Правильные и неправильные дроби

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Авторы учебника: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия обучающимся:

• для вывода определения правильной и неправильной дроби;
• для формирования умений определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;
• для формирования навыков сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.

Развивающие:

Создать условия:

• для развития мыслительной деятельности обучающихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
• для развития умения самоконтроля и самооценки обучающихся.

Воспитательные:

Создать условия:

• для воспитания дисциплинированности на уроке через вооружение обучающихся техникой учебной работы;
• для критического отношения к своему труду;
• для воспитания внимательного отношения друг к другу при работе в парах и группе.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).

Цель этапа: обеспечить мотивационную готовность обучающихся, включить их в учебную деятельность.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
- Настраивает учащихся на урок

Дети, Вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

(Слайд 1) – Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Ребята, какой раздел математики мы изучаем?

- Прочитайте дроби

 

(Да!)

(Да!)

(Да!)

(Нет!)

(Да!)

(Да!)

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях.

- Обыкновенные дроби.

На слайде 1 прочитывают указанные дроби

Личностные: формирование творческой инициативности и активности.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов.

Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

(Слайд 2)

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – ..., знайте,
Под чертою - ...
Дробь такую, непременно,
Надо звать - ...

- Дробь означает, что целое поделено на ...,

А взято таких долей...

- А сейчас, благодаря знаниям по теме “Обыкновенные дроби”, вы узнаете интересные факты. Я предлагаю вашему вниманию следующие задачи (Слайд 3):

- голова человека составляет размера тела. Какова будет длина головы, если рост человека 168 см?

- повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день: с 9 до 13 часов дня и с 19 до 21 вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил?

- Как вы думаете, мы с вами уже все знаем об обыкновенных дробях?

- Поэтому я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное о дробях.

 


- числитель
- знаменатель
- обыкновенной.

7 долей

3

Обучающиеся находят дробь от числа в первой задаче и часть числа во второй задаче.

 

 

 

 

 

 

 

- Нет

 

2.Актуализация знаний  и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой ситуации.

Цель этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; создать проблемную ситуацию.

Деятельность учителя Деятельность ученика                     УУД
Задание: из цифр 2, 5, 7 составьте все возможные обыкновенные дроби.

Сколько получилось дробей?

(Слайд 4) - На какие группы можно разделить данные дроби и по какому признаку? Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель..

(работа в группах)

Группа, первая справившаяся с заданием, называет дроби; остальные группы в случае необходимости дополняют или исправляют ответы.

Познавательные: сравнивать различные объекты, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективные решения

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Предметные: дать понятия правильной и неправильной дроби, научить сравнивать правильную дробь с неправильной.

3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: сформировать способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Вернуться к задаче 1 (какова длина головы) и поработать над схемой. (Слайд 5)

-Ребята, сформулируйте тему урока (Слайд 6)

– Какие задачи поставим перед собой?

Рассуждения по схеме

“Правильные и неправильные дроби”, записывают ее в тетрадях.

Называют общие и конкретные задачи, как для урока, так и для себя.

Общеучебные: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

4. Первичное закрепление

Цель этапа: тренировать способность работы с дробями, зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Первичная проверка понимания

Предлагается выполнить первое задание “Собрать картинку из частей, на которых написаны правильные дроби” (Слайд 7)

Предлагается выполнить второе задание “Загрузить в поезд неправильные дроби” (Слайд 8)

Физминутка.

- Вы на славу потрудились и немного утомились

Дружно встать нам всем пора, начинается игра!

 

Проговорить определение правильной дроби, а затем выполнить задание.

Проговорить определение неправильной дроби, а затем выполнить задание.

 

 

Если дробь правильная – кивают головой.

Если дробь неправильная, где числитель больше знаменателя – прыжки на двух ногах.

Если дробь неправильная, где числитель равен знаменателю – 1 хлопок в ладоши.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Познавательные: сравнивать различные объекты, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Предметные: научиться распознавать правильные и неправильные дроби, использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении.

Первичная проверка понимания (продолжение)

- Расположите дроби ,, на координатном луче.

Учителем выдается памятка каждому обучающемуся и предлагается работа в паре (на каждой парте печатный вариант карточки на сравнение дробей).

- Обведите правильные записи: < 1; >;

> 1; = 1; =; < 1; = ;

1 <; 1 >.

 

Фиксируют на магнит дробь на координатном луче; делают вывод, как расположена координата по отношению к 1.

(Парная работа) обучающиеся находят правильные записи сравнения дробей и обводят их в тексте. После выполнения работы проверяют свои ответы, исправляют допущенные ошибки и оценивают свою работу в паре.

Физминутка (гимнастика для глаз), показывается на мультимедиа. Обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.

5. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Записать домашнее задание.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Перед вами цепочка из слогов и букв. Вы прочтете слово, выполнив задания теста: должны поставить соответствующий знак “+”, если согласны с утверждением или “-”, если не согласны.

Правильная дробь не может быть больше 1. (+)

– это правильная дробь. (-)

Неправильная дробь больше или равна 1.(+)

– это неправильная дробь. (-)

Неправильная дробь всегда больше правильной.(+)

МО + ЛОК – К + ДЕР - Р + Ц (МОЛОДЕЦ)

Соглашаются или не соглашаются с утверждением, ставят знаки “+” и “-” между слогами и буквами. Читают получившееся слово. (Молодец!)

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы:

  • Сегодня на уроке я повторил...
  • Сегодня на уроке я узнал...
  • Сегодня на уроке я научился...
  • Что не получилось у меня и почему?
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.