Цель: воспитание правовой культуры школьников.
Задачи:
- Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
- Научить пользоваться юридической терминологией.
- Воспитывать нормы правовой культуры.
- Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка рисунков на тему «Права и обязанности человека».
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями
Ход мероприятия:
Учащиеся разбиты на две команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды Презентации.
1 слайд: «Весы»
Выходят двое ведущих.
1 ведущий: Знаменитый политический деятель, англо-ирландский парламентарий, публицист эпохи Просвещения Эрик Берк говорил: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях». Если образно представить права и обязанности лежащими на весах, в идеале они не должны перевешивать. Это значит, что каждый человек, обладая правами, должен свято чтить свои обязанности. Именно этой теме и посвящена наша сегодняшняя игра « Соблюдаем права и свято чтим обязанности»
2 ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем вас в стенах нашей школы. Сегодня перед вами интеллектуально сразятся 2 сборные команды учащихся с 7 по 11 класс. Это всезнайки обществознания и истории, наши будущие юристы и правоведы. Приветствуем их! Команды, представьтесь, пожалуйста!
2 слайд: «Правоград»
1 ведущий: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в чудесный город под названием «Правоград», где вам предстоит пройти нелегкие испытания, а нам определить победителя. Судить вас сегодня будут самые старшие ребята нашей школы – 11-классники (представление жюри). Итак, команды, вы готовы? Тогда мы начинаем!
3 слайд «Литературная аллея прав и обязанностей»
2 ведущий: Добро пожаловать в наш город! Перед вами литературная аллея прав и обязанностей людей. Дорогие команды, любите ли вы читать? Сейчас по очереди вы должны определить, о каких правах и обязанностях литературных героев идет речь. При ответе используйте юридические термины. Если какая-то команда не справляется или отвечает неправильно, вопрос перекидывается другой команде. Время на обдумывание – 5 секунд. Отвечает только один человек.
А) Митрофанушка кричит: «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
Б) Солдат идет на побывку в сказке «Каша из топора».
В) Раскольников убил старуху-процентщицу.
Г) Жаба заставляет Дюймовочку выйти замуж за ее сына.
Д) Мачеха принуждает Золушку всю ночь штопать чулки и перебирать горох.
Е) Муж Настены из повести В.Распутина «Живи и помни» дезертировал домой.
Ж) Сын в сказке К.Д. Ушинского «Дедушка» кормит отца из деревянной миски, не садит за общий стол.
З) Петя обвинил Машу в похищении сладостей.
И) Каким правом злоупотребляла Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей» ?
4 слайд «Переулок Кодексознания»
1 ведущий: Наша следующая остановка в городе – это «Переулок Кодексознания». Задача команд – определить степень ответственности наших актеров из следующих жизненных ситуаций.
Говоря проще, какое наказание ждет наших героев с точки зрения закона? Каждая команда, посмотрев на инсценировки предложенных жизненных ситуаций, должна определить наказание.
Итак, ситуация для 1-й команды. Наступила ночь, время 12 часов. Мальчики 12 лет идут домой.
Ситуация для 2-й команды. Время 3 часа ночи. Один из подъездов нашего села. 20-летние парни поют песни.
Ситуация для 1-й команды. Одна из квартир нашего села. Дочь пришла со школы, получив двойку. Мать наказала ее отлучением от интернета на неделю.
Ситуация для 2-й команды: Раннее утро. День выборов Президента РФ. Вася не пошел на выборы, сказав, что там все уже предрешено.
1 ведущий: Большое спасибо, вы отлично справились с нашими ситуациями. Надеемся, вы никогда не переступите закон в своей жизни.
5 слайд «Улица Историческая»
2 ведущий: А дальше нас ждет следующая станция – это улица «Историческая». Давайте обратимся к нормативно-правовым актам древности и современности. Ваше задание заключается в том, чтобы по картинке на слайде определить, какой документ перед вами и рассказать немного о нем: время создания, при ком был издан, его роль.
6 слайд «Ярослав Мудрый»
Вопросы: Кто изображен на экране? Какой нормативно-правовой акт связан с этим человеком? Время создания? Назовите любое положение из документа.
7 слайд «Иван Грозный»
Вопросы: Кто изображен на экране? Какой нормативно-правовой акт связан с этим человеком? Время создания? Назовите любое положение из документа.
8 слайд «Музей восковых фигур»
1 ведущий: Следующая остановка – Музей восковых фигур (фигуры выходят под под музыкальное сопровождение). Перед вами знаменитые политические лидеры, члены общественных организаций. Их 8 человек. Вы сами выбираете, кого вы хотите оживить, для этого прикоснитесь к фигуре. Ваша задача – отгадать, кто перед вами и о каком праве или обязанности этот человек ведет речь?
Фразы восковых фигур:
- Россия – для русских! Москва для москвичей! Русские, вперед! Если мы уберем мигрантов, все русские получат работу! Квалификация у русских лучше. Я кланяюсь перед вами, великий русский народ!
- Я самая высокооплачиваемая актриса Голливуда. Я просто обожаю детей. У меня их шестеро, причем только трое родные мне по крови. Среди них есть усыновленные в разных странах. Но каждый ребенок как-будто ждал именно меня. Я вижу это, когда смотрю на своих детей. Мне кажется, что все так и должно быть. Раньше мне трудно было представить, что все может быть так прекрасно.
- «Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил».
- Мы знаем, что Америка процветает, если каждый человек независим и гордится своей работой. Каждая девочка, родившаяся в беднейшей семье, знает, что у нее такие же шансы, как у любой другой, потому что она американка, она свободна.
- Я бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США. Сегодня я раскрою тайну: в США установлена слежка за 60 странами мира, это более чем миллиард человек, и среди прослушиваемых есть важные персоны. Кроме того, существует массовая слежка за переговорами американцев и иностранных граждан посредством телефона и Интернета. Она просматривает электронную почту, прослушивает голосовые и видеочаты, просматривает фотографии, видео.
- Одна из наших наших главных побед случилась в 2006 году, когда благодаря массовым протестам в России и за рубежом нам удалось передвинуть строительство нефтепровода компании «Транснефть» в непосредственной близости от озера Байкал. 26 апреля 2006 года президент России заявил о необходимости отодвинуть нефтепровод от берега Байкала. Спасибо всем! Ведь только вместе мы сможем сохранить Байкал живым.
9 слайд «Площадь Конституции»»
2 ведущий: Сейчас каждая команда получает листочек с заданием. Там написана одна из статей Конституции. Вы должны показать ее без помощи слов, а команда-противник отгадать, что это за статья.
(Статья 90 Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.)
(Статья 14. Религиозные объединения равны перед законом.)
10 слайд «Сквер правоохранительных органов»
1 ведущий: Добро пожаловать на следующую остановку – «Сквер правоохранительных органов». Обратите на доску. Сейчас вы получите листочки с заданием. Ваша задача – написать, чем занимаются данные структуры.
Полиция Адвокатура Нотариат МЧС Прокуратура Суд
11 слайд «Улица Занимательная»
2 ведущий: Пока команды готовятся, отправимся на улицу Занимательную. Здесь вы узнаете о самых нелепых законах в других странах мира.
(Выходит подготовленный ученик)
Англия
Членам парламента запрещено входить в Палату общин в доспехах.
Bce англичане, достигшие 14 лет, обязаны практиковаться в стрельбе из лука в течение 2 часов в неделю под руководством местного священника.
Мужчине разрешается мочиться в общественном месте, если это происходит у заднего колеса его автомобиля и при этом его правая рука находится на автомобиле.
Франция
Запрещается сажать или парковать летающие тарелки в виноградниках на всей территории Франции.
Для владельцев свиней противозаконным является называть поросенка «Наполеон».
Китай
Спасать тонущего человека противозаконно, поскольку это является вмешательством в его судьбу.
Для того чтобы студенту позволили посещать колледж, он должен быть умным.
Индия
Противозаконным является оставлять более 5 крысиных шерстинок или кусочков помета на килограмм риса, пшеницы, кукурузы или крупы.
Израиль
Законы городов
Арад
Правонарушением считается владение передвижной кастрационной лечебницей, поскольку это относится к розничной торговле.
Кирият-Моцкин
По выходным запрещено включать яркий свет и громко разговаривать.
Южная Корея
Офицеры дорожной полиции обязаны сообщать обо всех взятках, которые они получили от водителей.
Таиланд
Вам придется заплатить штраф, сумма которого составляет 600 долларов США, если вас задержат за то, что вы выбросили жевательную резинку на тротуар. Если у вас не окажется денег для того, чтобы заплатить штраф, вас могут посадить в тюрьму.
Наступать на любые монеты и банкноты национальной валюты является правонарушением.
Канада
Каждая пятая песня, звучащая на канадском радио, должна быть в исполнении гражданина Канады, поэтому песни Селин Дион и Брайана Адамса можно очень часто услышать в эфире.
Платить за вещь, которая стоит 50 центов, используя только монеты достоинством по пенни (1 цент), противозаконно.
Запрещается запускать ракеты в район, не предназначенный для этого. Нарушитель данного закона может быть подвергнут штрафу в размере 75 долларов США.
США. Законы штатов
Коннектикут
Полиция не имеет права останавливать вас за езду на велосипеде со скоростью свыше 65 миль в час.
Маринованный огурец должен быть упругим, чтобы быть признанным таковым официально.
Делавэр
Противозаконно пытаться заложить в ломбард собственный протез.
1 ведущий: Команды, просим вас показать ваши ситуации. Спасибо
12 слайд «Сквер поэтов»
2 ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Вас ожидает последняя остановка– Сквер поэтов. Каждая команда получает одинаковые 6 слов. Ваша задача – составить буриме, то есть стихотворение на заданные рифмы. Посмотрим, у кого оно получится интереснее. Слова для буриме: права, Конституция, обязанность, юрист, закон, дети
13 слайд «Юридическая азбука»
1 ведущий: Пока команды готовятся, зрители поучаствуют в игре «Юридическая азбука». Я называю букву алфавита и задание к ней, а вы говорите юридический термин.
А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________
В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________
2 ведущий:
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________
И – человек (организация), предъявляющая иск __________________
К – основной закон государства __________________
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________
Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________
О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________
П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________
Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________
1 ведущий:
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________________
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы _______________
2 ведущий: Спасибо, вы отлично разбираетесь в праве. А сейчас дадим слово нашим командам прочитать буриме. (Команды читают)
1 ведущий: Попросим жюри объявить итоги. Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
2 ведущий: Постарайтесь сделать так, чтобы ваши внутренние весы прав и обязанностей всегда находились в одинаковом положении.
14 слайд «Спасибо за внимание»