Целями службы в колледже являются:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
- Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успехов в жизни.
- Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании студентов, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
- Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом возрастном этапе развития личности.
- Формирование у студентов, способности к самоопределению и саморазвитию.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в колледже.
- Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие студентов.
- Содействие и распространению и внедрению в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
- Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников колледжа научно – методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные функции психолога колледжа:
- Гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их студентов в колледже в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучения ряда психофизиологических, индивидуально – психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, студентов, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и группах студентов. Итог такой работы – психологическая характеристика личности преподавателя, студента, позволяющая осуществлять коррекционные психотерапевтические мероприятия.
- Конструктивно – просветительская, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и мастерам п/о основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.
- Консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей, мастеров п/о, студентов или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни. Кодекс психолога образования и основные направления работы психолога колледжа – Приложение 1
- Воспитательная, которая включает в себя выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально – волевое воспитание студентов, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах студентов.
- Психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состояние.
- Методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики в колледже.
Документация психолога колледжа.
Организация и содержание многоплановой деятельности педагога - психолога предполагает фиксацию и отражение результатов в системном пакете документов. Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности педагога-психолога, способ анализа и фиксации состояния клиента и его проблем, отслеживание динамики развития и результативности выполненной работы.
В основу всей документации заложены следующие принципы:
- Документация педагога-психолога должна основываться на имеющихся основных нормативных документах МОН РК
- Охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
- Отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учёт отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности.
- Отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки.
- Ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье.
- Обладать определенными знаниями в области психологических технологий и унифицированными методиками как для деятельности психолога с «условно- нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии.
- Пакету диагностических материалов быть минимально затратным по временным ресурсам, доступным в ведении, оформлении и обработке.
В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция РК;
- Гражданский кодекс РК;
- Законодательств о труде РК;
- Закон РК «Об образовании»;
- Инструктивное письмо Министерства образования и науки РК «О введении должности психолога в организации образования»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон о браке и семье
- План колледжа;
- Устав колледжа;
- Организационно-методологические принципы психологической службы;
- Этические нормы работы практического психолога.
Концептуальная документация психолога
- Концепция развития образования в Республике Казахстан
- Концепция психологической службы
- Этический кодекс психолога - Приложение 2.
- Функциональные обязанности педагога-психолога - Приложение 2.
- Образовательные программы.
- Целевые программы.
Специальная документация.
Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
В специальную документацию входят:
- психологические заключения;
- протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.;
- психологические характеристики;
- выписки из психологических заключений.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы.
Три остальных вида свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации.
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.
Рабочая (учетная) отчетная документация
- Планы
- Учебно-воспитательный план учреждения образования
- Анализ деятельности психологической службы или психолога
- Перспективный годовой план работы психолога
- Аналитические отчеты
- Портфолио психолога колледжа (Папка профессионального роста)
- Журнал учета видов работы (регистрационный)
- Журнал учета групповых и индивидуальных психодиагностических исследований (журнал или общая тетрадь).
Работа с участниками учебно-воспитательного процесса
С учащимися
- Планы и программы проводимых занятий с учащимися (по направлениям деятельности: коррекционная, профилактическая)
- Коррекционно-развивающие программы.
С педагогами
- Семинары, тренинги для педагогического коллектива.
- Плановое посещение уроков (тетрадь посещения уроков)
С родителями
- Программы работы с родителями: просветительская, консультативная, исследовательская
Психодиагностический инструментарий
- Диагностика адаптации - дезадаптации.
- Исследование новообразования возраста.
- Результаты диагностики (результаты диагностики по группам).
Методические материалы (накопленные методические материалы в отдельных папках или скоросшивателях)
Папка студентов «Группы риска» (психологические характеристики студентов, списки и т.д.)
Номенклатура папок. Папкалардың номенклатурасы.
01- Нормативтік құжаттар. Нормативные документы
02- Жұмыс (есеп) құжаттары. Рабочая (учетная) документация
03 –Есеп құжаттары. Отчетная документация
04 - Диагностикалық құралдар. Диагностический инструментарий.
05 - Ата – анаға көмек. В помощь родителям.
06 - Суицид жөніндегі материал. Материал по суициду.
07 - Педагогтармен жұмыс. Работа с педагогами.
08- Түзету – даму бағытында бағдарламалық қамтамасыз ету (бағдарламалар мен тренингтер). Программное обеспечение коррекционно-развивающего направления (программы и тренинги).
09 - Бағдарламалар, лекциялар, ашық сабақтар. Доклады, лектории, выступления, открытые занятия
10 - Талдамалық жұмыс. Аналитическая работа (по группам)
11 - Кіріс ақпарат. Входящая информация
12 - Бейімделу процесін психологиялық қамтамасыз ету. Психологическое обеспечение процесса адаптации.
13 - Бапкердің сөмкесі (психологиялық ойындар мен жаттығулар) Сумка тренера (психологические игры и упражнения)
14 - Тақтаға ілетін материал. Стендовый материал
15 - Мұрағат. Архив.
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
Примерная схема годового плана.
Месяц (сроки) |
Диагностика |
Развивающая и коррекционная работа |
Консультирование |
Просветительская работа |
Экспертная работа |
Организационно-методическая работа. |
|
|
|
|
|
|
Форма № 2 (обязательная)
План работы на неделю (месяц)
Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на неделю (месяц).
Примерная схема:
«Павлодар монтаждау колледжі» КМҚК педагог – психологтың жұмыс жоспары
________________жылдан _________________жылға деін
Апта кұні, |
Жұмыс уақыты |
Жұмыс түрі |
Өткізу жері |
Дүйсенбі |
I пара |
|
|
II пара |
|
|
|
III пара |
|
|
Формы № 3 - 8 (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы:
Журнал учета групповых форм работы. Ф.4.
Список участников. | Тема или название тренинга. |
Дата встреч. |
Отметки о посещениях. |
Примечание. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Анализ тренингового занятия по И. Вачкову – прилагается к каждому групповому занятию Ф. 7.
График работы тренинговой группы (на год либо по месяцам).
Анализ тренингового занятия (по И. Вачкову).
- Тема и время проведения.
- Состав участников занятия.
- План занятия
Запланированное |
Реально проведенное |
Знакомство |
Знакомство |
Упражнение «Интервью» |
Упражнение «Интервью» |
- Наиболее удачные упражнения и психотехники.
- Неудавшиеся упражнения и психотехники.
- Интересный случай на занятии.
- Особенности поведения участников.
- Ошибки, которые следует учесть.
- Важные достижения, методические находки.
Журнал учета видов работы. Ф.5
Дата | Код |
Пол |
Суть обращения |
Группа |
Рекомендации |
Д/з |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Журнал учета групповых и индивидуальных психодиагностических исследований. Ф.6
Дата | Диагностический инструментарий |
Группа |
Количество |
Результаты исследования |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Журнал учета просветительской работы. Ф.8.
Дата | Контингент. |
Тема и форма проведения занятия |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Два отчета в течение учебного года: за первое и второе полугодие.
- Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
- Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
- Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
- Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
- Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.
- Диагностика. Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы и прилагается список диагностируемых.
- Консультирование. Характер консультации - первичная, повторная и т.п. В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.
- Групповая развивающая и коррекционная работа. Групповая коррекционно-развивающая работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. Групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся по программам, утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника.
- Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки педагога-психолога образовательного учреждения. В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности. Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы. При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.). В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку.
- Программа работы педагога-психолога с группой.
Журнал консультации психолога.
Индивидуальное консультирование.
Журнал консультаций психолога колледжа. Ф.3
Дата | Ф.И.О. педагога, студента, группа/класс. |
Суть обращения |
Код |
Характер консультации |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Литература:
- Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 636с.
- Материалы семинара «Нормативно-правовое обеспечение работы школьного психолога», г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная 2010г.
- Материалы нормативно – правового обеспечения работы школьного психолога. Кокшетау 2011 г., областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Управлении образования Акмолинской области.