Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: уточнение знаний учащихся о правописании непроизносимой согласной в корне слова

Тип урока: закрепление пройденного.

Задачи:

  • Предметные:
    • обобщить и систематизировать знания о правописании непроизносимой согласной в корне слова;
    • развивать умение распознавать слова в которых пишется или не пишется непроизносимый согласный;
    • способствовать формированию коммуникативных навыков;
    • выслушивать мнение других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
  • Метапредметные:
    • развивают наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, осознают, что вовлечены в процесс обучения, умеют работать в группах.

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Организационный момент

– Вот уж и зима настала.
Небо хмурится с утра.
Предстоит нам дел немало
За работу всем пора.
Вы и я – мы следопыты.
Дверь в познание открыта.
Не пора ли заглянуть?
Ну, друзья, смелее в путь.

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.

2. Актуализация опорных знаний

– Давайте начнем наш путь к познанию с просмотра небольшого видеоклипа. (Приложение 1)

– Какая из пословиц на экране подходит к просмотренному видеоклипу.

– Как вы понимаете значение этой пословицы.

А теперь попробуйте предположить, какие задания я могла бы придумать для вас с этим предложением?

Очень хорошо. Какая орфограмма наиболее актуальна для вас на данный момент?

Смотрят клип.

 

Выбирают пословицу: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается».

 

Объясняют значение.

Предлагают различные виды заданий. Кто-то предлагает выделить орфограммы.

 

Выделяют орфограмму «непроизносимый согласный».

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.

3. Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему нашего урока.

Как надо действовать чтобы не допустить ошибку в написании слова «солнце»?

Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Начнем?

Формулируют тему

 

Рассказывают правило

Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Познавательные: демонстрируют знания полученные на предыдущем уроке.

4. Поисково-исследовательский этап

У меня на доске чудесная корзинка. Давайте  ее наполним. Для этого необходимо поработать в группах.
(Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

По результатам работы групп  на слайде с корзиной высвечиваются слова: вкусный, опасный, чудесный, интересный, ужасный.

 

 

 

 

Произнесите эти слова. Какое общее для всех слов опасное  сочетание звуков вы заметили? Как не допустить в них ошибку?

 

Работают в группах. Выполняют следующие задания.
1 группа: «Из приведенных прилагательных выбери антоним к слову «скучный»
Спортивный, внимательный, интересный, дружный».
2 группа: «Из приведенных прилагательных выбери синоним к слову  «экстремальный»
Грязный, опасный, трудный, спортивный, школьный».
3 группа: «Из приведенных прилагательных выбери подходящее по смыслу к фразеологизму «пальчики оближешь:
Вкусный, грязный, сладкий, соленый, горький».
4 группа: «Из приведенных прилагательных выбери синоним к слову  «волшебный»
Яркий, грозный, чудесный, творческий
5 группа: «Из приведенных прилагательных выбери антоним к слову «прекрасный»
Дружный, веселый, красивый, ужасный».

 

Отмечают сочетание  [CH]. Предполагают, что необходимо подобрать проверочные слова.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; договариваются действовать сообща.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес.

5. Практическая работа.

Давайте обратимся к учебнику, чтобы убедиться, что наши выводы верны.
Запишите наши слова из лукошка в тетрадь вместе с проверочными словами.

Читают правило на странице 119.

 

Выполняют работу в тетради.

 

Физминутка

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.
Грустный, радостный, несчастный,
Опасный, прелестный, прекрасный,
Тесный, злостный, вкусный, чудесный,
Неизвестный, местный, честный.

 

 

 

Продолжим тренировочные упражнения. Давайте посмотрим, что предлагают вам авторы учебника.
Страница 120 №229
На какие две группы их можно разделить?

 

 

 

Дети читают слова.
Предлагают разделить их на слова, в которых пишется непроизносимый согласный, и в которых он не пишется.

 

 

Я предлагаю вам составить алгоритм действий для работы с изученной орфограммой. (Приложение 3)

 

 

Рефлексия

Отразите свои успехи в листе самооценки (Приложение 4).
Закрасьте снежинки, если вы почувствовали себя уверенно на данном этапе урока.