Тип урока: урок применения знаний.
Задачи урока:
- сформировать представление о физических приборах, измеряющих атмосферное давление;
- изучить устройство и принцип действия барометров;
- соотнести знания с курсом географии;
- показать практическую значимость изучаемого материала.
Цели урока:
- Образовательные: продолжить раскрывать природу атмосферного давления, показать на опытах и объяснить на примерах существование атмосферного давления. Ознакомить с опытом Торричелли. Раскрыть причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении. Обратить внимание на то, что атмосферное давление является причинным фактором окружающего среды и предопределяет протекание жизненно важных процессов в живых организмах.
- Развивающие: продолжать формировать практические умения и навыки при измерении величин. Содействовать формированию таких основных мировоззренческих идей, как единство природы и человека.
- Воспитательные: развивать логическое мышление. Продолжать формирование интереса к истории развития науки физики.
Фундаментальный образовательный объект – атмосфера Земли.
Ресурсы и оборудование урока: презентация к уроку (Приложение), рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, ртутный барометр, барометр-анероид, манометр, шприц, пипетка, резиновая груша, модель автопоилки, стакан с водой и лист плотной бумаги.
Виды деятельности учеников:
а) познавательная деятельность (восприятие материала, понимание материала, его интерпретация, умение находить факты, задавать вопросы, использовать методы, концепции, принципы и теории для решения новых проблем);
б) креативная деятельность (разделение целого на части – анализ, установление причинно-следственных связей – синтез, поисковая, творческая деятельность, целостное видение явления);
в) организационная деятельность (планирование, целеполагание, построение схемы действий и достижение поставленной цели);
г) коммуникативная деятельность (установление психологических контактов, распределение работы между участниками по договоренности).
Ожидаемые результаты: учащиеся должны владеть понятием атмосферного давления, знать состав атмосферы и способы измерения атмосферного давления, уметь применять полученные знания при решении качественных задач и при проведении измерений с помощью различных приборов, проявить приобретенные ранее навыки выявления причинно-следственных связей между явлениями и их характеристиками (физическими величинами).
План урока:
- Организационный момент («мозговая зарядка» – цифровой квадрат с ошибкой) – 3 мин.
- Актуализация полученных знаний (фронтальная беседа, заполнение обобщающей таблицы). 10 мин
- Целеполагание (постановка учебной задачи). – 3мин.
- Получение новых знаний, необходимых для решения поставленной учебной задачи (объяснение с компьютерной презентацией). 15мин
- Применение знаний, полученных на уроке (презентация мини-проектов). 10 мин
- Рефлексия (самооценка результатов учебной деятельности) 4 мин
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает задание для «мозговой зарядки».
|
Находят пропущенные цифры, составляют из них дату проведения урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Задает качественные вопросы по теме «Атмосферное давление» |
Отвечают на вопросы
Объясняют принцип действия приборов
Объясняют результаты эксперимента Определяют профессии, в которых важно знать атмосферное давление |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает заполнить на доске таблицу
|
Заполняют по очереди ячейки таблицы
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает сделать вывод об отсутствии знаний о способах измерения атмосферного давления и определить тему урока |
Делают вывод об отсутствии знаний о способах измерения атмосферного давления |
||||||||||||||||||||||||||||||
Приводит примеры действия атмосферного давления в различных ситуациях |
Слушают примеры
Высказывают предположения о равенстве давлений снаружи и внутри трубки |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает на основе предположений придумать способ измерения атмосферного давления |
Рассуждают, что можно измерить атмосферное давление, приравнивая его к гидростатическому давлению столба жидкости |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает подумать, чем заменить воду в трубке Паскаля, чтобы уменьшить столб жидкости |
Делают вывод о том, что плотность жидкости должна быть самой высокой. По таблице плотностей находят такую жидкость – ртуть |
||||||||||||||||||||||||||||||
Рассказывает об опыте Торричелли |
Записывают в тетради связь между единицами давления |
||||||||||||||||||||||||||||||
Показывает ртутный барометр, приводит примеры его применения |
Находят значение атмосферного давления по ртутному барометру |
||||||||||||||||||||||||||||||
Показывает барометр-анероид, поясняет принцип его действия |
Называют преимущества барометра-анероида, находят значение атмосферного давления по барометру-анероиду |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает учащимся выступить с представлением своих мини-проектов |
Двое учащихся представляют мини-проекты на темы : «Изготовление барометра-анероида» и «Живые барометры» |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагает подвести итоги урока |
Проводят самооценку уровня полученных на уроке знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||
Задает домашнее задание, объявляет оценки за урок |
Записывают в дневники домашнее задание |