Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цель: закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”.

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
  • воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
  • воспитывать интерес к художественной литературе.
  • повышение эмоционального настроя.

Ход игры

Слайд №2. Презентация 1

“За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём!”

Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты.

В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения этого поэта и сказочника. Всем известна сказка “Конек-Горбунок”, которая была написана в 1834 г..Год назад исполнилось 180 лет. Поэт и сказочник Ершов П.П., наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

Слайд №3 – 28.

И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Участниками нашей викторины являются команда “___(аплодисменты), “___” (аплодисменты) и “___” (аплодисменты).

(Команды садятся полукругом за столы.  Капитаны команд по очереди выбирают номинацию. Каждая команда выполняет задание этой номинации и фиксирует свои ответы на листах. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце игры жюри определяет команду-победителя. )

Номинация “Об авторе”.

  1. Кто написал сказку “Конёк-горбунок”? (Ершов)
  2. В каком возрасте автор написал сказку “Конёк- горбунок”? (19 лет)
  3. В 1834 году автор сказки окончил философско-юридический факультет Петербургского университета, вернулся в родной город и стал работать ...? (Учителем)
  4. Сказка вышла отдельной книжкой в середине 1834 года и выдержала при жизни автора ... изданий. (7)
  5. Какой русский писатель, прочтя сказку “Конёк-горбунок”, сказал : “. . . теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (Пушкин)

Номинация “Говори, да правду только".

  1. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар-птицы)
  2. Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)
  3. Кто и за что собирался выручить тысячу рублей? (Гаврило и Данило собирались продать коней “ хоть за тысячу рублей ”. )
  4. За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил три десятка кораблей. )
  5. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом. )

Номинация “Старинные слова”.

  1. “Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить...” (Почивальня – спальня.)
  2. “Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.” (Малахай - широкая одежда без пояса. )
  3. “Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!” (Гости - купцы, торговцы. )
  4. “Для царевниной поимки
    Надо, царь, мне две ширинки.” (Ширинка - широкое, во всю ширину ткани полотенце.)
  5. На рубашке прозументы ... (Золотая или серебряная тесьма.)

Номинация “Хитрые вопросики”.

  1. Как звали отца Ивана? (Пётр)
  2. Назовите любимое занятие Ивана. (Петь и спать.)
  3. Какого цвета была златогривая кобылица? (Белого.)
  4. На протяжении всей сказки Иван с большим удовольствием ест этот продукт. Какой? (Хлеб.)
  5. Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)? (13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок равен 4,45 см .)

Номинация “Размышляй-ка”.

  1. Всю я ноченьку не спал;
    На моё ж притом несчастье
    Было страшное ненастье!
    Дождь вот так ливмя и лил... (Старшего брата.)
  2. Но, сказать тебе по дружбе,
    Это – службишка, не служба. (Конька-Горбунка.)
  3. Коль себя не пожалеешь,
    Ты опять помолодеешь. (Царь-девицы.)
  4. Ну, Иван, - ему сказала -
    Коль сумел ты усидеть,
    Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.)
  5. Будьте милостивы, братцы,
    Дайте чуточку подраться. (Ерша.)

Слайд № 29.

Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869). Русский поэт, прозаик, драматург, родился 22 февраля (6 марта) 1815 в д. Безруково, Ишимского уезда, Тобольской губернии. В семье было 12 детей, но выжили только Петя и его брат Коля. Пётр Ершов учился в Тобольской гимназии. В 1830 году он её с отличием закончил. В 1832 году, будучи 19-летним студентом, Ершов начал работать над сказкой “Конёк-Горбунок”.   В 1836 году Ершов закончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию.  Умер в 54 года.

Слайд №30.

Гуляют сказки по земле Ершова,
Дорожки детства расстелив у ног.
И серебрится месяц, как подкова,
Которой был подкован Горбунок.
Ершов — умелец, сказочник, волшебник,
Умеющий полжизни одарить.
Он подарил мне сказку, как учебник,
Чтоб я училась чудеса творить.
Была дорога доброй сказки длинной
Сквозь расстояния и времена,
И все народы радостью единой
Навек умела связывать она.
Я вспоминаю давний вечер снова:
Аул, шумит Аргун невдалеке...
А мама говорит стихи Ершова
Мне на волшебном русском языке.

Слайд №31.

Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий. В 1947г.,1975г. был снят мультфильм по сказке Ершова “Конёк-горбунок”. По сказке был поставлен балет “Конек-Горбунок”.

Слайд №32.

Сказку мне читала мама,
Я был маленьким тогда,
Про отважного Ивана 
И лошадку-горбунка.
Не было надёжней друга,
Чем смышлёный горбунок.
От всех бед спасал Ивана
Его верный друг-конёк.
И всю жизнь иметь хотелось
Мне такого же конька,
Чтобы жизнь была веселой,
Чтобы побеждать всегда .
В доме чтоб жила жар-птица,
Цветом радуги светя,
Чтоб женой моей царица
обязательно была.

Станция: “В стране мудрецов”.

Цели и задачи занятия:

Образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей;
  • совершенствовать монологическую, диалогическую речь, ее интонационную
  • выразительность.

Коррекционные:

  • развивать фонематические процессы;
  • развивать мимическую мускулатуру лица;
  • активизировать мышление с помощью развивающих и дидактических игр.

Воспитательные:

  • прививать стремление познавать новое;
  • создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух
  • соревнования.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Ход занятия

Презентация 2

Слайд № 1.

Звучит музыка, учитель приветствует участников конкурса, знакомит с правилами и ходом мероприятия.

Слайд № 2.

Закончи пословицу:

  • Ученье - свет...
  • Под лежачий камень...
  • Жизнь дана...
  • Худой мир...
  • Без терпенья...
  • Не рой другому яму...
  • Лучше синица в руке...
  • Не плюй в колодец...
  • Правда дороже...
  • Нет друга - ищи...
  • Сам кашу заварил...
  • Старый друг...

За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по одному баллу.

Слайд №3.

Отгадай пословицу по двум словам.

  • Камень + коса (нашла коса на камень)
  • Дело + мастер (дело мастера боится)
  • Учиться + пригодится (грамоте учиться-всегда пригодится)

За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по 3 балла. (задание усложнённое)

Слайд №4.

Отгадай пословицу по двум словам.

  1. Лес+дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
  2. Труд+лень (Труд человека кормит, а лень портит)
  3. Корень+плод (Корень ученья горек, да плод его сладок.)

За каждую правильно угаданную пословицу ребята получают по 3 балла. (задание усложнённое)

Слайд №5

  • Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются числа 7 и 1.

За каждую пословицу или поговорку ребята получают по одному баллу.

Слайд № 6.

Подводятся итоги конкурса, определяют победителей.

Слайд №7.

Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
Поздравление команд
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы, до свиданья
До новых встреч!