Пояснительная записка
Обоснование проблемы
Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. История в такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни.
Работа на уроках истории и внеклассная работа тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная краеведческая работа становится органической частью обучения. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам с нарушением интеллекта лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время мало программ разработанных для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, считаю, что необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев), воспитывать в детях с ОВЗ чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Цель программы
Приобщать учащихся к истории малой Родины. Способствовать усвоению исторических знаний, которые расширяют кругозор учащихся, помогают им определить свое место в обществе, рождают уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений.
Задачи программы
- Углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи.
- Развитие интереса учащихся к истории. Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся, способствует более успешному ее осуществлению.
- Развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.).
- Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, макетах, схемах.
- Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия.
- Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
Целевая группа (объект программы)
Учащиеся 5-7 классов
Условия реализации программы
Место проведения основных занятий: ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Количество воспитанников: в зависимости от формы и вида занятий, от 10 до 25 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.
Основные формы
- Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
- Нетрадиционные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки.
Методы
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.
Содержание программы
№ п\п | Темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
2, 3 |
Знакомство с экспонатами школьного музея |
2 |
4, 5 |
Знакомство с экспонатами регионального музея истории Закамья и г. Нурлат |
2 |
Ι |
Изучение родного края. Путешествие в далекое прошлое |
7 |
6 |
Первые люди нашего края |
1 |
7, 8 |
Булгары – древние предки современных татар |
1 |
9 |
Принятие булгарами ислама |
1 |
10 |
Ага-базар – древний базар Волжской Булгарии |
1 |
11 |
Государство «Золотая Орда» |
1 |
12 |
Древняя Казань |
1 |
ΙΙ |
Татарстан – моя республика |
5 |
13,14 |
Мой город древний и молодой |
2 |
15,16 |
Казань – город любви, красот столица |
2 |
17 |
Государственная символика |
1 |
ΙΙΙ |
Мы любим свой Нурлат |
5 |
18,19 |
Моя малая родина – город Нурлат |
2 |
20 |
История основания г. Нурлат |
1 |
21 |
г. Нурлат в годы ВОВ |
1 |
22 |
Герои Советского Союза – наши земляки: Синдряков Н. К., Кузнецов А. И., Козлов Н. А., Сергеев М. Е. |
1 |
ΙV |
История школы |
1 |
V |
Мир народных праздников |
6 |
24 |
Православные праздники «Рождество. Крещение. Пасха» |
1 |
25 |
Традиции и обряды мусульманских народов |
1 |
26 |
Праздник «Масленица» |
1 |
27 |
Праздник «Навруз» |
1 |
28 |
Праздник «Сабантуй» |
1 |
29 |
Праздник «Уяв» |
1 |
30, 32 |
Экскурсия в г. Казань, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник |
3 |
33, 34 |
Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка) |
2 |
Ожидаемые результаты освоения программы
Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, как дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками – историческими музеями-заповедниками, с людьми и созданными ими произведениями искусства.
Литература
- Гильманов И., Мухарямов М. «История Татарской АССР». Казань, Тат. кн. изд., 1980
- Даулятшах-Болгари «История Татарстана», Казань, Тат. кн. изд., 1992
- Имамов В. Запрятанная история татар. Набережные Челны.: Газетно-книжное издательство «КАМАЗ», 1994.
- Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1996.
- Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
- Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».