Цель:
- закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры;
- закрепить навыки чтения слов и предложений;
- дифференцировать термины «звук» и «буква»;
- обобщить знания и умения учащихся по темам: «Слог», «Предложение»;
- расширять словарный запас школьников;
- развивать кратковременную и долговременную память;
- воспитывать чувство товарищества и партнёрства в игровой и учебной ситуации.
Оборудование: буквы в конвертах, карточки со словами и предложениями, шапочки-маски к сказкам «Репка» и «Курочка Ряба», ножницы, загадки слов на карточках, ребусы, предметные картинки, эмблемы с названиями команд, воздушные шарики, разноцветные символы звуков, сигнальные карточки с цифрами, слайды с изображением различных предметов, табличка со словом жюри.
(Каждый конкурс оценивает жюри.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети распределяются на две команды. (2-3 классы)
2. Приветствие (Домашнее задание)
Ведущий: Всем, всем, всем! Начинаем КВН!
Команда «Знайки»
Мы пришли на этот праздник,
Чтобы не лениться,
На вопросы отвечать, петь и веселиться.
Мы соперникам своим
«Грамотеям» говорим:
«С вами мы сразимся
И так просто не сдадимся!»
Команда «Грамотеи»
А мы команде «Знайки»
Шлём пламенный привет
И от души желаем
Знать правильный ответ.
3. Разминка. (Состоит из 4-х конкурсов.)
Логопед: Я задам сейчас вопросы. Отвечать на них не просто.
(Отвечает тот, кто первым поднимет сигнальную карточку или флажок.)
1-ый конкурс
Загадки.
1. Черные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их угадает? (Буквы.)
2. 33 родных сестрицы
Писаных красавицы
На одной живут странице
А повсюду славятся! (Буквы.)
3. Что находится между дверью и стеной? (Буква – И.)
4. Чего нет в России
Найдётся в Москве,
Нет в Петербурге,
А видно в Неве? (Буква – В.)
5. Чёрный Ивашка-деревянная рубашка,
Где носом пройдет, там заметку кладет. (Карандаш.)
6. Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
2-ой конкурс
Задание на слуховое внимание.
Логопед: Я прочитаю стихотворение для каждой команды, а вы должны назвать звук, который повторялся чаще других в стихотворении. (Стихотворение на усмотрение учителя – логопеда.)
3-й конкурс
Игры с буквами
Логопед: Кто быстрее и без ошибок выполнит задание. Нужно выложить слова из данных букв. (Набор нужных букв для членов каждой команды в конвертах).
«Знайки» «Грамотеи»
шаг шум
каша шуба
Маша Даша
кошка мышка
4-ый конкурс
Конкурс чтецов
Чтение скороговорок (Каждая команда по очереди читает чистоговорки-скороговорки, выученные в течение учебного года, а жюри выставляет итоговый балл.)
5-ый конкурс
Инсценировка. (Домашнее задание.)
1. Инсценировка.
«Знайки» (Сказка «Репка»).
«Грамотеи» (Сказка « Курочка Ряба»).
2. Подбери слово к инсценировке
(Каждая команда должна найти слова к своей инсценировке. Слова написаны на карточках.)
6-ой конкурс
Музыкальный (Домашнее задание.)
«Знайки» – песня «Улыбка».
«Грамотеи» – песня «Кузнечик».
7-ой конкурс
Слайд-шоу (Демонстрация изображений различных предметов на усмотрение учителя – логопеда.)
Вопросы к изображениям на слайдах.
Например: какого цвета было платье на кукле? Все вопросы должны быть связаны с развитием зрительного внимания.
8-ой конкурс
Конкурс капитанов
1. Сколько звуков в слове? (Капитаны поднимают карточки с цифрами от 1 до 9.)
2. Сколько слогов в слове?
«Знайки» Слова: зонт у-ши бу-ма-га па-ро-хо-ды
«Грамотеи» волк у-сы На-та-ша ку-ку-ру-за
3. Выложить звуковую схему к слову дельфин. Кто быстрее?
4. Загадки слов (по картинкам). По первым звукам названий картинок угадать слово.
5. Разделить предложения на слова с помощью ножниц.
Кошкаловитмышей. Кошка ловит мышей.
Мамапьётчай. Мама пьёт чай.
Игра со зрителями.
1. Прочитать слова:
Ребусы
ак3са гос1 сес3чка 7я
100янка ли100к р1а 100лица
2. Игра «Счастливая буква»
Каждый ребёнок получил в начале занятия по букве. Счастливая буква была спрятана заранее в воздушном шарике. Необходимо лопнуть воздушные шарики иглой и узнать счастливую букву. Счастливчик получает сладкий приз. Придумать слова с этой буквой в начале слова.
3. Загадки
Сильная метель, снежная буря. (Вьюга.)
Загородный дом для летнего отдыха. (Дача.)
Ломтик хлеба с колбасой, маслом и т. д. (Бутерброд.)
Помещение для стоянки автомобиля. (Гараж.)
Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)
Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Детёныш овцы. (Ягнёнок.)
Место, где приготавливают по рецепту и продают лекарства. (Аптека.)
Итог
Мы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра!
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
(Желательно, чтобы у жюри к концу КВНа было одинаковое количество баллов на каждую команду.)
Награждение победителей