Урок окружающего мира на тему "Природные зоны России. Тундра"

Разделы: Начальная школа


УМК (авторы):  «Школа России», А.А. Плешаков

Тип урока: Открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): показывать тундру на карте природных зон России; иметь представление о природе зоны тундры (неживая природа, животные, растения);  моделировать цепи питания; иметь представление об освоении природных богатств человеком и его влияние на окружающую среду.

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД):

Познавательные:
— раскрывать значение понятий «тундра», «ягель», «лемминг», «северный олень», «многолетняя мерзлота», «Таймырский заповедник» и др. и использовать их в активном словаре;
— определять место природной зоны на карте;
— определять климатические особенности тундры и обосновывать своё мнение;
— определять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры и обосновывать своё мнение;
— раскрывать хозяйственную деятельность человека и её влияние на тундру, обосновывать свое мнение.
Коммуникативные:
— адекватно использовать речевые средства для представления результата;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
 формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
 конструктивно взаимодействовать с партнёром  в паре;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в группе.
Регулятивные:
 выполнять задание в соответствии с целью;
— выполнять самопроверку, корректировку и оценку учебного задания;
 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Личностные (личностные УУД):
— проявлять понимание своей успешности при изучении темы;
— проявлять интерес к многообразию природных зон России;
— проявлять бережное отношение к природе.

Образовательная цель: способствовать формированию представления о природной зоне тундры.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес к природе России.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Педагогические технологии (техники): системно-деятельностный подход

Методы обучения: частично-поисковый; беседа; работа с учебником; демонстрация.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 4 класс; презентация к уроку (Приложение 1); карта «Природные зоны России»

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

Организационный
2 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на успех.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, высказывают свои предположения.

– Каким вы видите сегодняшний урок?
Слайд 2
– Чтобы урок таким получился, что для этого нужно нам сделать?
– Я желаю вам хорошей работы и новых знаний.

Коммуникативные:
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проверка домашнего  задания
4 мин.

Организует диалог с обучающимися, в результате которого проводится проверка домашнего задания

Выполняют задания теста, проводят самопроверку, самооценивание

С особенностями какой природной зоны познакомились на прошлом уроке?
– Как еще её называют?
– Проверим, какими вы были внимательными читателями дома. Выполните тест (Приложение 2)
Тест «Арктика»  (да, нет)
«да» – Х,    «нет» – О
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
3. В ледяной зоне растут лишайники, мхи, полярные маки.
4. В Арктике обитают животные: бобры, хомяки, суслики.
5. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
6. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи базары».
7. Территория зоны густо заселена людьми.
 Слайд 3

Регулятивные:
 выполнять задание в соответствии с целью;
— выполнять самопроверку, корректировку и оценку учебного задания.
Личностные:
— понимать свою успешность при изучении темы.

Постановка темы и цели урока
3 мин.

Организует разгадывание кроссворда с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и некоторые задачи урока

Разгадывают кроссворд; формулируют тему и некоторые задачи урока

Вопросы к кроссворду: (Приложение 2)
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с необычным красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
4. Арктика – царство снега и …
5. Растения, живущие в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
Ключевое слово – тундра
Слайд 4

– Какова тема урока?
– Поставьте задачи.
– Что хотелось бы узнать?
Слайд 5

Регулятивные:
 выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Совместное открытие нового знания
27 мин

Предлагает повторить план изучения природной зоны

 

 

 

 

 

 

Указывает объект наблюдения (предлагает найти тундру на карте),

 

 

 

Раздает задания группам, проводит короткий инструктаж по выполнению задания, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие обучающихся в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дает рекомендации по заполнению таблицы

 

 

Вызывает представителей групп к доске для представления результата работы, сам комментирует или просит прокомментировать кого-то из обучающихся.

 

Предлагает принять участие в игре

 

 

 

 

Раздает задания парам по рядам, проводит короткий инструктаж по выполнению задания, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие учащихся в парах.

Вспоминают, воспроизводят план изучения природной зоны

 

 

 

 

 

Находят тундру на карте, описывают её географическое положение, строят высказывания о климатических условиях

 

 

Находят нужную информацию в тексте учебной статьи, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают сообщения одноклассников, принимают  и осмысливают  информацию, заполняют таблицу

Представляют свою работу классу.

 

 

 

Читают, осмысливают, находят лишнее понятие.

 

Обсуждают, составляют цепи питания, представляют результат своей работы.

1  План изучения природной зоны:

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
  3. Использование природы данной зоны человеком.
  4. Экологические проблемы и охрана природы

Слайд 6
Работа по карте природных зон России  Слайд 7
– Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?
– В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

 

Работа в группах (Приложение 2)
1 группа – особенности природных условий.
Дополните рассказ словами из текста с. 84-85 и озвучьте.
Зима в тундре ( долгая и суровая). Лето (короткое и прохладное). Часто бывают летом (заморозки). Круглый год дуют (сильные ветра), свирепствует (пурга).
За короткое лето поверхность тундры оттаивает на (небольшую глубину). Ниже лежит слой (многолетней мерзлоты). В тундре очень много (болот и озёр), а почва (влажная). В тундре очень (суровые) условия для всего живого.
2 группа – Растительный мир.( с. 88)
Найдите ответы на вопросы в тексте и озвучьте.
1 Какие растения растут?
2 Как растения приспособились к суровым условиям? (корни, листья, стебли)

3, 4 группы – Животный мир. (птицы и звери) (с. 88-90)
Найдите ответы на вопросы в тексте и озвучьте.
1 Какие птицы (звери) обитают в тундре?
2 Как приспособились к жизни?

5 группа – Значение для человека (с. 90-91)
Найдите ответы на вопросы в тексте и озвучьте.
1. Каково основное занятие северных народов?
2. Какие полезные ископаемые добывают в тундре?

6 группа – Охрана природы (с. 91-92)
Найдите ответы на вопросы в тексте и озвучьте.
1. Какой вред наносит хозяйственное освоение тундры?
2. Какие животные занесены в Красную книгу?

Таблица

Тундра

Положение на карте

 

Природные условия

 

Растения

 

Животные

 

Деятельность человека

 

Слайды 8, 9, 10

Первичное закрепление
– Игра «Третий лишний»
1. Лишайник, орешник, мох.
2. Голубика, брусника, земляника.
3. Карликовая пальма, карликовая берёзка, карликовая ива.
4. Журавли, лебеди, павлины.
5. Белый петух, белая куропатка, белая сова.
Слайды 11, 12, 13, 14, 15

Работа в парах.
– Составьте модель цепи питания, характерной для тундры

Слайд 16

Личностные:
— проявлять интерес к природным зонам России;
— проявлять бережное отношение к природе.
Познавательные:
— раскрывать значение понятий «тундра», «ягель», «лемминг», «северный олень», «многолетняя мерзлота», «Таймырский заповедник» и др. и использовать их в активном словаре;
— определять место природной зоны на карте;
— определять климатические особенности тундры и обосновывать своё мнение;
— определять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры и обосновывать своё мнение;
— раскрывать хозяйственную деятельность человека и её влияние на тундру, обосновывать свое мнение.
Регулятивные:
 выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные:
 формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
 конструктивно взаимодействовать с партнёром  в паре;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в группе.

Подведение итогов
Рефлексия
3 мин

Дает начало фраз, предлагает закончить, оценив полученную информацию и свою работу на уроке

Заканчивают фразы, оценив свою работу и полученные знания на уроке

– Выскажите свое мнение об уроке, опираясь на фразы:

  • Я узнал(а)…
  • Самым удивительным оказалось …
  • Мне бы хотелось …

Слайд 17
– Какой урок мы получили в итоге?

Личностные:
 проявлять понимание своей успешности при изучении темы.
Регулятивные:
 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.

Домашнее задание
1 мин

 

 

С. 83-94 чит., составить рассказ о тундре используя таблицу;
найти интересные факты о жителях тундры
Слайд 18

 

Литература:

  1. Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, Просвещение, 2014г, 4класс.
  2. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Т.Н. Максимова, Москва: ВАКО, 2015.