Технологическая карта урока окружающего мира на тему "На суше – как дома". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, любви и бережного отношения к окружающей природе, Родине
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развивать умения извлекать информацию об особенностях строения и образа жизни пресмыкающихся из схем, иллюстраций, текстов, видеофрагментов
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы о взаимосвязи внешнего строения и образа жизни пресмыкающихся и земноводных от среды обитания
  • развивать умения выделять и формулировать проблему, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы
  • развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • актуализировать знания об особенностях строения и образа жизни земноводных
  • создать условия для включения учащихся в деятельность по   ознакомлению с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся
  • сформировать представление о происхождении пресмыкающихся
  • обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных, формирование умений выявлять черты приспособленности пресмыкающихся к  жизни на суше
  • познакомить с многообразием пресмыкающихся в природе

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. 3 класс, демонстрационные модели

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности Эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм.

Эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм.
– Ребята! Очень рада вас видеть.  Посмотрите в окно: сегодня пасмурный  (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать?
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением. И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! (Презентация. Слайд 2)

Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!
– Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?
– Я уверена, что у нас сегодня всё получится!
– Нас ждет увлекательное путешествие в мир природы.

 

 

– улыбнуться

 

улыбаются друг другу

 

 

 

 

 

вступают в диалог
пожелания одноклассникам

Личностные: самоопределение к деятельности, выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

– Угадайте, о каких животных идет речь: это позвоночные животные, живущие и в воде и на суше (Слайд 3)
– Давайте вспомним основные признаки, характерные для земноводных (фронтальная работа Слайд 4)

Признаки                          

Земноводные

Кожа   

голая, покрытая слизью

Дыхание     

кожное и легочное 

Температура тела       

непостоянная (холоднокровные)

Где размножаются

в воде

Среда обитания                  

на суше и в воде

– Назовите признаки, которые дают возможность земноводным обитать в воде

 

 

– Назовите признаки, которые дают возможность земноводным обитать на суше
– Чем объяснить, что земноводные не удаляются от водоёмов?

 

 

– Молодцы, а вот,  чтобы узнать, о каких животных мы будем говорить сегодня, совершим путешествие во времени. На чем отправимся в путь? Даем обратный отсчет 10, 9, 8 …пуск! (Слайд 5 видеоролик otschet)

– земноводные

 

 

 

 

 

 

 

 

– голая кожа, покрытая защитной слизью, кожное дыхание, плавательные перепонки, размножение в воде
– легочное дыхание, ноги с гибкими суставами, внутренний скелет
– это можно объяснить, тем, что у земноводных кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу и она должна быть влажной

– на машине времени
хором: 10, 9, 8…пуск!

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний, анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
оценивание (сравнивание с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
формирование умения доносить свою позицию до других; оформление своих мыслей в устной речи.

Постановка учебной задачи.
Целеполагание

– В какое время мы попали?
– Как определили?
– Посмотрите на схему. Каких животных вы увидели рядом с динозаврами? (Слайд 6)
–  Какие они по сравнению с динозаврами? Некоторые виды динозавров достигали гигантских размеров: были длиной до 30 метров и массой до 50 тонн
 – Сейчас встречаются динозавры? Почему?

 

– До наших дней немногие представители этих животных сохранились. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадки. (Слайд 7)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала,  а хвост в руках!

Шелестя, шурша травой
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел

– На прошлом уроке вы изучали группу земноводные, а это представители другой группы. К какой группе животных относятся эти представители?
Целеполагание
– Можем ли ответить на этот вопрос?
– Какая цель урока?

 

– Что нужно сделать, чтобы узнать к какой группе животных относятся ящерица и змея? (определение задач урока, планирование работы)

– в доисторическое
– увидели динозавров
– жираф, слон

– маленькие
– динозавры вымерли в результате  изменения климата – похолодание, нехватка пищи, динозавры – холоднокровные животные, не смогли выжить в этом климате

 

 

– ящерица

 

– змея

 

 

– нет
– выяснить, к какой группе животных относятся ящерица и змея

1.  Определить название группы
2.  Выделить существенные признаки представителей этой группы
3.  Определить, какие ещё животные могут входить в эту группу

Коммуникативные:
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: фиксирование совместно с учителем учебной проблемы, определение области знания и незнания, способа действия, планирование (составление плана и последовательности действий)
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

«Открытие» нового знания
Решение учебной задачи

Решение первой задачи
– Давайте определим, как она называется группа животных, к которой относятся ящерица и змея. А видеофрагмент, я думаю, нам поможет.  (Слайд 8 видеоролик dvizenie)
– Как передвигаются эти животные?
– Рассмотрите скелеты животных. Как вы думаете, это скелеты каких животных?  (Слайд 9)
– Рассмотрите внимательно скелет ящерицы. Как расположены ее лапы? Разведите полусогнутые руки по бокам от туловища. Вам нужно двигаться вперед. Покажите, как вы будете передвигаться.
– Рассмотрите скелет змеи. А как может передвигаться змея?
Физминутка (Слайд 10 видеоролик fizminutka)
– Давайте подвигаемся, как в природе двигаются эти животные
 Такие разные животные образуют группу животных, которых называют… Может быть,  кто-то догадался, как называется эта группа животных? Животные ползают, пресмыкаются… (Слайд 11)
– Теперь нам понятно название группы животных. Прочитайте тему нашего урока. – Предположите, почему об этих животных так сказано? (Слайд 12)

– Какой возникает вопрос?

 

– Выскажите ваши предположения.
–  Приходилось ли вам трогать ящериц? А змей? Какие они на ощупь?
– Вот и у наших героев возник спор по этому поводу. Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 100. Рассудите, кто из них прав.
– Почему они оба правы? Что нового узнали о пресмыкающихся?

 

– По рисункам на с.101 и 102 сравните разнообразие пресмыкающихся нашей страны и жарких стран. Какой вывод можете сделать?
– Какой возникает вопрос?
– Ваши предположения?
Решение второй задачи
– Вопросы перед нами поставлены, гипотезы (предположения) выдвинуты. Пришло время доказать или опровергнуть нашу точку зрения. Что нам в этом может помочь? Изучаем статью «Пресмыкающиеся» (учебник на с.100 – 101) и заполняем таблицу. Работать будем в парах.
(Слайд 13)
Возвращение к сравнительной таблице с земноводными. Проверка (упражнение на классификацию
http://LearningApps.org/watch?v=phgno4pp201)

 

 

 

– Среди пресмыкающихся есть представители, которые обитают в воде. Кто же это? (Слайд 14)

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто на встречу поплыл,
Всех проглотил…

Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги

– Эти животные обитают в воде, хотя черепахи бывают как водные, так и сухопутные
– Почему же их относят  к пресмыкающимся? Попробуйте доказать это, изучив этих животных. На парте листы с текстом. Работаем в парах.
– Так почему крокодила и черепаху относят к пресмыкающимся?
– Почему пресмыкающиеся смогли освоить сушу, а земноводные – нет? Какие особенности пресмыкающихся помогли им приспособиться к жизни на суше?
– Возвращаемся ко второму вопросу: почему пресмыкающихся так много в жарких странах? Наши предположения подтвердились?

Решение третьей задачи

– В природе насчитывается  8734 видов пресмыкающихся. Предлагаю немного отдохнуть и посмотреть  на этих удивительных животных! (Слайд 15 видеоролик vmire)

 

просмотр видеоролика

 

– ползают, извиваясь всем телом
– змеи, ящерицы

– по бокам тела
учащиеся имитируют движение ящерицы

– ползая, извиваясь всем телом

учащиеся имитируют движение животных

– пресмыкающиеся, рептилии

 

читают тему урока
– эти животные отлично приспособились к жизни на суше и расселились далеко от воды
– какие особенности пресмыкающихся помогли им приспособиться к жизни на суше?
высказывания учащихся

 

читают  диалог, высказывают предположения
– пресмыкающиеся – холоднокровные животные. Когда холодно, они впадают в оцепенение, а на солнце становятся теплыми и оживают
– пресмыкающиеся особенно разнообразны в жарких странах)
– почему пресмыкающихся так много в жарких странах?
высказывают предположения

учебник
учащиеся изучают статью в учебнике, работая в паре, заполняют таблицу, проверяют правильность заполнения таблицы

крокодил

 

– черепаха

 

учащиеся изучают предложенные тексты
доказывают по признакам

– пресмыкающиеся и их зародыши защищены от высыхания, им не нужны для размножения водоемы.

–  в жарких странах круглый год тепло, пресмыкающиеся не впадают в спячку, не теряют своей активности, поэтому там их особенно много

просмотр видеоролика

Регулятивные:
оценивание результата своей деятельности.
Коммуникативные: умение  вступать в диалог, инициативное сотрудничество с учителем, сверстниками
Познавательные: самостоятельное осуществление  поиска информации; перерабатывание полученной информации: сравнивание и группирование фактов и явлений, формулирование  выводов на основе обобщения знаний.

Закрепление знаний

– Раньше земноводных и пресмыкающихся путали, часто объединяли в одну группу и называли гадами. Догадайтесь, по какому признаку их легко различить?
– Выполним задание 4 на с. 103.

 

– кожа

самостоятельное выполнение задания учащимися, аргументирование

Коммуникативные:
умение  вступать в диалог
Познавательные: самостоятельный  поиск и переработка информации; выводы Регулятивные: контроль, оценка

Самостоятельная работа с самопроверкой

– Наше путешествие подходит к концу. Вы хорошо потрудились,  и я вам предлагаю проверить, хорошо ли вы разбираетесь в теме нашего урока
– На экране будут высвечиваться вопросы и три варианта ответа. Ваша задача выбрать правильный ответ и поднять карточку с соответствующим номером.
(Слайд 16 викторина http://LearningApps.org/watch?v=pn5vte6g101)

 

 

учащиеся действуют в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

Итог урока

–  Давайте подведем итоги урока.
–  Какая тема урока?
– Какую цель перед собой поставили?

– Что нового помогли узнать поставленные на урок задачи?
 
 – Так почему пресмыкающиеся смогли освоить пустыни, а земноводные нет?

 

– На суше – как дома
– выяснить, к какой группе животных относятся ящерица и змея
высказывания учащихся с опорой на план работы
– пресмыкающиеся приспособились жить в тёплых странах: они откладывают яйца, у них кожа сухая и состоит из щитков, они активны, если тепло

Регулятивные:
Оценка  своих  достижений на уроке в личностном плане.

Рефлексия

– Прошу проанализировать свою работу на уроке и продолжить фразы:
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…
теперь я могу…у меня получилось …меня удивило…
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Вы сегодня молодцы и нам снова улыбается солнышко – значит,  мы справились с   поставленной задачей.
(Слайд 17)

высказывания учащихся

Личностные:
самооценка на основе критерия успешности Регулятивные:
осуществление итогового контроля, оценивание результатов деятельности, формирование адекватной самооценки

Д/з

Разгадать кроссворд (http://LearningApps.org/watch?v=p30duwioc01)
По желанию – найти интересную информацию о любом представителе класса пресмыкающихся

Учащиеся задают уточняющие вопросы (по необходимости)

Регулятивные: следовать плану  реализации учебной задачи
Коммуникативные:
сотрудничество со сверстниками