Цели урока:
- Образовательные: закрепить знание тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника, научиться находить неизвестные элементы прямоугольного треугольника по известным двум его элементам, применять теоретические знания для решения практических задач.
- Развивающие: учиться грамотно формулировать свои мысли, развивать умение анализировать, обобщать, формировать правильную математическую речь.
- Воспитательные: воспитание интереса к математике, умения проявлять настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный.
Прогнозируемый результат:
- знать определения тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике, алгоритмы решения прямоугольных треугольников;
- уметь находить неизвестные элементы прямоугольного треугольника по известным двум его элементам.
Оборудование урока:
- Программное обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint “Восхождение на математический олимп”;
- Техническое обеспечение: интерактивная доска ActivBoard.
- Раздаточный дидактический материал: карточки с задачами, опорные конспекты.
План урока.
- Организационный момент. Постановка цели урока, объяснение правил перехода по этапам.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала
- Первичное закрепление изученного материала. Выполнение упражнений.
- Решение практических задач.
- Релаксация. Исторические сведения.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учителя.
Сегодня нам будет нелегко: нам предстоит покорить математический Олимп. (Презентация, слайд № 1)
А тема нашего урока: “Решение прямоугольных треугольников”. Мы привыкли решать уравнение, задачи, примеры... а что значит: решить треугольник? (слайд № 2) Наша цель: узнать, что значит “решить треугольник” и научиться выполнять это на практике.
Маршрут восхождения на олимп указан на схеме. (слайд № 3) Номера его этапов - станций спрятались за знаками вопросов (в задачах на готовых чертежах). Найдите числа от 1 до 5, проложите маршрут и в путь! (слайд № 4)
II. Актуализация знаний.
1 этап. “1” спрятано в задаче:
Итак, первой у нас на пути станция Теоретическая (слайд №5)
Для начала проведём теоретическую разминку (разминка сопровождается показом сменяющихся слайдов)
Выберите верное утверждение: (слайды №6 -12)
1. Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется
Л - отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Н - отношение противолежащего катета к прилежащему.
П - отношение противолежащего катета к гипотенузе.
2. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется
Ф - отношение противолежащего катета к гипотенузе.
А - отношение прилежащего катета к гипотенузе.
О - отношение противолежащего катета к прилежащему.
3. Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется
З - отношение противолежащего катета к гипотенузе
Н - отношение прилежащего катета к противолежащему
С - отношение противолежащего катета к прилежащему
А - отношение прилежащего катета к гипотенузе
4. Тангенс угла равен
Д - синусу этого угла
К - отношению синуса к косинусу этого угла
Г - отношению косинуса к синусу этого угла
П - косинусу этого угла
5. Катет, противолежащий углу a равен
У - произведению гипотенузы на тангенс угла a
М - произведению гипотенузы на косинус угла a
А - произведению гипотенузы на синус угла a
6. Катет, прилежащий к углу a равен
Л - произведению гипотенузы на косинус угла a
Э - произведению гипотенузы на синус угла a
Ю - произведению гипотенузы на тангенс угла a
7. Катет, противолежащий углу a равен
И - произведению гипотенузы на синус угла a
Ь - произведению другого катета на тангенс угла a
Р - произведению гипотенузы на тангенс угла a
Историческая справка: Блез Паскаль - знаменитый французский математик, механик, физик, литератор и философ (1623-1662). Один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии. (слайд №13)
III. Объяснение нового материала.
2 этап. “2” спрятано в задаче:
Мы прошли первую станцию, и движемся ко второй. Вторая станция “Новые открытия”. (Презентация, слайды №14,15)
Учащимся предлагается решить задачу №1(слайд №16):
Дано: D РКМ, К = 900
РК = 1 см, РМ = 2 см.
Найти: Р, М, КМ.
Решение:
1) Т.к. РК = 1/2 РМ, то М = 300 (св. прямоуг. треугольника)
2) ? Р = 900 - М = 600 (св. острых углов прямоуг. треугольника)
3) (по теореме Пифагора)
Ответ: 600; 300; см.
После того, как задача решена, перед учениками ставятся вопросы:
“Какие элементы прямоугольного треугольника были известны?”
(Гипотенуза и катет)
“Какие еще элементы треугольника мы нашли?”
(Второй катет и острые углы)
Определение (слайд №17):
Нахождение неизвестных элементов прямоугольного треугольника по известным двум его элементам называется решением прямоугольного треугольника.
Решить прямоугольный треугольник — значит вычислить все его стороны и углы по каким-либо данным, определяющим этот треугольник.
Для решения треугольников необходимо знать соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Еще раз повторяем в виде формул (слайды №18,19):
Т. е. катет прямоугольного треугольника равен гипотенузе, умноженной на синус угла, противолежащего этому катету, или на косинус угла, прилежащего к нему.
Т. е. гипотенуза прямоугольного треугольника равна катету, деленному на синус угла, противолежащего этому катету, или на косинус угла, прилежащего к нему.
Далее рассматриваются возможные случаи задания прямоугольного треугольника по двум элементам, с комментариями учащихся заполняется таблица: (слайд №20)
IV. Первичное закрепление изученного материала. Выполнение упражнений.
3 этап. “3” спрятано в задаче:
Прошли станцию 2, впереди станция 3 “Практическая”. (слайды №21,22)
Решение задач: (слайд №23)
№2 Решить треугольник MNK.
Ученик, работающий у доски, определяет: какие элементы треугольника MNK надо найти. (Одновременно один ученик самостоятельно решает на меловой доске № 189 (2) из учебника.)
Дано: D МNК, К = 900
МК = 3 см, М = 300.
Найти: МN, NК, N
Решение:
NК = КМ * tg300
N = 900 – 300 =600.
Ответ:
№ 3 (слайд №24)
Дано: ACB = 900
CD AB
AB = m
A = a
Найти: AC, BC, AD
Решение:
Из треугольника АВС:
Из треугольника АСD:
Ответ: AC = m * cosа, BC = m * sinа, AD = m * cos2а
№ 4 (слайд №25)
Дано: ABC = D = 900
BC = a
CAB = a
ABD = b
Найти: AD
Решение:
Из треугольника АВС:
Из треугольника АВD:
Ответ: AD = a * ctg a * sin b .
V. Решение практических задач
4 этап. “4” спрятано в задаче:
Успешно преодолели 3 станцию,
И нас ждет станция 4 “С геометрией по жизни”.
(слайды №26,27)
Прямоугольный треугольник имеет широкое применение в повседневной жизни – многие геометрические и практические задачи сводятся к вычислению элементов прямоугольного треугольника, другими словами к решению прямоугольного треугольника. (слайд №28)
Задача № 5. (слайд №29)
Жители древней Америки, о которых вы возможно читали или ещё только прочитаете в книгах Фенимора Купера и Майн Рида, были искусными архитекторами. По всему континенту разбросаны величественные пирамиды майя. Самая загадочная из них пирамида Кукулькана на полуострове Юкатан в Мексике с храмом на вершине. Пирамида была построена в 11 веке, но триста лет спустя город, где она находится, был покинут своими жителями по невыясненным до сих пор причинам. Пирамиду поглотили джунгли.
Только в 19 веке древний город и сама пирамида были вновь обнаружены археологами. Началась реставрация, в ходе которой было выяснено, что пирамида обладает множеством оптических и акустических эффектов и несёт в себе астрономическую информацию. Но вначале учёные смогли измерить только длину её основания – 55,5 м и длину боковой грани – 31 м. (слайд №30) Затем им удалось измерить угол между этими отрезками – 52 градуса, после чего возник вопрос, а какова же высота пирамиды? Провести измерения высоты на местности не было никакой возможности, тогда на помощь археологам пришла математика, и они вычислили эту высоту.
Проведём высоту из вершины пирамиды и посмотрим – не появилась ли на слайде знакомая нам геометрическая фигура? (Треугольник) (слайд №31)
Определите вид этого треугольника. (Прямоугольный треугольник)
Что нам достаточно найти в этом треугольнике, чтобы достичь цели ? (Сторону АС)
Что нам известно в данном треугольнике? (Гипотенуза и острый угол В)
А так же мы знаем определения синуса, косинуса и тангенса острого угла. Поможет ли какое-нибудь из данных определений решить нашу проблему? (Синус)
Почему именно синус? (Он связывает вместе гипотенузу, угол и искомый катет)
Остался один вопрос – а можно ли найти значение синуса, зная только градусную меру угла? (слайд №32)
Ответ прост – можно, и это можно было сделать ещё более двух тысяч лет назад, во времена греческого астронома Гиппарха, который первым составил таблицы значений синуса, косинуса и тангенса. Сегодня все эти значения собраны в специальном сборнике Владимира Модестовича Брадиса “Четырёхзначные математические таблицы”.
Значение синуса возьмём из таблицы. (sin 52o» 0,79) (слайд №33)
Как найдем катет АС? (Гипотенузу умножим на синус 52 градусов)
Вам остаётся только выполнить умножение (25,28 м)
Округлим ответ до целых. Итак, высота пирамиды индейцев майя? (25 м)
Задача №6 (слайд №34)
С самолета радируют капитану рыболовецкого судна, что самолет находится над косяком рыбы на высоте 1000 м. С судна определяют, что угол, под которым виден самолет над горизонтом, равен 260. Используя таблицу тригонометрических функций, найдите расстояние от судна до косяка рыбы. В ответе укажите приближенное значение, выраженное целым числом.
Ученик у доски решает задачу, записывая решение на слайде № 35 презентации, где приготовлен чертеж:
Решение:
ВС = 1000 * ctg 260 1000 * 2,050 2050 (м).
Ответ: 2050 м.
Резервная задача №7, можно предложить ее в качестве творческого домашнего задания. (слайд №36)
Высота пятиэтажного дома 15 м, а длина пожарной лестницы 30 м. На какой угол должна быть поднята лестница, чтобы достать до крыши дома, если её основание расположено на высоте 2 м от земли?
(Чертеж приготовлен на слайде презентации № 37.)
Решение:
sin a = 13/30 0, 4333
a 250 36/ 260.
Ответ: a 260.
VI. Релаксация. Исторические сведения
5 этап. “5” спрятано в задаче:
Успешно преодолели 4 станцию, впереди станция 5 “Историческая”. (слайды №38,39)
Очень интересна история возникновения термина “синус”. (слайд №40)
Впервые зависимости между сторонами и углами прямоугольного треугольника, были найдены древнегреческим астрономом Гиппархом во 2 веке до н.э.
В 4 веке появился уже специальный термин в трудах по астрономии индийского учёного Ариабхаты, именем которого назван первый индийский спутник Земли. Поскольку вычисления синуса тогда были связаны с полухордами в окружности, очень похожими на тетиву натянутого лука, то Ариабхата так и назвал это отношение “полутетива” или “ардхаджива” на санскрите. Затем термин сократился до просто “джива”.
В 9 веке арабские учёные при переводе трудов Ариабхаты не стали оставлять буквальный смысл этого слова, а заменили созвучным арабским “джайб” - “впадина”, тем самым потеряв первоначальное значение термина.
Европейские же учёные добросовестно перевели “впадину” на латынь, получив слово “синус”, которым мы и пользуемся до сих пор.
История возникновения термина “косинус” не так интересна – это просто “дополнительный синус”.
“Тангенс” был известен ещё в 10 веке учёным Востока, а в Европе его открыли заново только в 14 веке, а в 16 он получил современное звучание, которое означает “касающийся”, что так же связано с окружностью.
Современные короткие обозначения были введены в 17 веке.
VII. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.
Мы с вами успешно прошли все станции, и на вершине математического Олимпа водрузили наш флаг. (слайд №41)
Во время восхождения мы узнали, что значит решить треугольник, смогли попрактиковаться в этом, а также познакомились с историческими сведениями.
Запишите домашнее задание: параграф 12; № 188 (1,3), 189 (1) (слайд №42)
Выставление оценок за урок.
“Спасибо за урок! До свидания!” (слайд №43)
Использованные ресурсы.
- Учебник “Геометрия 8”. Авторы: Кайдасов Ж. и др. Алматы, “Мектеп”, 2012.
- “Задачи с практическим содержанием” (http://geometry2006.narod.ru/Problems/prakt.htm).
- “Задачи по геометрии для 7-11 классов”. Авторы: Зив Б.Г. и др. Москва, “Просвещение”, 1991.
- План-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему: “Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника”. Автор: Филин П.В., МБОУ “СОШ № 46” г. Брянска.
- Фотографии гор. (http://jankovoy.com/night_scenes)