Цель: закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
- воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
- воспитывать интерес к художественной литературе.
- повышение эмоционального настроя.
Ход игры
Слайд №2. Презентация 1
“За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём!”
Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты.
В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения этого поэта и сказочника. Всем известна сказка “Конек-Горбунок”, которая была написана в 1834 г..Год назад исполнилось 180 лет. Поэт и сказочник Ершов П.П., наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.
Слайд №3 – 28.
И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Участниками нашей викторины являются команда “___(аплодисменты), “___” (аплодисменты) и “___” (аплодисменты).
(Команды садятся полукругом за столы. Капитаны команд по очереди выбирают номинацию. Каждая команда выполняет задание этой номинации и фиксирует свои ответы на листах. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце игры жюри определяет команду-победителя. )
Номинация “Об авторе”.
- Кто написал сказку “Конёк-горбунок”? (Ершов)
- В каком возрасте автор написал сказку “Конёк- горбунок”? (19 лет)
- В 1834 году автор сказки окончил философско-юридический факультет Петербургского университета, вернулся в родной город и стал работать ...? (Учителем)
- Сказка вышла отдельной книжкой в середине 1834 года и выдержала при жизни автора ... изданий. (7)
- Какой русский писатель, прочтя сказку “Конёк-горбунок”, сказал : “. . . теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (Пушкин)
Номинация “Говори, да правду только".
- Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар-птицы)
- Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)
- Кто и за что собирался выручить тысячу рублей? (Гаврило и Данило собирались продать коней “ хоть за тысячу рублей ”. )
- За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил три десятка кораблей. )
- Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом. )
Номинация “Старинные слова”.
- “Постой немножко,
Прикажи сперва окошко
В почивальне затворить...” (Почивальня – спальня.) - “Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает.” (Малахай - широкая одежда без пояса. ) - “Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!” (Гости - купцы, торговцы. ) - “Для царевниной поимки
Надо, царь, мне две ширинки.” (Ширинка - широкое, во всю ширину ткани полотенце.) - На рубашке прозументы ... (Золотая или серебряная тесьма.)
Номинация “Хитрые вопросики”.
- Как звали отца Ивана? (Пётр)
- Назовите любимое занятие Ивана. (Петь и спать.)
- Какого цвета была златогривая кобылица? (Белого.)
- На протяжении всей сказки Иван с большим удовольствием ест этот продукт. Какой? (Хлеб.)
- Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)? (13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок равен 4,45 см .)
Номинация “Размышляй-ка”.
- Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил... (Старшего брата.) - Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба. (Конька-Горбунка.) - Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь. (Царь-девицы.) - Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.) - Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться. (Ерша.)
Слайд № 29.
Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869). Русский поэт, прозаик, драматург, родился 22 февраля (6 марта) 1815 в д. Безруково, Ишимского уезда, Тобольской губернии. В семье было 12 детей, но выжили только Петя и его брат Коля. Пётр Ершов учился в Тобольской гимназии. В 1830 году он её с отличием закончил. В 1832 году, будучи 19-летним студентом, Ершов начал работать над сказкой “Конёк-Горбунок”. В 1836 году Ершов закончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию. Умер в 54 года.
Слайд №30.
Гуляют сказки по земле Ершова,
Дорожки детства расстелив у ног.
И серебрится месяц, как подкова,
Которой был подкован Горбунок.
Ершов — умелец, сказочник, волшебник,
Умеющий полжизни одарить.
Он подарил мне сказку, как учебник,
Чтоб я училась чудеса творить.
Была дорога доброй сказки длинной
Сквозь расстояния и времена,
И все народы радостью единой
Навек умела связывать она.
Я вспоминаю давний вечер снова:
Аул, шумит Аргун невдалеке...
А мама говорит стихи Ершова
Мне на волшебном русском языке.
Слайд №31.
Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий. В 1947г.,1975г. был снят мультфильм по сказке Ершова “Конёк-горбунок”. По сказке был поставлен балет “Конек-Горбунок”.
Слайд №32.
Сказку мне читала мама,
Я был маленьким тогда,
Про отважного Ивана
И лошадку-горбунка.
Не было надёжней друга,
Чем смышлёный горбунок.
От всех бед спасал Ивана
Его верный друг-конёк.
И всю жизнь иметь хотелось
Мне такого же конька,
Чтобы жизнь была веселой,
Чтобы побеждать всегда .
В доме чтоб жила жар-птица,
Цветом радуги светя,
Чтоб женой моей царица
обязательно была.
Станция: “В стране мудрецов”.
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей;
- совершенствовать монологическую, диалогическую речь, ее интонационную
- выразительность.
Коррекционные:
- развивать фонематические процессы;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- активизировать мышление с помощью развивающих и дидактических игр.
Воспитательные:
- прививать стремление познавать новое;
- создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух
- соревнования.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Ход занятия
Слайд № 1.
Звучит музыка, учитель приветствует участников конкурса, знакомит с правилами и ходом мероприятия.
Слайд № 2.
Закончи пословицу:
- Ученье - свет...
- Под лежачий камень...
- Жизнь дана...
- Худой мир...
- Без терпенья...
- Не рой другому яму...
- Лучше синица в руке...
- Не плюй в колодец...
- Правда дороже...
- Нет друга - ищи...
- Сам кашу заварил...
- Старый друг...
За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по одному баллу.
Слайд №3.
Отгадай пословицу по двум словам.
- Камень + коса (нашла коса на камень)
- Дело + мастер (дело мастера боится)
- Учиться + пригодится (грамоте учиться-всегда пригодится)
За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по 3 балла. (задание усложнённое)
Слайд №4.
Отгадай пословицу по двум словам.
- Лес+дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
- Труд+лень (Труд человека кормит, а лень портит)
- Корень+плод (Корень ученья горек, да плод его сладок.)
За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по 3 балла. (задание усложнённое)
Слайд №5
- Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются числа 7 и 1.
За каждую пословицу или поговорку ребята получают по одному баллу.
Слайд № 6.
Подводятся итоги конкурса, определяют победителей.
Слайд №7.
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
Поздравление команд
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
До новых встреч!