Использование мультимедийных презентаций при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста

Разделы: Иностранные языки, Информатика


“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
(Китайская народная мудрость)

В современном обществе роль иностранных языков всё больше возрастает. В связи с процессами интеграции, происходящими в современном мире, эффективное обучение иностранным языкам в школе приобретает на сегодняшний день особую актуальность.

Знание иностранных языков, хотя бы одного, даёт молодым людям возможность приобщиться к мировой культуре, использовать потенциал ресурсов глобальной сети Интернет, работать с информационными и коммуникационными технологиями. В то же время, незнание иностранного языка может существенно обеднить образовательные и самообразовательные возможности ученика, а также снизит его перспективы в выборе профессии и построении карьеры.

В соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения, изучение учебного предмета “Иностранный язык” вводится как обязательное со второго класса и направлено на решение следующих задач:

- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх в ходе овладения языковым материалом;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- духовно-нравственное воспитание школьника;

- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе;

- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении.

Раннее обучение иностранному языку положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции обучающихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.

.В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать её самостоятельно. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для учителя новые возможности в преподавании не только иностранного языка, но и других предметов.

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно - создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной - предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения.

Всем известно, как сложно сформировать у обучающихся потребность в изучении иностранного языка, убедить их в необходимости владения языком. Поэтому на современном этапе использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учеников, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет обучающимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • видео- и аудиотехника.

Особый интерес вызывают мультимедийные презентации и то, насколько разнообразными они могут быть.

Мультимедийная презентация — это новое дидактическое средство для организации учебного процесса, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма.  Презентации широко применяются практически всеми учителями, т.к. они удобны и для учителя, и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на хорошие результаты.

В детстве гораздо легче усваиваются наглядные образы, чем словесные рассуждения. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” - гласит народная мудрость. Действительно, большую часть информации мы получаем визуально. Использование возможностей мультимедиа позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения материала.

Использование программы PowerPoint для создания презентаций как нельзя лучше подходит для внесения разнообразия в ход урока. Презентация позволяет обучающимся читать с экрана и просматривать иллюстрации. При этом скорость выведения информации на экран зависит от готовности аудитории к восприятию. Более того, мультимедийные презентации могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности  (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

В настоящее время обучение английскому языку в МБОУ “Начальная общеобразовательная школа №2” г. Чебоксары осуществляется по УМК “Английский с удовольствием” /“Enjoy English” (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева). В данный УМК, помимо учебника, книги для учителя и рабочей тетради, входит аудиоприложение и обучающие компьютерные программы “Enjoy the ABC”, “Enjoy English” и “Интерактивные плакаты” (для 2-4 кл.) Эти программы полностью соответствуют авторской концепции учебника, сохранена сюжетная линия и персонажи, предъявление и закрепление материала соответствует тематическому и поурочному планированию, поэтому максимально облегчается задача встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока.

Говоря о младших школьниках, конечно же, не стоит забывать, что именно красочность, увлекательность и доступность мультимедийных продуктов развивают и поддерживают огромный интерес к изучению предмета, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому своих уроках я стараюсь использовать возможности мультимедийной презентации, так как это способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования. Одним из очевидных достоинств урока английского языка с использованием мультимедийной презентации является, бесспорно, наглядность. А использование наглядности тем более актуально, что не во всех школах, как правило, есть необходимый набор таблиц, схем, иллюстраций.

В своей педагогической практике при обучении младших школьников мною разработаны и используются мультимедийные презентации по различным темам, изучаемым по программе во 2-х, 3-х, 4-х классах, такие как “Animals”, “Colors”, “My family”, “Food” и другие. В данных презентациях присутствуют не только слайды с красочным изображением для знакомства с новыми лексическими единицами, но и разнообразные задания для отработки лексических единиц по соответствующим темам и контроля уровня овладения ими.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остается неизменной, меняются только её формы в зависимости от поставленной цели её использования. Ученики и сами готовы выполнять мультимедийные презентации. С 4-го класса можно дать задание подготовить презентацию по интересной для них теме, к примеру “Животные”, “Времена года”, “Праздники” и другие. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Ученикам предоставляется отличная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения. Очень важно дать ученикам почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы.

Преимущества в использовании презентаций на уроках:

  • возможности использования презентации, которая позволяет более наглядно объяснить новый лексический и грамматический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (таблицы, графики, схемы и пр.);
  • возможности активизации и управления вниманием обучающихся за счет эффектов анимации;
  • возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
  • экономия учебного времени;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний, систематизация изученного материала;
  • сочетание разнообразной текстовой, аудио- и видео-наглядности;
  • поддержание познавательного интереса  у обучающихся, усиление мотивации, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • облегчение труда учителя в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.

Среди свойств мультимедийных презентаций можно выделить следующие:

  • интерактивность (способность реагировать на действия пользователя);
  • мультимедийность (использование комплекса эффектов);
  • комплексность представления информации (различный режим показа);
  • дискретность (смысловая завершенность отдельного слайда);
  • программная совместимость (использование объектов из других программ);
  • доступность технического инструментария (навыки работы с компьютером).

Последовательность показа и логика построения презентаций зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учениками класса, индивидуальности учителя. Разнообразные информационные объекты, такие как тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность - могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов. При этом слайды не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее - для включения ассоциативной зрительной памяти.

Необходимо помнить и об утомляемости детей, особенно младшего школьного возраста, однообразной учебной деятельностью. По санитарным нормам и правилам ученики 2-4-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут. Нужно уметь чередовать виды учебных заданий и не забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, а это, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

Несомненно, создание учителем мультимедийных продуктов, в том числе презентаций - процесс интересный и творческий, но достаточно трудоемкий и требует от педагога достаточно высокого уровня владения ИКТ. Но не стоит забывать, что существуют и готовые мультимедийные продукты, созданные коллегами и размещённые на профессиональных сайтах и форумах, которыми учитель может умело пользоваться при обучении младших школьников английскому языку.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Использование ИКТ в целом, и мультимедийных презентаций в частности, расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Стремительное внедрение ИКТ в образование, серьёзное увлечение детей младшего школьного, и даже старшего дошкольного возраста компьютером, создали благоприятные условия для эффективного обучения английскому языку.

Список литературы.

1. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе, 2008. - № 3. - С. 73-75.

2. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2008. - № 4, С. 36–40.

3. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык. Издательский дом “Первое сентября”, 2008. - №4, С. 4–7.