Модель психологической службы в колледже

Разделы: Школьная психологическая служба


Целями службы в колледже являются:

  • Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
  • Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успехов в жизни.
  • Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
  • Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании студентов, а также формирования у них  принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

  • Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом возрастном этапе развития личности.
  • Формирование у студентов, способности к самоопределению и саморазвитию.
  • Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в колледже.
  • Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся.
  • Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие студентов.
  • Содействие и распространению и внедрению в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
  • Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников колледжа научно – методическими материалами и разработками в области психологии.

Основные функции психолога колледжа:

- Гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их студентов в колледже в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучения ряда психофизиологических, индивидуально – психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, студентов, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и группах студентов. Итог такой работы – психологическая характеристика личности преподавателя, студента, позволяющая осуществлять коррекционные психотерапевтические мероприятия.

- Конструктивно – просветительская, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и мастерам п/о основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

- Консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей, мастеров п/о, студентов или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни.  Кодекс психолога образования и основные направления работы психолога колледжаПриложение 1

- Воспитательная, которая включает в себя выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально – волевое воспитание студентов, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах студентов.

- Психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состояние.

- Методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики в колледже.

Документация психолога колледжа.

Организация  и  содержание многоплановой  деятельности  педагога - психолога предполагает фиксацию и отражение результатов в  системном пакете документов. Ведение  документации на  клиента - одна из основных  форм организации  деятельности педагога-психолога, способ анализа и фиксации состояния клиента и его проблем, отслеживание динамики развития и результативности выполненной работы.
В  основу  всей  документации заложены следующие принципы:

  • Документация педагога-психолога должна основываться на   имеющихся основных  нормативных  документах МОН РК
  • Охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  • Отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения,  быть  ориентированной  на учёт отдельных  единиц деятельности и возможность  оценки  всего объема работ за  отчетные  периоды в соответствии с бытующими в практике службы  практической психологии образования «стандартами» отчетности.
  • Отражать  определенную  периодичность деятельности психолога, удобную для  отчетности в принятые  для  учреждений образования сроки.
  • Ориентироваться на деятельность психолога как  координатора службы  сопровождения, наиболее приближенного  к ребенку и  семье.
  • Обладать определенными знаниями в области психологических технологий и   унифицированными методиками как для  деятельности психолога  с «условно- нормативными» детьми  разного  возраста, так и для  возможности работы с детьми с различными  отклонениями в развитии.
  • Пакету диагностических материалов быть минимально затратным по временным ресурсам,  доступным в ведении, оформлении и обработке.

В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция РК;
  • Гражданский кодекс РК;
  • Законодательств о труде РК;
  • Закон РК «Об образовании»;
  • Инструктивное письмо Министерства образования и науки РК «О введении должности психолога в организации образования»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон о браке и семье
  • План колледжа;
  • Устав колледжа;
  • Организационно-методологические принципы психологической службы;
  • Этические нормы работы практического психолога.

Концептуальная документация психолога

  • Концепция развития образования в Республике Казахстан
  • Концепция психологической службы
  • Этический кодекс психолога  - Приложение 2.
  • Функциональные обязанности педагога-психолога  - Приложение 2.
  • Образовательные программы.
  • Целевые программы.

Специальная документация.  

Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
В специальную документацию входят:

  • психологические заключения;
  • протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.;
  • психологические характеристики;
  • выписки из психологических заключений.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы.
Три остальных вида  свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных  в информации.
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей  и о многом другом.

Рабочая (учетная) отчетная документация

  • Планы
  • Учебно-воспитательный план учреждения образования
  • Анализ деятельности психологической службы или психолога
  • Перспективный  годовой план работы психолога
  • Аналитические отчеты
  • Портфолио психолога колледжа (Папка профессионального роста)
  • Журнал учета видов работы (регистрационный)
  • Журнал учета групповых и индивидуальных психодиагностических исследований (журнал или общая тетрадь).

Работа с участниками учебно-воспитательного процесса

С учащимися

  • Планы и программы проводимых занятий с учащимися (по направлениям деятельности: коррекционная, профилактическая)
  • Коррекционно-развивающие программы.   

С педагогами

  • Семинары, тренинги  для педагогического коллектива.
  • Плановое посещение уроков (тетрадь посещения уроков)

С родителями

  • Программы работы с родителями: просветительская, консультативная, исследовательская

Психодиагностический инструментарий

  • Диагностика адаптации - дезадаптации.
  • Исследование новообразования возраста.
  • Результаты диагностики (результаты диагностики по группам).

Методические материалы (накопленные   методические  материалы в отдельных  папках  или скоросшивателях)
Папка студентов «Группы риска» (психологические характеристики студентов, списки и т.д.)

Номенклатура папок. Папкалардың  номенклатурасы.

01- Нормативтік құжаттар.   Нормативные документы
02- Жұмыс (есеп) құжаттары.  Рабочая (учетная)   документация
03 –Есеп құжаттары.  Отчетная документация
04 - Диагностикалық құралдар. Диагностический инструментарий.
05 - Ата – анаға көмек. В помощь родителям.
06 - Суицид жөніндегі материал. Материал по суициду.
07 - Педагогтармен жұмыс. Работа с педагогами.
08- Түзету – даму бағытында бағдарламалық қамтамасыз ету (бағдарламалар мен тренингтер). Программное обеспечение коррекционно-развивающего направления (программы и тренинги).
09 - Бағдарламалар, лекциялар, ашық сабақтар. Доклады, лектории, выступления, открытые занятия
10 - Талдамалық жұмыс. Аналитическая работа (по группам)
11 - Кіріс ақпарат. Входящая информация
12 - Бейімделу процесін психологиялық қамтамасыз ету. Психологическое обеспечение процесса адаптации.
13 - Бапкердің  сөмкесі (психологиялық ойындар мен жаттығулар)  Сумка    тренера (психологические игры и упражнения)
14 - Тақтаға ілетін материал. Стендовый материал
15 - Мұрағат. Архив.

Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
Примерная схема годового плана.


Месяц (сроки)

Диагностика

Развивающая и коррекционная работа

Консультирование

Просветительская работа

Экспертная работа

Организационно-методическая работа.

 

 

 

 

 

 

Форма № 2 (обязательная)
План работы на неделю (месяц)
Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на неделю (месяц).

Примерная схема:

«Павлодар монтаждау колледжі» КМҚК педагог – психологтың жұмыс жоспары
________________жылдан    _________________жылға деін

Апта кұні,
мерзімі

Жұмыс уақыты

Жұмыс түрі

Өткізу жері

Дүйсенбі

I пара

 

 

II пара

 

 

III пара

 

 

Формы № 3 - 8 (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы:

Журнал учета групповых форм работы. Ф.4.

Список участников.

Тема или название тренинга.

Дата встреч.

Отметки о посещениях.

Примечание.

1

2

3

4

5

Анализ тренингового занятия по И. Вачкову – прилагается к каждому групповому занятию Ф. 7.

График работы тренинговой группы (на год либо  по месяцам).

Анализ тренингового занятия (по И. Вачкову).

  • Тема и время проведения.
  • Состав участников занятия.
  • План занятия

Запланированное

Реально проведенное

Знакомство

Знакомство

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Интервью»

  • Наиболее удачные упражнения и психотехники.
  • Неудавшиеся упражнения и психотехники.
  • Интересный случай на занятии.
  • Особенности поведения участников.
  • Ошибки, которые следует учесть.
  • Важные достижения, методические находки.

Журнал учета видов работы. Ф.5

Дата

Код

Пол

Суть обращения

Группа

Рекомендации

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

Журнал учета групповых и индивидуальных психодиагностических исследований. Ф.6

Дата

Диагностический инструментарий

Группа

Количество

Результаты исследования

Примечание

1

2

3

4

5

6

Журнал учета просветительской работы. Ф.8.

Дата

Контингент.

Тема и форма проведения занятия

Примечание

1

2

3

4

Два отчета в течение учебного года: за первое и второе полугодие.

  • Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные  разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
  • Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
  • Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
  • Журналы заводятся на  каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная  и методическая работа.
  • Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.
  • Диагностика.  Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы и прилагается список диагностируемых.
  • Консультирование. Характер консультации - первичная, повторная и т.п. В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.
  • Групповая развивающая и коррекционная работа. Групповая коррекционно-развивающая работа  может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. Групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся по программам, утвержденным руководителем учреждения, с указанием  цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника.
  • Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки педагога-психолога образовательного учреждения. В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с  годовым планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.  Анализируя выполнение  поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.  При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.). В качестве промежуточной и итоговой отчетности  необходимо составлять статистическую справку.
  • Программа работы педагога-психолога с группой.

Журнал консультации  психолога.
Индивидуальное консультирование.
Журнал консультаций психолога колледжа. Ф.3

Дата

Ф.И.О. педагога, студента, группа/класс.

Суть обращения

Код

Характер консультации

Примечание

1

2

3

4

5

6

Литература:

  1. Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 636с.
  2. Материалы семинара «Нормативно-правовое обеспечение работы школьного психолога», г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная 2010г.
  3. Материалы нормативно – правового обеспечения работы школьного психолога. Кокшетау 2011 г., областной  институт повышения квалификации и переподготовки  работников  образования при Управлении  образования  Акмолинской области.