Внеклассное мероприятие по математике, посвящённое Дню защитника Отечества, «Математика и военное искусство»

Разделы: Внеклассная работа


Мероприятие разработано для учащихся 8 классов. Презентация.

Цели:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране её истории.
  • формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению математики;
  • показать связь математики с другими дисциплинами ( географией);
  • создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширение границ познания учащихся по истории;
  • обогащение кругозора и интеллекта учащихся дополнительными знаниями.
  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, упрочение контактов среди учащихся на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.

Оборудование:  компьютер, проектор, карточки с заданиями по две (для каждой команды) (Приложение 2); две пластиковые доски и маркеры; два листа бумаги и ножницы.

Вступительное слово ведущего.

Мы хотим посвятить сегодняшнюю игру – соревнование Дню защитника Отечества.

В этом празднике заложен огромный духовный и морально-нравственный потенциал, память о героических подвигах наших предков и современников, о ратной доблести полководцев - защитников Русской земли, память обо всех воинах, защитивших и отстоявших независимость нашей Родины.

Это поистине всенародный праздник. Это праздник всех, для кого защита Родины не только долг, но и жизненное призвание. Всех, кто сейчас несет нелегкую воинскую службу.

И, несмотря на все трудности, которые переживает наша страна, наша Армия, мы уверены в том, что не перевелись на Руси люди, мужчины, воины, способные в трудную минуту встать на защиту нашего государства и, что наша подрастающая молодежь станет достойной сменой тех, кто отстоял независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, будет достойна славы великого русского воинства начиная от Александра Невского, Суворова, Кутузова.

Но воинское мастерство это не только сила, мужество, это еще и знания: знание стратегии, тактики, солдатская смекалка.А сейчас современная военная техника требует еще и глубоких знаний таких дисциплин как математика, физика, информатика, география.

Немного истории: Слайд 2

Когда греческий царь Герон пришел к Архимеду, чтобы поблагодарить его за помощь, оказанную им в победе над римлянами, Архимед сказал ему; “Ты сравнил мои машины с Троянским конем, действительно это сравнение очень удачное, но в совершенно другом смысле. Одиссей использовал деревянного коня, чтобы захватить Трою. Я же использовал свои машины для того, чтобы в общественный разум Греции проникла мысль о том, что математика может удачно применятся для практических целей. Должен сознаться, я долго колебался, прежде чем сделать это, потому что, ненавижу войну и убийства”.

Вопрос: Какие же машины изобрел Архимед? Ответ: Слайд 3

Слайд 4. Кто хоть немного интересуется историей, тот помнит, что не только метательные машины сыграли решающую роль в победе над Сиракузами, но и то, что с помощью зеркал Архимед поджег неприятельские корабли. Так вот это один из примеров использования Архимедом уже тогда известной теоремы. Если какую-либо точку параболы соединить с фокусом параболы, затем провести через эту точку прямую параллельную оси, то эти две прямые образуют равные углы с касательной к параболе к точке Р. То, о чем я сейчас рассказала, под силу осмыслить пока немногим, но то, что даже простая школьная теорема может оказать большую практическую помощь, вам предстоит сегодня убедиться.

В каких бы родах войск вы ни служили, ориентировка на местности очень важна для успеха любой военной операции.

В книге “Наука побеждать” великий русский полководец Александр Васильевич Суворов писал “Первое — глазомер: как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить.”

Вам пригодятся и знания географии и знания геометрии. Начнем с самого простого.

Вопрос команде 1:

Ты смотрел на север, затем повернулся налево на 45 градусов. Куда ты теперь смотришь?

Вопрос команде 2: Ты смотрел на север, затем повернулся направо на 135 градусов? Куда ты теперь смотришь?

(Северо-запад, юго-восток).

Две пластиковые доски.

Задание обеим командам:

Построить прямые, образующие с данным лучом углы 45 градусов, 120 градусов без помощи циркуля и транспортира.

Как в географии называются эти углы? (Азимут). Слайд 5

Движение называется движением по азимуту.

Что еще нужно указать, кроме азимута (угла), чтобы определить положение объекта? (Расстояние перемещения)

Эта система координат в математике называется полярной системой координат. Направление указывается углом, отложенным от юго-северного направления по часовой стрелке и расстоянием.

Слушаем следующее задание: Вам предстоит найти по указанным координатам не обезвреженную “мину” среди тех, которые перед вами и прочитать изречение-напутствие из книги Суворова “Наука побеждать”.

(Приглашаются по 1 человеку из команды, и им вручается пакет с координатами.)

  • I команде (00; 2); (900; 0, 5); (3150; 2); (450; 0, 2)
  • II команде (900; 2); (00; 3); (1350; 1) (1800; 0, 3)

“Воевать не числом, а умением. Дисциплина - мать победы”

“Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе”.

Суворовская формула победы гласит: глазомер, быстрота, натиск. Свой глазомер вы отчасти уже проверили. Теперь вам потребуется быстрота: сделать в одно и то же время гораздо больше, чем неприятель “одна минута – говорил Суворов, решает исход сражение. Один час успех кампании, один день судьбу империи”.

Свой самый быстрый марш Фридрих Великий провел со скоростью 18 верст в сутки. Суворов под Фокшонами преодолел 50 верст за 18 часов.

Слайд 6. А под Рымником, по разбитой дороге, под проливным дождем прошел за 2 суток 100 верст. Когда турецкий шпион доложил великому визирю, что появился Суворов, тот не поверил, приказал повесить распространителя ложных слухов.

Попробуйте выразить скорость продвижения войск Суворова в км. / сутки.

1 верста =500саженей

1 сажень=3аршина

1аршин=0,7м.

(0,7 * 3 * 500=15 * 7 * 10=1050м; 1050 * 100:1000=105км. 105:2=52,5км, /сутки.)

Слайд 7. Суворов научил своих солдат ценить время превыше всего, и он мог, не рисуясь сказать:

“У меня нет медленных маршей или быстрых. Вперед... и орлы полетели”.

Слайд 8. С условиями следующего этапа соревнований каждая команда ознакомилась заранее.

Эстафета: Необходимо взять “высоту” Вспомните рациональные приёмы счёта. Начинать нужно с нижней строчки, результат записывать строчкой выше, продвигаясь вверх. Кто раньше запишет правильный результат?

Прошу занять места  Итак, “Вперед”!

(На доске записаны или спроецированы примеры, и установлен флажок, на обратной стороне которого написано изречение А. Суворова: “Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие”.

Слайд 10. А теперь проверим, попадете ли вы в “десятку” или в “молоко”.

Перед вами “мишень”, в каждом из 4 секторов которой радиально записана последовательность чисел. Необходимо установить закономерность и определить число, записанное в центре “мишени”. Как говорил Суворов “Стреляй редко, но метко”.

(В это время расшифровка секретного донесения другими членами команды. )

С глубокой древности в военном деле применялись различные способы передачи информации, в том числе и такие, которые не доступны для понимания противником. История использования различного рода кодов для шифровки сообщений насчитывает тысячелетия. Вспомним, что математику Ф. Виету(1540-1603) удавалось с большой легкостью разгадывать шифры, использовавшиеся испанским королем для передачи секретных сведений, направляемых посланнику при французском дворе и некоторым другим лицам.

Наложив дешифратор на донесение, с помощью поворота дешифратора на 900 прочитайте изречение.

(Дешифратор - пластинка, из которой удалены тёмные ячейки. Необходимо удачно подобрать первое наложение).

               
               
               
               
               
               
               
               

 

Я Ш Г И С Е Х Д
С А Т О С М В М
П Е О Ы О Т С М
Р М М О И Р О Я
А Б Я З Г Н В В
О У И Л С Ч Т И
И Я Т М Я Е Е Т
С С Н Й Р А Е Л

Слайд 11. Вопрос для болельщиков.

Посередине равнины находится круглое, глубокое озеро. Диаметр его составляет 100 метров. В середине озера есть остров, на нём растёт дерево. У берега озера тоже растёт одно дерево. Человек, не умеющий плавать, хочет попасть с берега на остров в середине озера. У него есть верёвка, длина которой 120 метров.

Каким образом с помощью этой верёвки человек может переправиться на остров?

Ответ (по щелчку): привязать один конец верёвки к дереву на берегу, обойти остров и привязать верёвку к тому же самому дереву. Получится сдвоенная верёвка для переправки на остров.

Как говорится, минер ошибается только раз. Но здесь потребуется не только осторожность, но и смекалка.

Слайд 12: На карте указать путь заминирования мостов, так, чтобы не пройти по мосту дважды.

(Смотреть приложение 2)

Итоги дешифровки: Слайд 13. “Геометрия является самым могучим средством развития наших способностей”. И в этом нам предстоит сейчас убедиться.

Слайд 14. Следующее задание: У вас в руках линейка и фотография объекта, высоту которого необходимо определить.

Как это можно сделать?

(Применить подобие, учитывая средний рост человека на фото и выполненные измерения.)

(Смотреть приложение 2.)

Другие возможные вопросы:

Как с помощью школьного треугольника определить здания высоту?

Как с помощью палки измерить высоту телебашни в солнечную погоду?

(Этот способ был предложен для измерения высоты пирамид.))

Математическая логика – раздел математики играет важную роль в вопросах обоснования математических расчетов, находит многочисленные приложения в вопросах конструирования. Логическое мышление – это одно из важнейших качеств, ведущих к успеху в военном деле.

Слайд 15. Софизм (от греческого “мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость”) - ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным.

Докажем :"Пять равно шести". Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. В каждой части этого тождества вынесем за скобки общий множитель: 5·(7+2-9)=6·(7+2-9). Теперь, разделив обе части полученного равенства на их общий множитель (7+2-9), получим, что 5=6.

Найти ошибку.

Ошибка: Она допущена при делении верного равенства 5 * (7+2-9) = 6 * (7+2-9) на число 7+2-9, равное нулю. Этого нельзя делать, так как любое равенство можно делить только на число, отличное от нуля.

Воображение, моделирование ситуации помогает военным начальникам добиться успеха.

Следующее задание вам поможет выполнить не только ваше воображение, но и знание свойств геометрических фигур.

У вас в руках лист бумаги. Как с помощью одних ножниц вырезать ромб? (Использовать свойство перпендикулярности диагоналей, сложить лист вчетверо и отрезать угол.)

Участники игры показали смекалку, находчивость, сплочённость, взаимовыручку и конечно хорошую математическую подготовку, Надеемся, всё это пригодится им в жизни. И прежде чем будут оглашены итоги игры, хочется вновь привести слова А.В.Суворова.

Слайд 16

  • “Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.
  • Мы русские, мы все одолеем.
  • Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству”.