Предстоящая итоговая аттестация тревожит многих школьников. Стрессовое состояние мешает учащимся запоминать большой объем материала и собраться с мыслями в самый ответственный момент. Волнение учащегося выпускного класса выражается по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревожены предстоящими испытаниями родители и учителя. Программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА направлена на выработку психологических качеств, умений и навыков у всех участников образовательного процесса, которые способны повысить эффективность подготовки и прохождения ГИА. Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, способствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.
Для успешной подготовки и прохождения выпускниками школы итоговой аттестации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, в которое должны быть включены все субъекты образования: учащиеся выпускных классов, учителя–предметники, классные руководители, администрация ОУ, родители выпускников, педагог-психолог.
Цель: оказание психологической помощи при подготовке к итоговой аттестации, формирование готовности всех участников образовательного процесса к ГИА.
Задачи:
- Познакомить выпускников с особенностями и процедурой ГИА для снижения тревожности и повышения интереса к результатам экзамена;
- Научить справляться с психологическими трудностями при подготовке к сдаче экзаменов;
- Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;
- Освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки;
- Повысить самооценку обучающихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена;
- Познакомить педагогов с психологическими техниками подготовки к экзамену;
- Познакомить педагогов и родителей с особенностями детей, определяющими стратегию подготовки к экзаменам;
- Познакомить родителей с особенностями итоговой аттестации;
- Сформировать положительный настрой на экзамены у всех участников образовательного процесса.
Формы и методы работы: классный час, мини-лекция, практикум, тренинговое занятие, родительское собрание, стендовая информация (памятки, буклеты и пр.), консультирование, групповая дискуссия, диагностика и др.
Участники программы:
- Классные руководители, учителя, работающие в выпускных классах;
- родители выпускников;
- учащиеся 9-х, 11-х классов.
Содержание программы
Работа с учащимися: групповая диагностика, направленная на изучение личностных особенностей учащихся (уровень тревожности, тип темперамента, типы мышления). Классные часы “На пути к успеху”, “Мои паланы на будущее…”, “Мой успех в моих руках!” направленные на формирование позитивной установки на будущее, а также на формирование жизненных целей учащихся. Практикумы, направленные на развитие познавательных процессов, на формирование стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности, развитие навыков саморегуляции. Индивидуальное консультирование по вопросам подготовки и сдачи ГИА
Работа с родителями: родительские собрания “Подготовка к ГИА”, “Готовность к ГИА”, “Скоро экзамен!”. Знакомство родителей с основными нормативными документами и изменениями в течение учебного года. Знакомство с методами подготовки к экзаменам. Знакомство с особенностями психологической готовности к итоговой аттестации. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам подготовки и сдачи ГИА.
Работа с учителями-предметниками и классными руководителями выпускных классов: знакомство с нормативной документальной базой и особенностями итоговой аттестации. Знакомство с особенностями психологической готовности к итоговой аттестации, с особенностями работы с родителями выпускников. Знакомство с приемами и методами снятия стресса и снижения уровня тревожности. Индивидуальное консультирование по вопросам подготовки и сдачи ГИА.
Стендовая информация (оформление информационных стендов, буклеты, памятки и др. печатные материалы), направленна на просвещение всех участников образовательного процесса в вопросах особенностей подготовки и сдачи итоговой аттестации, в вопросах личностной готовности к экзаменам; а так же на информирование о сроках сдачи, об источниках дополнительной информации о ГИА.
Итоги психолого-педагогического сопровождения:
Участники образовательного процесса должны:
Знать: особенности процедуры экзамена, понятия “стресс”, “нервно-психическое напряжение”, “эмоции”. Знать о способах релаксации, снятия нервно – психического напряжения и управления эмоциями. Знать о том, как правильно готовиться к экзаменам, как вести себя на экзамене.
Уметь: справляться со стрессовыми ситуациями, снимать нервно-психическое напряжение, распределять время в период подготовки и во время сдачи экзамена.
Применять на практике полученные знания и умения.
Литература.
- Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога). Составители: Матвеева М.Г.,Восканова Е.М., Мироновская Т.В. – Казань: РИО ГМЦ, 2011.
- Валентьев А. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2003/0421.htm
- Беспалько, В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. - 2008. - № 6. – С. 8-37, 37-50.
- Психологические рекомендации по подготовке к ЕГЭ классному руководителю.
- Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004.
- Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009.
- Интернет-ресурс: http//www.rus-ege.com/