Деление на равные части

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать умения делить на равные части.

Задачи:

  • Научить учащихся делить на равные части.
  • Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, усердие, терпеливость.

Оборудование: учебник “Математика”, 2 класс, 2 часть (“Планета знаний”), дидактический материал, презентация.

План урока:

I. Организация класса

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

III. Вступительная беседа и сообщение темы урока

IV. Изучение нового материала

V. Закрепление изученного материала

  1. Практическая работа
  2. Самостоятельная работа
  3. Работа в тетради
  4. Физминутка

VI. Рефлексия учебной деятельности

VII. Итог урока

  1. Выставление оценок
  2. Домашнее задание

I. Мотивация к учебной деятельности

Ход урока

Организация класса.

- Добрый день, ребята!

– Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает.

II. Актуализация знаний

Устный счет:

1. - Ребята, мы сейчас поиграем в игру “Верно – неверно”.

- Вам нужно подтвердить верный ответ и исправить не верный. Если верно, то вы поднимаете красный квадрат , а если неверно, то поднимаете зелёный квадрат.

  • 27+36=63
  • 24-16=9 (верно 8)
  • 43+19=52 (верно 62)
  • 35-18=17
  • 55+16=71
  • 67-38=39 (верно )

- Молодцы, ребята!

2. Переходим к следующему заданию.

- Вставьте пропущенные знаки (“+” и “-”) так, чтобы получились верные равенства:

  • 2 О 6 О 3 О 4 О 5 О 8 = 12
  • 9 О 8 О 1 О 3 О 5 О 2 = 12 (работаем у доски по цепочки)

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас переходим к новому заданию.

3. Давайте решим эту задачу.

- Читаю задачу:

На 1-й грядке выросло 16 кабачков, а на 2-й – на 4 кабачка больше.

Сколько кабачков выросло на 2-й грядке?

Сколько кабачков на 2-х грядках?

- Кто может повторить задачу по краткой записи?

- О чем говорится в задаче? (о кабачках)

- Что известно? (на 1-ой грядке выросло 16 каб.)

- Что требуется узнать? (Сколько кабачков выросло на 2-й грядке, сколько кабачков на 2-х грядках)

- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на 1 вопрос задачи? (сложение)

- Кто скажет какое равенство получилось? (16+4=20) (слайд)

- Так сколько кабачков выросло на 2-й грядке?(20)

- А какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на 2 вопрос задачи?(сложение)

- Кто скажет какое равенство получилось? (16+20=36) (слайд)

- Сколько кабачков на 2-х грядках? (36)

Ответ: 36 кабачков. (слайд)

Итог устного счета: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями устного счета. Особенно хорошо отвечали и были активными ....

III. Вступительная беседа и сообщение темы урока

- Ребята, рассмотрите фигуры, которые изображены на доске.

Какие фигуры вы видите? (прямоугольник, квадрат)

- На сколько равных частей разделили прямоугольник? (2)

- На сколько равных частей разделили квадрат?(4)

- Сегодня на уроке мы будем учиться делить предметы на равные части.

IV. Изучение нового материала

- Тема  сегодняшнего урока “Деление на равные части”.

- Цель урока: сформировать умения делить на равные части.

- Эту тему мы начали изучать на прошлом уроке.

Кто помнит, как мы проверяем деление?

- Продолжим решать задачи на деление

Презентация: “Груши”, “Ёжик”

- Сколько груш? Как можем разделить 10 на 2?

- Ребята, какое действие мы должны выполнить, чтобы записать равенство? ( деление)

- Запись результата деления имеет вид: 10:5=2

- Как вы думаете, каким действием можно заменить деление? (умножением)

- Назовите равенство:

- Давайте вспомним, что такое умножение? (сумма одинаковых чисел)

- Давайте, умножение заменим суммой одинаковых чисел. (-------------------)

- Молодцы, ребята!

А теперь приготовьте свои числовые вееры

  • 2:2=
  • 4:2=
  • 6:2=
  • 8:2=
  • 10:2=

Ответы проверяем веерами

ФИЗМИНУТКА: “Мы на лыжах в лес идём”

Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
“Нет, не буду, не хочу!”
Это детям по плечу.

V. Закрепление нового материала

1. Практическая работа

- Сейчас мы с вами выполним практическое задание.

Работа в тетради.

- А теперь положите перед собой тетради, откройте их и запишите сегодняшнее число – 19 января.

- Ниже пишем классная работа.

- Отступите одну клеточку вниз от классной работы записываем задание №4.

- Откройте ваши учебники на странице 15 и прочитайте про себя задание №4.

  • 1 вариант - №1,3
  • 2 вариант - №2,4

Проверка друг друга

2. Самостоятельная работа

Задание №5 –в) - Начертите в тетради отрезок длиной 12 см. Раздели его на 3 одинаковые части. Раздели этот же отрезок на 6 одинаковых частей. Запиши равенства.

3. Работа в тетрадях

- А сейчас мы с вами научимся число 16 делить на равные части.

- Итак, у вас на столах 16 квадратов, давайте их разложим поочерёдно, по одному квадрату в 2 кучки, пока все квадраты не закончатся. В ответе у нас получится число, которое показывает, сколько квадратов в одной кучке.

- Считаем, сколько получилось в первой кучке? (8)

- А во 2-й? (тоже 8)

- Как можно записать равенство?

- Запомните это: 16:2=8

- Отступите 1 клеточку от примеров вниз и запишите посередине слово Задача.

- Записываем решение задачи: 16 : 2 =8 (к)

- Хорошо.

Продолжаем дальше.

- Теперь нам нужно эти 16 квадратов разложить на 4 одинаковые кучки.

- Сколько квадратов в 1-ой кучке?(4)

- По сколько квадратов в других кучках? (по 4)

- Как запишем равенство? (16:4=4)

- Записываем решение в тетради : 16:4=4 (к)

- Молодцы!

- А как вы думаете, если 16:8=..., то сколько квадратов будет в одной части? (2)

- Давайте посмотрим.

- Сколько у нас получилось квадратов в 1-ой кучке? (2)

- Значит, 16:8=2.

- Запишем решение в тетрадь – 16:8=2 (к)

Ответ: 8к., 4 к., 2 к.

Итог задания №3: давайте ещё раз повторим:

  • 16:2=8
  • 16:4=4
  • 16:8=2

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Мы сегодня с Вами хорошо поработали, выполнили очень много заданий, научились делить на равные части. Давайте подведем итоги нашего урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

Метод незаконченного предложения

  • На уроке я узнал ...
  • На уроке понял (запомнил)...
  • На уроке мне удалось ...
  • Для меня было сложным ...
  • На уроке мне понравилось ...

VII. Итог урока

1. Выставление оценок –

- Чей ответ вам понравился больше?

- Кому бы вы отдали свой красный квадрат?

- Сколько у вас квадратов?

Домашнее задание: Выполнить №7 а) с.15 учебника

Литература:

  1. Математика: учебник для 2 кл. начальной школы в 2-х частях / М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова: Под ред. И.А.Петровой, М.:ООО “Издательство Астрель”, 2012.