Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Авторы учебника: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия обучающимся:
• для вывода определения правильной и
неправильной дроби;
• для формирования умений определять правильные
и неправильные дроби, отмечать их на
координатном луче;
• для формирования навыков сравнения правильных
и неправильных дробей с единицей.
Развивающие:
Создать условия:
• для развития мыслительной деятельности
обучающихся, умения сравнивать, обобщать и
делать выводы, умения анализировать и
устанавливать причинно-следственные связи;
• для развития умения самоконтроля и самооценки
обучающихся.
Воспитательные:
Создать условия:
• для воспитания дисциплинированности на
уроке через вооружение обучающихся техникой
учебной работы;
• для критического отношения к своему труду;
• для воспитания внимательного отношения друг к
другу при работе в парах и группе.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Цель этапа: обеспечить мотивационную готовность обучающихся, включить их в учебную деятельность.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
- Настраивает учащихся на урок Дети, Вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно всем садиться! (Слайд 1) – Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. - Открыли тетради, записали число, классная работа. - Ребята, какой раздел математики мы изучаем? - Прочитайте дроби |
(Да!) (Да!) (Да!) (Нет!) (Да!) (Да!)
Записывают в тетрадях. - Обыкновенные дроби. На слайде 1 прочитывают указанные дроби |
Личностные: формирование творческой
инициативности и активности. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
(Слайд 2) Каждый может за версту - Дробь означает, что целое поделено на ..., А взято таких долей... - А сейчас, благодаря знаниям по теме “Обыкновенные дроби”, вы узнаете интересные факты. Я предлагаю вашему вниманию следующие задачи (Слайд 3): - голова человека составляет размера тела. Какова будет длина головы, если рост человека 168 см? - повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день: с 9 до 13 часов дня и с 19 до 21 вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? - Как вы думаете, мы с вами уже все знаем об обыкновенных дробях? - Поэтому я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное о дробях. |
- числитель 7 долей 3 Обучающиеся находят дробь от числа в первой задаче и часть числа во второй задаче.
- Нет |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой ситуации.
Цель этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; создать проблемную ситуацию.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Задание: из цифр 2, 5, 7 составьте все
возможные обыкновенные дроби. Сколько получилось дробей? (Слайд 4) - На какие группы можно разделить данные дроби и по какому признаку? Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель.. |
(работа в группах) Группа, первая справившаяся с заданием, называет дроби; остальные группы в случае необходимости дополняют или исправляют ответы. |
Познавательные: сравнивать различные
объекты, осуществлять анализ с выделением
существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: уметь выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективные решения Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Предметные: дать понятия правильной и неправильной дроби, научить сравнивать правильную дробь с неправильной. |
3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: сформировать способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Вернуться к задаче 1 (какова длина
головы) и поработать над схемой. (Слайд 5) -Ребята, сформулируйте тему урока (Слайд 6) – Какие задачи поставим перед собой? |
Рассуждения по схеме “Правильные и неправильные дроби”, записывают ее в тетрадях. Называют общие и конкретные задачи, как для урока, так и для себя. |
Общеучебные: моделирование -
преобразование объекта из чувственной формы в
модель; Универсальные логические действия: построение логической цепи рассуждений. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. |
4. Первичное закрепление
Цель этапа: тренировать способность работы с дробями, зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Первичная проверка понимания Предлагается выполнить первое задание “Собрать картинку из частей, на которых написаны правильные дроби” (Слайд 7) Предлагается выполнить второе задание “Загрузить в поезд неправильные дроби” (Слайд 8) Физминутка. - Вы на славу потрудились и немного утомились Дружно встать нам всем пора, начинается игра! |
Проговорить определение правильной дроби, а затем выполнить задание. Проговорить определение неправильной дроби, а затем выполнить задание.
Если дробь правильная – кивают головой. Если дробь неправильная, где числитель больше знаменателя – прыжки на двух ногах. Если дробь неправильная, где числитель равен знаменателю – 1 хлопок в ладоши. |
Личностные: формирование
устойчивой мотивации к изучению и закреплению
нового. Познавательные: сравнивать различные объекты, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий. Предметные: научиться распознавать правильные и неправильные дроби, использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении. |
Первичная проверка понимания
(продолжение) - Расположите дроби ,, на координатном луче. Учителем выдается памятка каждому обучающемуся и предлагается работа в паре (на каждой парте печатный вариант карточки на сравнение дробей). - Обведите правильные записи: < 1; >; > 1; = 1; =; < 1; = ; 1 <; 1 >. |
Фиксируют на магнит дробь на координатном луче; делают вывод, как расположена координата по отношению к 1. (Парная работа) обучающиеся находят правильные записи сравнения дробей и обводят их в тексте. После выполнения работы проверяют свои ответы, исправляют допущенные ошибки и оценивают свою работу в паре. |
|
Физминутка (гимнастика для глаз), показывается на мультимедиа. | Обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса. |
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Записать домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Перед вами цепочка из слогов и букв. Вы
прочтете слово, выполнив задания теста: должны
поставить соответствующий знак “+”, если
согласны с утверждением или “-”, если не
согласны. Правильная дробь не может быть больше 1. (+) – это правильная дробь. (-) Неправильная дробь больше или равна 1.(+) – это неправильная дробь. (-) Неправильная дробь всегда больше правильной.(+) МО + ЛОК – К + ДЕР - Р + Ц (МОЛОДЕЦ) |
Соглашаются или не соглашаются с
утверждением, ставят знаки “+” и “-” между
слогами и буквами. Читают получившееся слово.
(Молодец!) Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы:
|
Познавательные: рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. |