Выступление на педагогическом совете «Как научить каждого, ведь они такие разные?»

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

  • Систематизация теоретических и практических знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.
  • Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества ЗУН.

Задачи:

  • Выработать в своей работе систему, которая будет способствовать индивидуальной работе каждого учащегося на уроке.
  • Обеспечить каждого ребёнка соответствующими методами и дидактическими средствами.

Презентация.

Слайд № 1.

Как научить каждого, ведь они такие разные?!!!”

Сегодня школа в неустанном поиске, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления.

Слайд № 2.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Педагог не просто должен дать знания по предмету, а научить детей учиться, дать равные возможности получения качественного образования как отстающим, трудно поддающимся обучению и воспитанию учащимся, так и тем, у кого есть желание учиться. 

“Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребенок – личность, каждому есть чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению!”Анатоль Франс

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

“… разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию.” Гарднер

Именно технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.

Слайд № 3.

Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.

Я уже 5 лет работаю по программе УМК “Планета знаний”. Структура учебников и рабочих тетрадей обеспечила для меня возможность организации дифференцированного подхода к обучению.

Первый уровень дифференциации реализуется через деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал, в которой представлена система разнообразных заданий по видам деятельности - творческой, интеллектуальной и поисковой.

Второй уровень дифференциации – сложные задания, которые включены в “интеллектуальный марафон”. Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Третий уровень дифференциациипроверочные и тренинговые задания. Они направлены на формирование у младших школьников навыка самоконтроля; обеспечивают индивидуальную работу с учащимися и диагностику их знаний; способствуют организации самостоятельной работы школьников.

Четвёртый уровень дифференциации проектная деятельность. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Работа над проектами способствует умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, формирует у них умение работать с информацией.

Слайд № 4-5.

Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Дети выполняют различные проекты, в силу своих возможностей.

Слайд № 6.

Прежде чем осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Важным моментом является дисциплина в классе, дети должны понимать учителя, а учитель в свою очередь должен хорошо понимать каждого ученика, знать его способности и возможности.

Начиная с 1 сентября в период адаптации, наблюдая за детьми, к концу 1 четверти класс условно разделён на три группы: слабые, средние и сильные ученики, но ни дети, ни их родители об этом не знают. Ведь первое условие осуществления дифференцированного подхода в обучении младших школьников - это знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся. Каждый ученик на протяжении обучения не закреплен за определённой группой, он может в процессе обучения переходить в другую группу.

Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации “Знайки”, “Кропотливые”, “Торопышки”.

Слайд № 7.

Одним из важнейших средств формирования личности является чтение. С одной стороны чтение является предметом обучения, а с другой средством общения. Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона и смысловая.

Работать над этим необходимо начинать уже в период обучения грамоте. Как только учащиеся приобрели некоторые навыки самостоятельной учебной деятельности (II -III четверти 1 класс), можно осуществлять дифференцированный подход к обучению чтению. При слоговом чтении с 3 группой учащихся читаются слоги:

- на определённую гласную - то, ло, ро, во;

- на определенную согласную - на, но, ну, ны, ни;

- читать слоги по типу "поднимаемся по лесенке" или "спускаемся по лесенке".

Слайд № 8.

В это время ученики второй и первой группы могут работать по другим слоговым таблицам, где уже даны слоги со стечением согласных и все гласные. Здесь уже используются все буквы русского алфавита. Задание для 2 и 1 группы: составьте слова + для 1 группы нарисуйте схемы слов.

Сначала я начинаю работать с детьми третьей группы. Читаем слоги, слова и простейшие предложения. Затем они печатают их в тетради. А я в это время проверяю работу, которую выполняли учащиеся 2 и 1 группы.

Слайд № 9.

В своей работе я используй “Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.”

Задания, предназначенные для детей каждой группы, обозначены заглавными буквами: З – “Знайкам”, Т – “Торопышкам”, К – “Кропотливым”. Дети выполняют задания по одному и тому же тексту, напечатанному на отдельных карточках. “Знайки” с заданием могут познакомиться самостоятельно, а “Торопышек” и “Кропотливых” знакомит с заданиями (некоторое время) учитель.

Слайд № 10.

Использовать дифференцированный подход я начинаю и на уроках письма .

Для учеников 3 группы предлагаю задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв, вставить, чтобы получилось слово и его записать. 2 и 1 группы записывают это слово самостоятельно.

Слабые дети на первых этапах записывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид.

Письмо под диктовку тоже дифференцирую: сильные ученики записывают под диктовку слово или предложение, а слабые пишут первую букву слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение.

Слайд № 11.

Во 2 классе на уроках русского языка я использую задания из “Рабочей тетради по русскому языку”. Ващук Н.Н., Орлова Л.С. К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Рескин

Дифференцированную работу я применяю при проверке правил.

Слайды № 12 - 14.

Разноуровневые задания.

Слайд № 15.

Дифференцированный подход к учащимся я использую при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка “Как работать над орфографическими ошибками”:

Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.

Устно объясни правописание.

Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки; идешь-несешь, поешь; не был-не писал, не знал).

Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение (интересный-интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).

Слайд № 16.

Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. Учащихся я разделила на четыре группы.

Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, систематически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления.

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах от 3-5 ошибок, частично обнаруживают и исправляют их во время само- и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Третья группа включает учащихся, которые допускают большое количество ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Способы исправления ошибок.

  • 1 группа - Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
  • 2 группа - Подчеркивание слова (ошибки в слове), в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком (/).
  • 3 группа - Зачеркивание ошибки, написание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.

В рабочих тетрадях слабых учеников я первоначально сама выполняю эту работу над ошибками, давая образец.

Во время выполнения работы над ошибками для обучающихся, которые не допустили ошибок в диктанте (изложении), можно подготовить дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность.

Или обучающихся, которые написали работу без ошибок, посадить с теми, кто сделал много ошибок. При этом слабый ученик получает задание работать по памятке, а сильный – поработать учителем и помогать советами.

Слайд № 17.

Организовать дифференцированную самостоятельную работу на математике помогает сборник задач авторов составителей Узоровой и Нефедовой. Пользоваться им можно на уроке с первого по четвертый класс. Это пособие удобно тем, что задачи распределены по темам и легко отрабатывать решение определенного вида задач.

Дифференцировать работу при решении задач можно следующим образом "В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"

  • Задание для 1-й группы: "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".
  • Задание для 2-й группы: "Решите задачу двумя способами".
  • Задание для 3-й группы: "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".

Слайд № 18 - 19.

Исходя из своей педагогической практики, могу утверждать, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода индивидуально-дифференцированного подхода к организации учебного процесса.

Поэт, художник, музыкант – такими сразу не родятся. В любом из них зарыт талант – лишь стоит только покопаться.

Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте. Обеспечивайте успешность ученика в учебном процессе.