Цель: помочь детям осмыслить понятие “счастье” применительно к самому себе, к своему возрасту, через формирование личностных универсальных учебных действий.
Задачи:
- образовательные: повышение мотивации обучающихся путём использования нестандартных задач и игрового закрепления материала; сознательное усвоение материала обучающимися.
- развивающие: совершенствование способности обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); овладение действием моделирования через развитие способности использовать знаково-символические средства;
- воспитательные: формировать умение действовать согласованно и создавать условия для самовыражения в команде, учитывая доброжелательность и уважение к окружающим тебя людям.
Методы: беседа, игровые упражнения, выполнение работы в группах, в паре, индивидуальная работа обучающихся.
Форма проведения: групповое занятие,
Участники: обучающиеся 4-х классов, ведущий педагог-психолог.
Время проведения занятия: 40-45 мин.
Материалы к занятию: ноутбук, проектор, заготовка открытки на каждого обучающегося, украшения для открытки, бланки для заданий, конверты с разрезанными карточками
Планируемые результаты.
В результате проведенного занятия у обучающихся происходит ознакомление с “относительными” понятиями, на примере понятия “счастье”, развивается умение высказывать свою точку зрения, анализировать ответ других учащихся, формируются коммуникативные навыки. Перемещаясь из жизненной ситуации в выдуманное путешествие, у обучающихся в игровой форме формируются и развиваются личностные универсальные учебные действия.
Ход занятия
Педагог-психолог: Здравствуйте, друзья мои. Очень рада видеть вас всех сегодня вместе. Пришла я к вам сегодня не просто так. Скоро Новый Год, а в новогодний праздник положено играть и дарить подарки. А еще на праздник принято дарить открытки, в которых пишут новогодние пожелания (школьникам раздаются открытки) Приложение 1.
Но посмотрите, что-то в этих открытках не так... (выслушиваются мнения школьников, о том чего не хватает в открытках). Признаюсь, что украшения для открыток я тоже для вас подготовила. Но, как будут украшены открытки, зависит от вашей активности на уроке, от того, насколько правильно вы будете выполнять задания.
Ребята, вы готовы приступать к оформлению открыток? Тогда, пожалуйста, ответьте на вопрос: что мы желаем друг другу на праздник? (Выслушиваются ответы школьников).
- Действительно, желают всего- всего и ещё счастья!
- А где это счастье? Я предлагаю поискать нам это счастье сегодня. Согласны?
- Кто подскажет как будет называться тема сегодняшнего занятия (выслушиваются мнения школьников).
- “Дорога к счастью”. Слайд 1. Презентация.
- А что мы хотим узнать в нашем путешествии? (Выслушиваются ответы школьников: что такое счастье? Каким оно бывает? Как его добиться?).
- Давайте попробуем ответить на эти вопросы в начале путешествия, а в конце сравним с результатом.
- Итак, цель нашего урока: поиск счастья для каждого из вас в вашем классе. Скажите, а что нам нужно для путешествия? (Выслушиваются мнения школьников). Правильно маршрут и компания. (маршрут по елке, компания – это обучающиеся 4 класса).
- Неслучайно наше путешествие начинается со школы. Слайд 2.
- Зачем мы ходим в школу? Знания из каких школьных предметов, вам могут понадобиться в нашем путешествии? (Выслушиваются ответы школьников).
- Сейчас с помощью ваших знаний по математике, я проверю все ли из вас готовы отправится на поиски счастья. А готовы будут те, кто у кого получится число ... скажу позже.
На пути нам будут встречаться различные “препятствия”, которые можно преодолеть, выполняя задания по теме нашего занятия. За выполненные задания вы будете получать украшения на елку и крепить их, а так же получать подсказки о том где нам искать счастье для нашего класса. (Раздаются бланки для заданий). Приложение 2.
Упражнение 1. “Число 14”. Слайд 3.
- Запишите две последние цифры года своего рождения (например, если Вы родились в 2007 году, запишите 07. Слайд 4.
- Запишите свой возраст, которого Вы достигли в 2014 году.
- Сложите эти 2 числа.
- Какое число у вас получилось?
(У всех должно получиться число 14. Если кто-то не справился с заданием, то все помогают этим школьникам, чтобы они тоже могли отправиться в путь). Слайд 5.
- И на самом деле, если бы вас не научили считать на уроках математики, возможно вы бы не узнали, что математика - это еще и мир фокусов.
Вывод: счастье — это познание чего-то нового, наслаждение самим процессом получения новой информации.
Молодцы, ребята, поэтому зарабатываете по первому украшению для своих ёлочек. Слайд 6. Двигаемся дальше.
Упражнение 2. “Шифровка”. Слайд 7.
- В выполнении этого упражнения нам понадобятся знания из русского языка. Сейчас будем работать с вами в группе. Что нужно для работы в группе? (Школьники делятся на группы по 5-6 человек, раздаются памятки с правилами работы в группе на каждый стол). Слайд 8. Приложение 3.
- Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки кодовой таблицы. Слайд 9. Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
Вывод - ответ: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой). Молодцы, ребята, зарабатываете себе еще по одному украшению для своих ёлочек. Слайд 10.
Упражнение 3. “Ситуации”. Слайд 11.
- В выполнении этого упражнения нам понадобятся знания основ религиозных культур и светской этики.
Каждой группе (команде) раздается по карточке, на которой описана та ил иная ситуация, в которой люди считают себя счастливыми. Командам после пяти минутной подготовки необходимо инсценировать описанную в данной карточке ситуацию, не используя человеческой речи. Ребята других групп должны угадать в чем счастье данной группы.
1. Человек счастлив, потому что обнаружил богатство, но не с кем не хочет делиться и мечтает о том, как купит себе машину, телефон, новые дорогие вещи...
2. Человек счастлив, потому что обнаружил богатство и ему хочется этим богатством поделиться со своими родными, оказать помощь нуждающимся людям...
3. Человек счастлив, потому что дошел до цели, которую перед собой ставил, отказываясь от помощи друзей, пренебрегая ими.
4. Человек счастлив, потому что дошел до цели, которую перед собой ставил, а по пути к цели прислушивался к советам, ценил людей, которые были с ним рядом. с собой.
Вывод: Для одних людей счастье заключается прежде всего в материальном благополучии. Но часто обзаведясь всем, что только душе угодно они не находят желаемого счастья.
Но материальная часть – это только одна из составляющих человеческого счастья, причем не самая главная. Только помощь другим может сделать человека по-настоящему счастливым.
Молодцы, ребята, зарабатываете себе еще по одному украшению для своих ёлочек. Слайд 12.
- Действительно, очень не легко и даже трудно найти счастье, почувствовать его. Поэтому люди и представляли счастье как Жар-птицу, как Синюю птицу и испытывали огромное желание поймать их и не упустить. Слайд 13, слайд 14.
- А почему именно птицей? (Выслушиваются ответы школьников).
- Правильно, потому что она может улететь. Ребята, а есть ли рецепты, как схватить счастье и удержать его? (Выслушиваются ответы школьников).
Упражнение 4. “Рецепты счастья”. Слайд 15.
- В выполнении этого упражнения нам понадобятся знания из литературного чтения и окружающего мира.
- У вас на столах есть конверты, в которых и находятся рецепты счастья, пожалуйста, подумайте и соедините их между собой. (Школьники работают в группах несколько минут с разрезанными карточками).
- Ребята, зачитайте, какие рецепты счастья у вас получились.
- Дети зачитывают по группам:
- Уметь всегда улыбаться. Получать удовольствие от помощи людям.
- Любить свою семью, своих близких. Быть смелым и решительным.
- Иметь сердечных друзей. Уметь делить радости с другими.
- Уважать слабых. Иметь пред собой цель и стремиться к ней. (и т.д.)
Молодцы, ребята, поэтому зарабатываете по ёлочной игрушке для своей ёлочки. Слайд 16.
Физкультминутка. Слайд 17.
Ребята, сегодня 1 декабря – день воинской славы. Все войны во все времена побеждали тогда когда действовали четко и слажено. Давайте представим себя солдатами и выполним одно упражнение,
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться. (Под счет выполняются наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре – всем присесть. (Приседают на корточки)
Пять — под парту заглянуть.
Шесть – на место тихо сесть.
Школьники обнаруживают под партами прикрепленные коробочки, достают их, но открыть не могут, так как на них висят замочки. Тогда ребятам предлагается по одному человеку с команды выйти и отгадать по загадке, чтобы найти ключ к своему замку.
Загадки.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и играть.Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал...Во дворе стоит грибок,
А под ним лежит песок,
Из него любой ребенок
Испечет вам пирожок!Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я
Пока ребята думают над загадками, выносится на середину кабинета песочница, в которой и спрятаны ключи. Когда коробочки открываются, там ребята обнаруживают декоративные разноцветные перья.
Педагог-психолог: Сегодня, мне хочется подарить вам эти перья счастья, как напоминание о том, что каждый человек понимает счастье по-своему. Счастье есть у всех у вас, оно в каждом из вас, оно внутри. Всё, что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Его нельзя продать, нельзя купить, его можно только вырастить в себе.
- Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на нашем занятии (школьникам раздаются теперь бумажные перья трех цетов и вывешивается плакат с контуром птицы): если все было понятно на уроке крепим синее перо к птице, если возникали затруднения - “голубое” перо, если не смогли найти для себя ответ что такое для вас счастье, то “белое” перо. Слайд 18. (В итоге получается украшенная разными оттенками синего цвета птица - плакат)
- Так, кто же мне скажет, напрасен был наш поиск? (Выслушиваются ответы школьников).
- И сейчас для многих из вас счастье в том чтобы хорошо учиться, что бы у вас были хорошие друзья, чтобы вас понимали учителя и родители. Но вы постоянно взрослеете и понятие счастья будет расширяться и меняться вместе с вами Берегите свое счастье, крепко держите его в своих руках (Раздается каждому школьнику по декоративному перу).
- А как доказательство того, что вы активно работали на уроке у вас на столах лежат украшенные новогодние открытки.
- С праздником вас всех, ребята, с наступающим Новым годом! До новых встреч! Слайд 19.