Цель: сформировать умения делить на равные части.
Задачи:
- Научить учащихся делить на равные части.
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, усердие, терпеливость.
Оборудование: учебник “Математика”, 2 класс, 2 часть (“Планета знаний”), дидактический материал, презентация.
План урока:
I. Организация класса
II. Актуализация знаний
- Устный счет
III. Вступительная беседа и сообщение темы урока
IV. Изучение нового материала
V. Закрепление изученного материала
- Практическая работа
- Самостоятельная работа
- Работа в тетради
- Физминутка
VI. Рефлексия учебной деятельности
VII. Итог урока
- Выставление оценок
- Домашнее задание
I. Мотивация к учебной деятельности
Ход урока
Организация класса.
- Добрый день, ребята!
– Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает.
II. Актуализация знаний
Устный счет:
1. - Ребята, мы сейчас поиграем в игру “Верно – неверно”.
- Вам нужно подтвердить верный ответ и исправить не верный. Если верно, то вы поднимаете красный квадрат , а если неверно, то поднимаете зелёный квадрат.
- 27+36=63
- 24-16=9 (верно 8)
- 43+19=52 (верно 62)
- 35-18=17
- 55+16=71
- 67-38=39 (верно )
- Молодцы, ребята!
2. Переходим к следующему заданию.
- Вставьте пропущенные знаки (“+” и “-”) так, чтобы получились верные равенства:
- 2 О 6 О 3 О 4 О 5 О 8 = 12
- 9 О 8 О 1 О 3 О 5 О 2 = 12 (работаем у доски по цепочки)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас переходим к новому заданию.
3. Давайте решим эту задачу.
- Читаю задачу:
На 1-й грядке выросло 16 кабачков, а на 2-й – на 4 кабачка больше.
Сколько кабачков выросло на 2-й грядке?
Сколько кабачков на 2-х грядках?
- Кто может повторить задачу по краткой записи?
- О чем говорится в задаче? (о кабачках)
- Что известно? (на 1-ой грядке выросло 16 каб.)
- Что требуется узнать? (Сколько кабачков выросло на 2-й грядке, сколько кабачков на 2-х грядках)
- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на 1 вопрос задачи? (сложение)
- Кто скажет какое равенство получилось? (16+4=20) (слайд)
- Так сколько кабачков выросло на 2-й грядке?(20)
- А какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на 2 вопрос задачи?(сложение)
- Кто скажет какое равенство получилось? (16+20=36) (слайд)
- Сколько кабачков на 2-х грядках? (36)
Ответ: 36 кабачков. (слайд)
Итог устного счета: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями устного счета. Особенно хорошо отвечали и были активными ....
III. Вступительная беседа и сообщение темы урока
- Ребята, рассмотрите фигуры, которые изображены на доске.
Какие фигуры вы видите? (прямоугольник, квадрат)
- На сколько равных частей разделили прямоугольник? (2)
- На сколько равных частей разделили квадрат?(4)
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить предметы на равные части.
IV. Изучение нового материала
- Тема сегодняшнего урока “Деление на равные части”.
- Цель урока: сформировать умения делить на равные части.
- Эту тему мы начали изучать на прошлом уроке.
Кто помнит, как мы проверяем деление?
- Продолжим решать задачи на деление
Презентация: “Груши”, “Ёжик”
- Сколько груш? Как можем разделить 10 на 2?
- Ребята, какое действие мы должны выполнить, чтобы записать равенство? ( деление)
- Запись результата деления имеет вид: 10:5=2
- Как вы думаете, каким действием можно заменить деление? (умножением)
- Назовите равенство:
- Давайте вспомним, что такое умножение? (сумма одинаковых чисел)
- Давайте, умножение заменим суммой одинаковых чисел. (-------------------)
- Молодцы, ребята!
А теперь приготовьте свои числовые вееры
- 2:2=
- 4:2=
- 6:2=
- 8:2=
- 10:2=
Ответы проверяем веерами
ФИЗМИНУТКА: “Мы на лыжах в лес идём”
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
“Нет, не буду, не хочу!”
Это детям по плечу.
V. Закрепление нового материала
1. Практическая работа
- Сейчас мы с вами выполним практическое задание.
Работа в тетради.
- А теперь положите перед собой тетради, откройте их и запишите сегодняшнее число – 19 января.
- Ниже пишем классная работа.
- Отступите одну клеточку вниз от классной работы записываем задание №4.
- Откройте ваши учебники на странице 15 и прочитайте про себя задание №4.
- 1 вариант - №1,3
- 2 вариант - №2,4
Проверка друг друга
2. Самостоятельная работа
Задание №5 –в) - Начертите в тетради отрезок длиной 12 см. Раздели его на 3 одинаковые части. Раздели этот же отрезок на 6 одинаковых частей. Запиши равенства.
3. Работа в тетрадях
- А сейчас мы с вами научимся число 16 делить на равные части.
- Итак, у вас на столах 16 квадратов, давайте их разложим поочерёдно, по одному квадрату в 2 кучки, пока все квадраты не закончатся. В ответе у нас получится число, которое показывает, сколько квадратов в одной кучке.
- Считаем, сколько получилось в первой кучке? (8)
- А во 2-й? (тоже 8)
- Как можно записать равенство?
- Запомните это: 16:2=8
- Отступите 1 клеточку от примеров вниз и запишите посередине слово Задача.
- Записываем решение задачи: 16 : 2 =8 (к)
- Хорошо.
Продолжаем дальше.
- Теперь нам нужно эти 16 квадратов разложить на 4 одинаковые кучки.
- Сколько квадратов в 1-ой кучке?(4)
- По сколько квадратов в других кучках? (по 4)
- Как запишем равенство? (16:4=4)
- Записываем решение в тетради : 16:4=4 (к)
- Молодцы!
- А как вы думаете, если 16:8=..., то сколько квадратов будет в одной части? (2)
- Давайте посмотрим.
- Сколько у нас получилось квадратов в 1-ой кучке? (2)
- Значит, 16:8=2.
- Запишем решение в тетрадь – 16:8=2 (к)
Ответ: 8к., 4 к., 2 к.
Итог задания №3: давайте ещё раз повторим:
- 16:2=8
- 16:4=4
- 16:8=2
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Мы сегодня с Вами хорошо поработали, выполнили очень много заданий, научились делить на равные части. Давайте подведем итоги нашего урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
Метод незаконченного предложения
- На уроке я узнал ...
- На уроке понял (запомнил)...
- На уроке мне удалось ...
- Для меня было сложным ...
- На уроке мне понравилось ...
VII. Итог урока
1. Выставление оценок –
- Чей ответ вам понравился больше?
- Кому бы вы отдали свой красный квадрат?
- Сколько у вас квадратов?
Домашнее задание: Выполнить №7 а) с.15 учебника
Литература:
- Математика: учебник для 2 кл. начальной школы в 2-х частях / М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова: Под ред. И.А.Петровой, М.:ООО “Издательство Астрель”, 2012.