Проект «Синтез линейной графики и геометрической мозаики как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность: коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога, включающая развитие зрительного восприятия, рассматривается как одно из направлений деятельности по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе  детей  с функциональными нарушениями зрения (Слюсарская Т.В., 2006).

Данная методическая разработка представляет собой синтез технологий «Рисование – линейная графика» Е.В. Чеджемовой, Н.Ю.Шуваевой, Т.Е.Гладковой (2013) и геометрической мозаики В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой (2007, 2009), адаптированных для коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с учетом программного содержания раздела «Развитие зрительного восприятия» Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) / Под ред. Л.И. Плаксиной (2003).

Оригинальная технология «Рисование – линейная графика», предложенная  Е.В. Чеджемовой, Н.Ю.Шуваевой, Т.Е.Гладковой, включает примерное содержание работы с листом бумаги, с различными видами линий;  рассматривается авторами как средство психофизиологического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Разработанные В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой конспекты интегрированных занятий с использованием геометрической мозаики ориентированы на воспитателей общеразвивающих групп, включают задачи, решаемые на занятиях по математике, конструированию, развитию речи и других [3, с. 6].

Инновационная направленность данной методической разработки заключается в синтезе (объединении) сущностных идей технологий «Рисование – линейная графика» Е.В. Чеджемовой, Н.Ю.Шуваевой, Т.Е.Гладковой и «Геометрическая мозаика» В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой для создания модифицированного интеллектуального продукта, адаптированного для коррекционной работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Цель методической разработки: разработка компонентов системы  коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством синтеза линейной графики и геометрической мозаики.

Задачи:

  • Определить этапы коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством синтеза линейной графики и геометрической мозаики.
  • Разработать содержание коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством синтеза линейной графики и геометрической мозаики.

Приведенное ниже содержание работы тифлопедагога  опирается на требования к формированию у детей представлений о зрительных сенсорных эталонах, развитию предметности восприятия, формированию способов обследования предметов окружающего мира, создания на этой основе целостных представлений о предметном мире, обозначенные в программе «Развитие зрительного восприятия», разработанной Л.И. Плаксиной и входящей в Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (2003).

При планировании содержания коррекционно-педагогической работы тифлопедагога учитывались публикации Т.В.Слюсарской, (2006), В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой (2007, 2009), Е.В. Чеджемовой, Н.Ю.Шуваевой, Т.Е.Гладковой (2013) и других.

Содержание коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством синтеза линейной графики и геометрической мозаики:
На подготовительном этапе тифлопедагог знакомит детей с элементами геометрической мозаики, разработанной В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой (2007, 2009), учит детей  сравнивать и  находить идентичные  элементы мозаики путем приложения их друг к другу, путем зрительного соотнесения двух элементов, способом  разворачивания элемента  в соответствии с образцом  в микроплоскости листа, фланелеграфа; учит группировать элементы  в соответствии с несколькими признаками: целостная геометрическая фигура (квадрат; круг; треугольник) или часть геометрической фигуры (четверть круга, пол-овала); разновидностью одной геометрической фигуры (треугольник с прямым углом; треугольник с тремя острыми углами); соотношение цвета фигуры (части фигуры) и фона (белая четверть кругав цветном  квадрате – четверть цветного круга в белом квадрате; белый треугольник в цветном квадрате – цветной треугольник  в белом квадрате); учит отраженно, сопряженно, самостоятельно называть элементы геометрической мозаики: «квадрат (красный, синий, желтый, зеленый, черный); круг (красный, синий, желтый, зеленый, черный); белая четверть кругав цветном (красный, синий, желтый, зеленый, черный) квадрате; четверть цветного (красного, синего, желтого, зеленого, черного) круга; пол-овала цветного (красного, синего, желтого, зеленого, черного); белый треугольник в цветном (красном, синем, желтом, зеленом, черном) квадрате; цветной треугольник (красный, синий, желтый, зеленый, черный) в белом квадрате;  цветной (красный, синий, желтый, зеленый, черный) треугольник с прямым углом».

На этом же этапе тифлопедагог знакомит со  способами создания  фона – «системы координат» для последующего его использования при работе с элементами геометрической мозаики (на основе «линейной графики» Чеджемовой Е. В., Шуваевой Н.Ю., Гладковой Т.Е., 2013). Тифлопедагог обучает способам деления неразлинованного листа белой или тонированной бумаги на клетки (фон – «система координат»), для этого  демонстрирует следующие способы:

  • Сгибание листа бумаги по срединной  вертикальной линии на 2 части (2 вертикальных прямоугольника), затем последующее  сгибание каждого из 2 вертикальных прямоугольника по срединной линии (4 вертикальных прямоугольника); последующее сгибание каждого из 4 вертикальных прямоугольников (8 вертикальных прямоугольников)
  • Рисование прямых вертикальных линий с опорой на линию сгиба (после каждого сгибания части листа)
  • Аналогичное  сгибание листа бумаги по  срединой горизонтальной линии на 2 части (2 горизонтальных прямоугольника) и т.д. до получения 8 горизонтальных прямоугольника.
  • Рисование прямых горизонтальных   линий с опорой на линию сгиба (после каждого сгибания части листа)

После демонстрации способа выполнения того или иного действия  тифлопедагог стимулирует выполнение действий детьми с нарушениями зрения по подражанию, при возникновении затруднений – используются совместные или совместно-раздельные действия.

После совместного создания педагогом и детьми   фона – «системы координат» тифлопедагог обучает детей им пользоваться. С этой целью педагог знакомит детей с расчлененным образцом предметного изображения, состоящим из минимального количества элементов геометрической мозаики (2-3 элемента), знакомит с аналогичном контурным расчерченным поквадратнопредметным изображением, показывает  точки выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат), учит детей  накладывать элементы геометрической мозаики на расчерченное поквадратно  заготовку-изображение, осуществляя пространственную ориентировку элемента в микроплоскости совместными действиями, по подражанию.

На основном этапе тифлопедагог учит детей созданию предметных изображений из элементов геометрической мозаики внутри фона-«системы координат»

Репродуктивный подэтап:

1) тифлопедагог предъявляет детям цветной расчлененный образец предметного изображения (в соответствии с лексической темой), у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлено аналогичное  контурное (расчерченное поквадратно внутри)  предметное  изображение с отмеченными  точками выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат); стрелками на контурном изображении показана последовательность выкладывания элементов геометрической мозаики (вписанных в квадрат).

2) тифлопедагог предъявляет детям цветной расчлененный образец предметного изображения (в соответствии с лексической темой), у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлено аналогичное  контурное  предметное  изображение с отмеченными  точками выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат); на контурном изображении отсутствуют стрелки, которые бы показывали последовательность выкладывания элементов геометрической мозаики (вписанных в квадрат).

3) тифлопедагог предъявляет детям цветной расчлененный образец предметного изображения (в соответствии с лексической темой), у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлены опорные точки, намечающие аналогичное  предметное  изображение с отмеченными  точками выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат).

4) тифлопедагог предъявляет детям цветной нерасчлененный образец предметного изображения (в соответствии с лексической темой), у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлено аналогичное  контурное  предметное  изображение, отсутствуют точки выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат); на контурном изображении отсутствуют стрелки, которые бы показывали последовательность выкладывания элементов геометрической мозаики (вписанных в квадрат); количество элементов геометрической мозаики большее, чем того требует образец, ребенок должен отобрать только нужные

5) тифлопедагог предъявляет детям цветной нерасчлененный образец предметного изображения (в соответствии с лексической темой), у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлены опорные точки, намечающие аналогичное  предметное  изображение, отсутствуют точки выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат);  количество элементов геометрической мозаики большее, чем того требует образец, ребенок должен отобрать только нужные.

6) тифлопедагог предлагает детям словесную инструкцию для выкладывания предметного изображения, у каждого ребенка на фоне-«системе координат» представлены точки выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат).

Творческий подэтап:

1) тифлопедагог предъявляет детям цветной нерасчлененный образец нарисованного (в соответствии с элементами геометрической мозаики, но не выложенного из отдельных элементов) и раскрашенного предметного изображения;  каждый ребенок самостоятельно  на фоне-«системе координат» наносит опорные точки и выкладывает изображение из элементов.

2) тифлопедагог предъявляет детям цветной нерасчлененный образец нарисованного (в соответствии с элементами геометрической мозаики, но не выложенного из отдельных элементов) и раскрашенного предметного изображения с пропуском 1-2 основных/дополнительных элементов;  каждый ребенок самостоятельно  на фоне-«системе координат» наносит опорные точки и выкладывает изображение из элементов, добавляя нужный элемент, аргументируя свой выбор; затем сверяя полученный результат с образцом взрослого.

3) Ребенок самостоятельно готовит образец для других детей: на системе координат рисует контурное предметное изображение, затем его раскрашивая (при затруднении педагог может предъявить ребенку черно-белые контурные изображения объектов, предметов  одной  родовидовой группы для создания собственного изображения), предъявляет образец  и помогает другим  детям выложить из геометрической мозаики  правильное изображение на исходном фоне-«системе координат».

4) Ребенок самостоятельно готовит образец для других детей: на системе координат рисует контурное предметное изображение, затем его раскрашивая (при затруднении педагог может предъявить ребенку черно-белые контурные изображения объектов, предметов  одной  родовидовой группы для создания собственного изображения), предъявляет детям словесную инструкцию (дети пожеланию рисуют на фоне  или выкладывают из геометрической мозаики), после окончания задания сравнивает свое изображение и получившиеся результаты у детей.

Планирование содержания коррекционно-педагогической работы тифлопедагога осуществляется с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, с учетом принципа сезонности, событийности  (Приложение 1, Приложение 2):

1-2 неделя сентября – проведение психолого-педагогического обследования с целью установления исходного уровня сформированности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения;

3-4 неделя сентября – Подготовительный этап

Задачи: Знакомство детей с элементами геометрической мозаики, разработанной В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой.  Обучение детей  сравнивать и  находить идентичные  элементы мозаики путем приложения их друг к другу, путем зрительного соотнесения двух элементов, способом  разворачивания элемента  в соответствии с образцом  в микроплоскости листа, фланелеграфа.

Обучение группировки элементов  в соответствии с несколькими признаками. Обучение отраженно, сопряженно, самостоятельно называть элементы геометрической мозаики.
Знакомство со  способами создания  фона – «системы координат» для последующего его использования при работе с элементами геометрической мозаики (на основе «линейной графики» Чеджемовой Е. В., Шуваевой Н.Ю., Гладковой Т.Е., 2013). Демонстрация способов деления неразлинованного листа белой или тонированной бумаги на клетки (фон-«система координат»).

1-2 неделя октября – Подготовительный этап:

Задачи: Обучение способам деления неразлинованного листа белой или тонированной бумаги на клетки (фон-«система координат»). Сгибание листа бумаги по срединной  вертикальной линии на 2 части (2 вертикальных прямоугольника), затем последующее  сгибание каждого из 2 вертикальных прямоугольника по срединной линии (4 вертикальных прямоугольника); последующее сгибание каждого из 4 вертикальных прямоугольников (8 вертикальных прямоугольников). Рисование прямых вертикальных линий с опорой на линию сгиба (после каждого сгибания части листа). Тема «деревья»

Аналогичное  сгибание листа бумаги по  срединой горизонтальной линии на 2 части (2 горизонтальных прямоугольника) и т.д. до получения 8 горизонтальных прямоугольника. Рисование прямых горизонтальных  линий с опорой на линию сгиба (после каждого сгибания части листа).  Тема «Овощи. Фрукты, ягоды».

2 – 4 неделя октября – Подготовительный этап:

Задачи: знакомство детей с расчлененным образцом предметного изображения, состоящим из минимального количества элементов геометрической мозаики (2-3 элемента), знакомство  с аналогичным контурным расчерченным поквадратно предметным изображением, демонстрация  тифлопедагогом  точки выкладывания первого элемента (красная точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат) и последнего элемента (зеленая  точка в левом верхнем углу квадрата на системе координат), обучение  детей  накладывать элементы геометрической мозаики на расчерченное поквадратно  заготовку-изображение, осуществляя пространственную ориентировку элемента в микроплоскости совместными действиями, по подражанию.

Темы «Овощи. Фрукты, ягоды». «Грибы». «Как хлеб на стол пришел».

1-3 неделя ноября – Репродуктивный подэтап (1). Темы: «Кустарники», «Дикие животные наших лесов», «Части тела».

4 неделя ноября – 1-2 неделя декабря Репродуктивный подэтап (2) Темы: «Семья». «Посуда»,  «Продукты питания».

3-4 неделя декабря – 2 неделя января. Репродуктивный подэтап (3). Темы:  «Зимующие птицы», «Новогодний праздник»,  «Зимние забавы».

3-4 неделя января – Репродуктивный подэтап (4). Темы: «Животные севера»,  «Наш дом. Бытовая техника».

1-2 неделя февраля – Репродуктивный подэтап (5) Темы: «Домашние животные и птицы, их детеныши», «Животные жарких стран».

3-4 неделя февраля – Репродуктивный подэтап (6). Темы: «Мебель», «День защитника отечества».

1-2 неделя марта – Творческий  подэтап (1) Темы: «Международный женский день», «Профессии. Инструменты».

3-4  неделя марта – Творческий  подэтап (2) Темы: «Одежда, обувь, головные уборы», «Транспорт».

1-2 неделя апреля – Репродуктивный подэтап (3) Темы: «Весна. Первоцветы»,  «Космос».

3-4 неделя апреля – Репродуктивный подэтап (4) Темы: «Весна. Перелетные птицы»,  «Рыбы».

Май – проведение обследования с целью определения эффективности проведенной работы, установления динамики развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

Формы организации работы с воспитанниками:  в соответствии с ФГОС ДО, Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (2003)  коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по внедрению методической разработки, основанной на синтезе линейной графики и геометрической мозаики, осуществляется в рамках коррекционных занятий «Развитие зрительного восприятия» с периодичностью 1 раза в неделю.

Прогнозируемые  результаты  реализации проекта:

  • Приобретение детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения опыта плоскостного конструирования  разного уровня сложности предметных изображений из элементов геометрической мозаики внутри разного уровня сложности  двухмерного фона-«системы координат», созданного детьми самостоятельно.
  • Приобретение учителем-дефектологом опыта модификации инновационных технологий «Рисование – линейная графика» и «Геометрическая мозаика», а также апробации модифицированной методической разработки с целью реализации программных задач по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Бернадская, М.Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением / М.Э. Бернадская. Дисс…канд.психол.наук. – Москва, 1999. – 179 с.
  2. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. —— М.: Школа-Пресс, 2001.
  3. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Конспекты занятий с детьми 5-9 лет» / В.П.Новикова, Л.И. Тихонова. – Москва, 2007.
  4. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях / В.П.Новикова, Л.И. Тихонова. Раздаточный материал. – Москва, 2007.
  5. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  6. Слюсарская, Т.В. Особенности интеллектуальной готовности к дошкольников с нарушениями зрения к обучению в школе. Диссертация кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2006. – с. 195.