Все мы, знаем истину, что учитель передает ученику знания, умения, навыки, опыт, накопленный обществом ранее. Но проблема культуры поведения ребенка, его взаимодействие с другими людьми в обществе, подразумевает более глубинную работу педагога. Истоки этого воспитания берут свое начало в дошкольном детстве. Цель педагога в воспитании у ребенка культуры поведения, заключается в том, чтобы знания о правильном поведении людей, при взаимодействии друг с другом, стали устойчивой внутренней нормой. Педагог должен владеть многообразием методов, форм и приемов данной работы.
Великий философ эпохи Просвещения Жан Жак Руссо обосновавший принцип природосообразности призывал воспитывать культуру ребенка через его естественную природу, через его возрастное развитие. Он делал акцент именно на то, что целенаправленное воспитание культуры поведения формируется у ребенка исключительно под влиянием хорошего образца поведения взрослого.
Известно, что культура поведения выражается в вежливости речи, в опрятном и ухоженном внешнем виде, в умении управлять своими эмоциями при общении с окружающими. Культурно воспитанный человек, овладевший ценностями поведения, обладает наибольшей возможностью выразить себя как личность, выразить свои таланты способности, мысли. Сама жизнь человека становится для него интересной гармоничной и приносящей радость.
Нашей задачей является развивать в детях культуру поведения в обществе. Ведь только научившись с пониманием, бережно относится друг другу, мы сможем выстраивать наши жизненно важные события духовной и материальной жизни, особенно, успешно.
Цикл спектаклей направленных на создание условий для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.
Спектакль 1
Путешествие в страну Непослушания
Спектакль-досуг для детей дошкольного возраста.
Аннотация: Программой предусмотрено, что дети старшего дошкольного возраста, должны соблюдать правила элементарной вежливости, иметь первичные представления о правилах поведения в детском саду, дома и на улице, стараться соблюдать их. Нами замечено, что дети нашего ДУ имеют представления об этих правилах, но в коммуникативной сфере эти правила детьми не всегда выполняются.
Поэтому нами был придуман спектакль этического содержания, с конкретными примерами (поступками окружающих людей- героев спектакля), которые помогают формировать у детей представления о доброте, дружбе, справедливости, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, лености.
Ключевые слова: этикет, вежливость, добросердечность, правила поведения, трудолюбие.
Герои: Сказочник, Таня, Миша.
Продолжительность: 30-45 минут
Материалы: костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, презентация, загадки, конверты с частью пословицы, заготовки для игры “Классификация предметов”, напольные классики.
Ход спектакля
Звучит музыка входит ведущий-сказочник.
Сказочник: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Мне очень нужна ваша помощь, поможете?
У одной моей милой премилой знакомой есть дети: мальчик и девочка. Но они не такие уж милые и хорошие, как хотелось бы их маме. К сожалению, эти детки часто безобразничают, не слушают свою маму, грубят и совсем не выполняют своих обещаний.
Я - сказочник и как настоящий волшебник, я обязан помочь детям, так что я отправляюсь к ним в гости и беру вас с собой. Вы согласны?
Смена декораций (создается детская комната, с разбросанными игрушками). В зал вбегают герои, не обращая внимания на зрителей, ругаются между собой и не могут поделить собаку,
Сказочник: (Шепотом обращается к зрителям)
- Ну что я вам говорил?
- Здравствуйте ребята. (Сказочник обращается к героям. Герои продолжают ссориться, не обращая внимания.)
- Таня и Миша, доброе утро, у вас нет желания с нами поздороваться?
Таня: Нет.
Сказочник: Что у вас тут произошло, почему в комнате все так разбросано, игрушки и вещи не на своих местах. Давайте уберем их вместе, вы ведь обещали маме содержать комнату в порядке.
Миша: Нет, не хотим. (продолжают ссориться, тянуть собаку каждый к себе)
Сказочник: Ну, что же вы все ссоритесь и ссоритесь. Послушайте, вам бы дружить, вместе играть.
Герои в один голос: Не хотим.
Сказочник: Ой, беда, беда, беда, ребята, что же вы наделали? Три раза произнесенное слово “Нет”, отправляет детей в далекую страну “Непослушания”.
Все герои кружатся по залу под музыку, как будто летят. (Смена декораций).
Таня: Ого, где это мы?
Миша: Куда это мы попали?
Сказочник: Мы ребята, попали в страну непослушных детей и, к сожалению, отсюда никто еще не возвращался.
Таня: Круто, страна “Непослушания”! Это же хорошо, представляете не нужно чистить зубы, убирать игрушки, мыть руки, слушаться маму и самое главное не нужно выполнять своих обещаний. Красота! Всегда мечтала здесь оказаться.
Сказочник: Может быть, для вас это и красота, а вот я совсем не хотел бы здесь остаться. Потому что знаю, что происходит с таким детками. Желаете посмотреть?
(Презентация с фотографиями детей, которые плохо себя ведут).
Сказочник: Ну как ребята, нравится? (Ответ ребят).
Таня: Что-то мне это совсем не нравится, не так я себе представляла страну непослушания. Да и к маме хочется, она вроде блинчики пекла.
Миша: (Топает ногой, капризничает) И мне, и мне хочется домой на блинчики.
Таня: Тише ты, не плачь. Сейчас все исправим. Эй, сказочник, как нам отсюда вернуться домой? Отправляй уже!
Сказочник: Ну, для начала нужно вспомнить волшебные слова, которые помогают в общение с другими людьми. Ребята, вы нам поможете, правда? (Загадывает загадки).
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: “...”
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: “Ёжик, ...”
(Здравствуй!)К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: “...”
(До свиданья!)Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он “...”
(Извини!)Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: “...”
(Спасибо!)Говорит Лиса Матрёна:
“Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!”
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: “...”
(Пожалуйста!)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: “...”
(Благодарю!)
Таня: Ребята, милые, помогите нам, пожалуйста, домой вернуться.
Миша: Пожалуйста.
Сказочник: Поможем? Только обещайте, что будете слушаться.
Вот дорожка, в каждой клеточке находится письмо. Все письма прочтете, соберете заклинание и вернетесь домой. Только это еще никому не удавалось.
Миша: Мы сможем, у нас получится. Пойдем, Таня, и ребята с нами. Бери конверт.
Сказочник проводит игру: Вежливые гости.
Участники встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, проговаривая стих.
В гости к нам вы приходите
Настроенье поднимите
Рады видеть вас всегда
Заходите, Господа.
Как только стих заканчивается, герои останавливается напротив ребенка, а ребенок вежливо приглашает в гости героев. Каждый раз, приглашение должно звучать по-разному.
Сказочник: Присаживайтесь ребята. Ну что Танюша, понятно вам как нужно к гостям обращаться? Вот ваше слово. А теперь пора, ко второй клеточке приступать.
Таня открывает конверт.
Сказочник: А в этом конверте говорится о том, что каждый ребенок должен уметь держать свое слово. Вот что вы родителям обещаете? (Перечисляют.)
А когда мы к вам в гости пришли, о чем мы говорили?
Миша: Об игрушках, мы маме обещали игрушки убрать.
Сказочник: Правильно. А вот вы посидите и посмотрите, как наши ребята быстро справляются.
А мы ребята сейчас научим, как нужно разбирать по местам свои не убранные вещи. Посмотрите внимательно: вот шкаф для посуды, вот шкаф для одежды, вот шкаф для обуви, А здесь холодильник будем складывать туда продукты. Понятно задание. По очереди друг за другом нужно разложить предметы по одному (классификация предметов).
Сказочник: Ребята, как вы успешно справились. Вот и еще одно слово.
- Ну, а теперь самое сложное задание. Ребята, что такое дружба? (ответы ребят).
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
- А вы (обращается к героям), все деретесь, ссоритесь, не уступаете друг другу. Не стыдно?
Миша и Таня: Стыдно.
Сказочник: Ну, значит, исправляться будем.
Предлагаю выполнить командное задание. Ответьте на вопросы правильно, не перебивая друг друга. Ребят делят на три команды, каждой команде дается по ситуации, на которую нужно дать правильный ответ. За правильный ответ каждая команда получает по “кусочку сердца”.
Таня и Миша собирают сердце воедино. Обнимаются.
Таня: Прости меня, Миша, вот твоя собака
Миша: Прости меня Таня, я больше не буду тебя обижать. Дружба?
Таня: Дружба (жмут друг другу руки).
Сказочник: Ну, вот и хорошо. Третье письмо открыто. Давайте соберем волшебные слова, и у нас получится пословица. Произнеся ее все вместе, мы вернемся домой.
Читают слова, произносят вместе с ребятами.
Кружась под музыку, герои попадают в комнату.
Смена декораций.
Миша: Спасибо ребята, мы бы без вас не справились.
Таня: Я теперь обязательно буду следить за тем, что я говорю.
Из-за двери слышится голос мамы: Дети бегите кушать.
Таня: Мама зовет. Хорошо, мамочка, бежим. До свидания ребята, спасибо вам еще раз. Пойдем Мишка.
Мишка: Пойдем. Пока ребята.
Сказочник: А нам ребята нужно запомнить о том :
Если человек вежлив и добр, у него в жизни все желания исполняются. Если он выполняет свои обещания, к нему люди хорошо относятся. Старайтесь быть вежливыми, добрыми и выполнять свои обещания. Это вам обязательно пригодится.
Любым невзгодам вопреки,
Ты дружбу бережно храни.
Мир сохранить вокруг себя,
Помогут верные друзья.
До свидания, ребята.
Спектакль 2
Встреча с Невежой
Спектакль - досуг для детей дошкольного возраста.
Аннотация: Программой предусмотрено, что дети старшего дошкольного возраста, должны соблюдать правила элементарной вежливости, иметь первичные представления о правилах поведения в детском саду, дома и на улице, стараться соблюдать их. Нами замечено, что дети нашего ДУ имеют представления об этих правилах, но эти правила детьми не всегда выполняются.
Продолжая воспитывать в детях элементарные правила поведения, нами был придуман следующий спектакль этического содержания, с конкретными примерами (поступками окружающих людей- героев спектакля), которые помогают формировать у детей представления о нравственных поступках людей и нормах поведения в семье. Так же наш спектакль помогает активизировать словарь детей, заставляет размышлять и делать выводы.
Ключевые слова: этикет, чистоплотность, исполнительность, отзывчивость, доброжелательность, ответственность.
Герои: Домовой, Таня, Невежа (кукла Би-ба-бо)
Продолжительность: 30-45 минут
Материалы: костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, презентация, загадки,
Ход спектакля
Появляется Домовой и громко звонит в колокольчик, привлекая внимание зрителей.
Домовой (зрителям) Ну-ка, детки, Тише! Тише! (Домовой снова звонит в колокольчик).
А иначе не услышим
Мы историю, что вам,
Рассказать хочу сегодня,
Про девчонку я одну.
Хулиганка, забияка...
Может, знаете ее?
(Из-за ширмы выглядывает девочка Таня с игрушечным пистолетом и размахивает им перед Домовым).
Таня: Пах! Пух! Пых! Туф! Тыв! Тав!
Домовой: (зрителям со вздохом) Ну что я вам говорил, вот она собственной персоной!
Таня: Эй, соратник бабки Ёжки, Падай! Ты же побежден! (Обращается к Домовому. Домовой не обращает внимания).
Таня: Ну, давай! Падай! (Таня театрально падает на пол, изображая раненого.) Ну вот, опять играть не хочешь?
Домовой: Ой, Танечка, ты опять в эти грубые игры играешь, и сказки ты читаешь недобрые. Не приведут они тебя к доброте. Не расскажут о том, как нужно приветствовать старших, уважать близких. Только жестокости и научат. И вообще я, не развлекать тебя тут пришел, я – Домовой в игры злые не играю! Мне тут в комнате уборку делать нужно, одну важную вещь найти. А ребята мне помогают.
Вот мама твоя вчера билеты в кино потеряла, и найти не может. А я - то знаю, что их Невежа к себе утащил.
Таня: Какой такой Невежа?
Домовой: Ну как какой? Вот Я - персонаж выдуманный, в доме с тобой живу, разговариваю. А появился я благодаря твоей маме, жалко мне ее стало, много дел у нее по дому, она не успевает ими заниматься. Вот я ей и помогаю. Меня человек придумал для хороших дел.
А вот благодаря тебе и твоим поступкам в доме у вас появился Невежа, вот он - то пакостит понемногу. То вещи тебе поможет разбросать, то нужные предметы спрячет. Вот ты вчера свое платье бросила?
Таня: Бросила.
Домовой: И где оно? Не заметила ты, Танюша, как Невежа ее уже в дальний угол запрятал. Вот и ищи теперь по квартире.
Таня: Правда, платья-то нигде нет. Подожди, а ты про какие-то билеты говорил, в кино кажется?
Домовой: Ну да! Мама твоя хотела с тобой в кино сходить, а Невежа их утянул потихоньку и отдавать не хочет. Говорит, что не нужно тебе в кино идти. Вдруг ты там чему-то хорошему научишься.
Таня: Так давай этого Невежу поймаем и заберем у него билеты. А Невежу выгоним. Нечего в нашем доме проказничать.
Домовой: Понимаешь, Танечка, так просто его не выгнать, сначала нужно его заставить появиться, а для этого тебе нужно разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо. Вот ребята наши знают, какие поступки значатся хорошими..., а какие плохими... Хочешь, что бы они тебе помогли?
Таня: Конечно.
(Игра первая)
Домовой: Ребята я сейчас буду зачитывать ситуации, а вам нужно подсказать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Если я говорю о хороших поступках - хлопаем....
Если я говорю о плохих поступках - топаем....
Говорить “Здравствуйте” при встрече хорошо или плохо?
Показывать язык воспитателю в детском саду?
Помогать маме донести сумку с продуктами?
Брать чужую вещь без разрешения и забирать себе?
Кричать “Хочу” ,“Дай”, визжать и бить ногами в магазине?
Помогать открыть двери старушке, когда она входит в подъезд?
Вот видишь, Танюша, наши ребята хорошо с заданиями справляются. А у тебя хорошо получилось?
Таня: Конечно, я все вспомнила, что вы перечисляли, а еще я вспомнила...
Что нужно старших уважать.
Малышей не обижать.
За столом не разговаривать, не чавкать, не прыгать.
Еще, что книги рвать нельзя... ух сколько я всего вспомнила!
(Из-за ширмы показывается Невежа с большим билетом в руке).
Невежа: Не хотел я к вам приходить, чего хотите-то. У меня дел полно, билет не отдам. Все равно ты себя вести не умеешь. В школе вчера опять двойку за поведение получила, не пойдешь в кино!
Таня: Вот еще, не тебе судить о моем поведении! Отдай билет говорю, а не то...
Невежа: Я тебя не боюсь, а драться полезешь, так я опять исчезну. И тут вы уже меня не сможете найти.
Домовой: Тише Танюша, не ругайся с ним. Мы тебе с ребятами поможем, только тебе нужно пообещать, что ты теперь о поступках своих думать будешь.
Таня: Обещаю, так что же нам теперь делать?
Невежа: А ничего не нужно делать, что вы можете? Ведь что такое воспитанный ребенок вам неизвестно? А невоспитанны дети - так это только мне на руку. Вы побольше всяких пакостей делайте, я вам только помогать буду.
Домовой: Ну уж нет, давай нам какое-нибудь задание о воспитании, мы тебе его быстро решим. Или боишься?
Невежа: Кто я? Я ничего не боюсь! Вот я сказки сейчас вам расскажу, а вы название разгадайте. Вот и посмотрим, знаете ли вы сказки, где герой был невоспитанным, да стал воспитанным в конце. Ну что, Танечка, будешь разгадывать с ребятами?
Таня: Конечно, буду!
Невежа:
1.В какой сказке родители наказали дочке: “Будь умна, братца береги. С ним рядом играй, во двор с девочками не убегай”, а она-то их не послушалась?
2.В какой сказке мама девочке сказала, что бы она с незнакомыми не разговаривала и через лес не ходила. А она ослушалась, через лес пошла и с волком познакомилась?
3. А вот вам другая сказка: Папа ему наказал в школу идти, азбуку ему купил. А он ее продал, и в школу не пошел?
4. Ух, какие вы умные, ладно, теперь загадка посложнее. Девочка вазу разбила, а маме не призналась. Волшебной силой воспользовалась и склеила вазу?
(Детям могут быть предложены любые сказки по вашему выбору).
Таня: Знаешь, Невежа, а мы ведь не только сказки с плохими поступками знаем, мы ведь можем назвать сказки, где героев наоборот за хорошие поступки ценят и хвалят, вот смотри.
Домовенок, неси наш волшебный мешок, там как раз подарки от этих героев спрятаны. А вы ребята помогайте.
(Домовой из мешочка достает картинки с предметами).
(Подснежники). В какой сказке девочки посреди зимы подарили цветы, за ее трудолюбие, покладистость и терпеливость?
(Сапоги). В какой сказке коту вручили сапоги и шляпу за его смекалку, и смелость?
(Колечко). В какой сказке герой получил колечко от щуки, за свое доброе сердце?
(Сундук). В какой сказке девочка получила сундук с драгоценностями за доброе сердце, терпение, трудолюбие?
Таня: Вот видишь, Невежа, не такие уж мы и невоспитанные. Знаем мы правила поведения. Так что, пожалуйста, отдавай нам билет и не возвращайся к нам больше. Я о своем поведении подумала и решила : с этого дня только хорошо себя вести.
Невежа: Ой, ой, ой, расхвасталась. Не отдам я тебе билет и все тут.
Домовой: Знаю я, Таня, как нам прогнать Невежу, что бы он исчез. Нам нужно в игру с ребятами сыграть, “Помощники” она называется. Есть у меня 12 волшебных мячиков, все они разные, и у всех свое название, нужно ребятам их найти и в корзину собрать. Как только мы эти названия произнесем, так Невежа и исчезнет. Ведь не может Невежа с этими словами дружить.
Ребята находят мячики. Домовой громко читает их название, и кратко объясняет.
1.терпение – это...
2. уважение – это...
3. трудолюбие –это...
4. честность – это...
5. доброта - это...
6. чистоплотность – это...
7. жизнерадостность – это...
8. ответственность – это...
9. исполнительность – это...
10. отзывчивость – это...
11. любознательность – это...
12.доброжелательность – это...
(По усмотрению педагога число слов можно уменьшить, либо увеличить).
Домовой: Танюш, смотри, исчез Невежа, только от него билет и остался, теперь ты спокойно можешь с мамой в кино отправляться. Только не забудь ребятам, что-то сказать.
Таня: Да, да конечно. Дорогие ребята, спасибо вам большое. Сегодня вы мне напомнили очень важные правила, и я очень постараюсь их соблюдать. Я вам желаю, что бы вы тоже обладали теми качествами, которые мы сегодня вспомнили и проговорили. А сейчас я должна пойти к маме, спасибо вам еще раз. До свидания.
Домовой: До свидания Танюша. А с вами, ребята, я не прощаюсь, а говорю вам до новой встречи! Ведь нам еще предстоит рассказать Тане, как нужно себя вести в музее, кино и театре, согласны со мной?
Ну, тогда до встречи!