
(выходят сны и читают правила)
Правила:
- Спать надо ложиться в одно и то же время.
- Перед сном совершать прогулку на свежем воздухе.
- Не переедать во время последнего приема пищи, который должен быть за 2-3 часа до сна.
- Проветривать комнату перед сном (лучше спать с открытой форточкой).
- Разговоры перед сном не должны вызывать сильных эмоций (гнев, страх, раздражение).
(“сны” раздают детям памятки здорового сна) (Приложение 3)
(выходит мальчик, начинавший праздник)
Ученик.
Теперь я знаю почему
Все с уважением ко сну.
Чтобы здоровым, сильным стать,
Все вовремя ложатся спать.
А чтобы вам снилось больше весёлых и добрых снов, не забывайте желать друг другу (дети хором):
“Спокойной ночи!”