Цель: познакомить с памяткой анализа слова по составу.
Задачи:
1. Помочь учащимся освоить способ действия при разборе слова по составу
2. Учить выполнению каждой из необходимых операций, приучать к осознанному выделению частей слов.
УУД
П.: Осознавать необходимость новой информации, черпать ее из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представлять ее в схематической форме. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала, работать с моделями, строить несложные рассуждения, делать выводы, обобщать полученные сведения.
К.: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательные отношения к собеседникам.
Р.: Осознавать и принимать учебную задачу, планировать свои действия, выполнять действия в материализованной, речевой или умственной форме, контролировать процесс и результат своей и чужой деятельности, вносить коррективы, оценивать свои достижения.
Л.: Представление о богатых возможностях русского языка, появления элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от сознания своих достижений.
Оборудование к уроку:
у учащихся: учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” тетрадь-задачник к учебнику русского языка;
у учителя: мультимедийная установка, карточки для работы в группах.
1. Орг. момент
Настрой на эффективную работу на уроке.
Сегодня урок должен быть интересным и полезным. Что для этого требуется от каждого? ... Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться.
2. Планирование работы на уроке
Я предлагаю такой план работы на уроке
План
- Повторим...
- Узнаем новое (новая памятка)...
- Удивимся...
- Потренируемся...
- Узнаем интересное...
3. Актуализация знаний
- С какими частями слова мы познакомились?
- Какая часть слова главная? Почему?
- Зачем в слове нужно окончание? Приставка? Суффикс?
- Как найти окончание? Корень? Приставку? Суффикс?
4. Проверка домашнего задания
Выделить корень и соединить с суффиксом
^ с носиком к ^ с глазками еньк маленькими ^ ик у зверька с ушками
4. Мотивация. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.
Зачем нам знать строение слова? ...
- Как вы думаете, можно ли посмотреть на слово и сразу сказать, как оно устроено? ...
- Давайте проверим ваши предположения. С. 116.
погремушка ушко (цветом выделены созвучные части)
Упр. 531. Запишем эти слова в тетрадь
Как вам кажется – есть в этих словах одинаковая часть или нет? ? На первый взгляд, есть, хотя надо проверить. А что для этого нужно сделать? ...
(Нужно узнать полное строение слова)
Нам не приходилось еще узнавать строение всего слова. Знаете ли вы, как правильно, последовательно действовать? ... Хотите узнать?
Что же нам сегодня предстоит узнать нового? (выяснить, в каком порядке нужно разбирать слово по составу)
Мы не просто это выясним, а составим памятку, как это делать.
6. Физминутка
7. Изучение нового материала. Знакомство с порядком анализа состава слова
(На доске основа памятки “Как узнать строение слова?” Перед глазами учеников – название памятки и 5 цифр, подсказывающих количество действий.)
Прочитайте в названии памятки вопрос, на который нам предстоит ответить.
- Какими значками обозначена памятка? Догадались, какие слова спрятались за этими буквами? (строение слова)
- Посмотрите: сколько действий нужно выполнить? (5) Какое же первое? (карточка)
Вернемся к словам погремушка и ушко, выделим в них окончание. Как будем действовать? (изменим слова) Выделим окончание.
- Почему звук слышим одинаковый, а окончания разные? ... Проверим.
- С какого же действия начинается выяснение строения слова? (с нахождения окончания). Что мы сделали, чтобы выделить окончание? ...(изменили слово)
- Какое второе действие? ...
- Что будем делать, чтобы выделить корень? ... (подбирать однокоренные слова) С помощью однокоренных слов выделяется корень в словах погремушка и ушко (во втором слове обращаем внимание на чередование).
Узнаём третье действие. (Читаем вслух и прикрепляем) В одном из слов отмечается приставка. Выяснить, что она помогает образовать от слова греметь другое – погреметь.
- Как вы думаете, какое будет четвертое действие? (Найти суффикс) Проверим. Размещаем карточку, читаем, выделяем суффиксы в словах.
- Как будто мы нашли все части слов. Какое же пятое действие? Может быть догадаетесь? ...проверить... Давайте прочитаем на оставшейся карточке. (+)
Помните наш вопрос, из-за которого мы начали полный разбор слов погремушка и ушко? (есть ли в этих словах одинаковая часть –ушк- ?) Как теперь ответите на этот вопрос? ...
- Какой же важный вывод мы должны сделать? Нельзя “на глазок” выделять части слов. Чтобы узнать строение слова, нужно выполнить по порядку 5 действий.
8. Физминутка
9. Проверка усвоения новых знаний. Первичное закрепление
Упр. 533 (задачник)
С чем мы познакомились? Для удобства авторы разместили эту памятку в учебнике. Найдем ее. Отметим закладкой. Сможете ли выполнить все советы новой памятки? Попробуем.
Для начала, проверим, правильно ли рассуждал Костя, определяя строение слова подставка в упр. 533.
Все ли действия он выполнил? Сохранил ли порядок?
5-е действие мы выполним сами “ - или + ”
10. Закрепление способа действия по памятке для анализа состава слова Работа в группах по 4 – 5 человек
Упр. 534
- пограничник
- подорожник
- переходы
- подводное
- отбежал
- подснежники
11. Применение знаний в новой ситуации
Упр. 537
- Прочитать. Значение какого слова будем уточнять , где?
- Что интересно можно узнать о происхождении слов из текста?
- Разобрать слова по составу, пользуясь памяткой по вариантам.
Подберезовики, ножка, осинки
Подосиновики, шляпка, тоненькая
12. Контроль и самоконтроль
Разбор слов по составу из упр. 537, сравнение результатов своей работы с эталоном
13. Итог урока. Оценивание
Подведение итогов по плану.
План
- Повторим...
- Узнаем новое (новая памятка)...
- Удивимся...
- Потренируемся...
- Узнаем интересное...
Рефлексивный экран