Экологическая и потребительская грамотность

Разделы: Биология


Типология урока: информационно-исследовательский.

Оборудование:

  • Выставка статей о полезности продуктов питания и пищевых добавках;
  • Плакаты: штрихкоды, вредные пищевые добавки;
  • Правила покупателя;
  • Набор упаковок с продуктами питания;
  • Таблица со знаками экологической маркировки и их расшифровкой.

Тип урока: урок-исследование.

Цель: ознакомление учащихся с такими понятиями, как пищевые добавки, штрихкод, генетически модифицированные продукты;
Дидактическая: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление о потребительской грамотности;
Развивающая: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;
Воспитательная: способствовать формированию информационной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию. Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к самостоятельной работе с информацией.

План урока:

  1. Актуализация опорных знаний. (15 мин.)
  2. Выполнение практической работы. (15 мин.)
  3. Знакомство с дополнительной информацией, представленной на упаковке. (выступление консультантов 10 мин.)
  4. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ. (3 мин.)
  5. Общий итог урока. (1 мин.)
  6. Домашнее задание. (1 мин.)

ХОД УРОКА 

1 . Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

2.  Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

Индивидуальная работа (тестирование)

Вариант 1.

1) Верны ли суждения о функциях печени?

А. Желчь расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот.
Б. В клетках печени накапливается железо, которое затем используется для синтеза гемоглобина.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

2) Какие процессы происходят в ротовой полости?

  1. Проглатывание пищи
  2. Определение вкуса
  3. Расщепление белков
  4. Всасывание воды
  5. Механическая обработка пищи
  6. Формирование пищевого комка

Ответ:

 

 

 

3) Установите последовательность расположения органов пищеварения.

  1. Пищевод
  2. Ротовая полость
  3. Двенадцатиперстная кишка
  4. Желудок
  5. Толстый кишечник
  6. Глотка
  7. Тонкий кишечник
  8. Прямая кишка

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.

Процессы пищеварения

Отделы пищеварительного канала

А) Механическая обработка пищи
B) Первичное расщепление белков
C) Уничтожение микроорганизмов соляной кислотой
D) Переваривание белков
E) Образование пепсина
F) Склеивание пищи в комок
  1. Ротовая полость
  2. Желудок

Ответ:

А

В

С

D

E

F

 

 

 

 

 

 

5) Дайте физиологическое обоснование  поговорке «Аппетит приходит во время еды».

Вариант 2.

1) Верны ли суждения?

А. Расщепление жиров молока ферментами липазой в пищеварительной системе человека начинается в ротовой полости.
Б. Ферменты желудочного сока действуют только в кислой среде.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

2) Отделами пищеварительного канала являются:

  1. Ротовая полость
  2. Печень
  3. Поджелудочная железа
  4. Желудок
  5. Желчный пузырь
  6. Прямая кишка

Ответ:

 

 

 

3) Установите последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента её попадания в ротовое отверстие.

1) Толстый кишечник
2) Желудок
3) Глотка
4) Прямая кишка
5) Пищевод
6) Ротовая полость

Ответ:

 

 

 

 

 

 

4) Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.

Процессы пищеварения

Отделы пищеварительного канала

А) Происходит переваривание углеводов
B) Пищеварение осуществляется в щелочной среде
C) Пищеварение осуществляется в кислой среде
D) Расположен в левом подреберье
E) Пищеварительный сок образуется только в самом органе
F) Всасываются питательные вещества
  1. Желудок
  2. Тонкий кишечник

Ответ:

А

В

С

D

E

F

 

 

 

 

 

 

5) Во всех учебниках биологии и книгах по правильному питанию указывается, что любую пищу надо тщательно пережевывать. Объясните почему.

3. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об экономической и потребительской грамотности. Выясним, какую информацию можно получить, внимательно прочитав надписи на упаковке, на что нужно обратить внимание, покупая продукты питания, что означают буквы, цифры и штрихи на упаковке.
Реклама заполняет экран телевизора, мы видим её на страницах газет, журналов, слышим по радио. Нам предлагают различные продукты питания, лекарства, косметику и др. Мы верим, что товар отличного качества и с теми свойствами, которые нам нужны.  Следовательно, первое правило покупателя: прежде чем купить товар, получи полную информацию о нем.
К нам на урок приглашены ученые-консультанты, которые помогут нам разобраться в потоке информации.

Учитель: Представитель общества по защите прав потребителей расскажет вам, какую информацию должны содержать этикетки товаров.

Консультант 1: Согласно Закону «О защите прав потребителей» (ст. 8-10) потребитель вправе потребовать от изготовителя (продавца) предоставление необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товаров (работах, услугах) и режиме его работы. Эта информация должна доводиться до сведения покупателя в доступной форме, обеспечивающей возможность выбора необходимого данному потребителю товара.
Информация о товарах должна содержать:

  • наименование стандарта, требованиям которого  должен соответствовать товар;
  • перечень основных потребительских свойств товара, а для продуктов питания – состав (включая перечень использованных в процессе изготовления продуктов и пищевых добавок), массу нетто или объём содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
  • цену и условия приобретения товара;
  • гарантийные обязательства изготовителя;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • срок службы (годности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
  • адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем принимать претензии от потребителя, производить ремонт и техническое обслуживание товара.

Учитель: Этикетка содержит фирменное название продукции, её состав, товарный знак компании, рекламные материалы, инструкции по хранению и использованию.
Как же выбрать качественный продукт? Давайте потренируемся.

4. Практическая работа

Тема: О чем может рассказать упаковка.

Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.

Задача:

  • Исследовать упаковку продукта питания;
  • Исследовать этикетку на продукте питания;
  • Заполнить таблицу;
  • Проанализировать полученную информацию;
  • Сделать вывод о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Ход работы:

Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания. Существует несколько видов упаковки: металлическая банка, стеклянная банка с металлической крышкой, бумажная, картонная, пластмассовая, целлофановая упаковка и другие.
Зачем нужна упаковка?  (Очевидно, для того, чтобы товар дольше хранился, его было удобнее перевозить и переносить, чтобы он выглядел привлекательнее.)
Во-первых нужно убедится, что упаковка не повреждена. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нем. Упаковка товара какой-либо фирмы должна отличаться от упаковки товаров конкурентов, помогать покупателю в поиске товара, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены. Продукты питания, упакованные или расфасованные в России, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Задания

Наблюдения и результаты

1

Запишите название продукта и вид упаковки, которую вы выбрали

 

2

Определите срок годности продукта

Годен к употреблению до_________________________
Длительность хранения с момента изготовления___________________________________

3

Определите состав продукта

В 100 г продукта содержится:
Белки __________________________г
Жиры __________________________г
Углеводы _______________________г

4

Энергетическая ценность компонентов продукта

В 100 г продукта  ________________ ккал

5

Какие ещё сведения содержатся на упаковке?

 

5. Знакомство с дополнительной информацией содержащейся на упаковке

Учитель: Какие ещё сведения содержатся на упаковке?

Учитель: Помимо текста, вы видите загадочные полоски разной толщины и расположенные под ними цифры. Это штриховой код (штрихкод). Что он означает?

Консультант 2: Штрихкод это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые 3 цифры обозначают страну- изготовителя или продавца продукта, затем следуют 4-6 цифр – регистрационный номер предприятия-изготовителя. Следующие 3-5 цифр кодируют наименование товара, его потребительские свойства. Последняя цифра – контрольная (для проверки правильности считывания штрихкодов сканером).
Примеры некоторых кодов стран: США и Канада – 000-139; Франция – 300-379; Германия – 400-440; Япония – 450-459, 490-499; Россия – 460-469; Великобритания – 500-509; Греция – 520; Польша – 590; Финляндия – 640; Китай – 690-695; Турция – 869; Австралия – 900-919. Коды с 200 по 299 предназначены для внутреннего использования предприятиями; их часто применяют для весового товара, кодируя массу, цену и другие параметры.

Учитель: Часто на этикетке можно видеть списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и др. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»?
Консультант 3: Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса или консистенции продукта. В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодировки пищевых добавок: каждая из них обозначена буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр и др. продукты. Консерваторы (Е-200 – Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода. Стабилизаторы (Е-400 – Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 – Е699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.
Значительное количество добавок не имеют разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или импортных продуктах питания: красители Е-121 – цитрусовый красный и Е-123 – амарант; консерванты Е -216 и Е-217 – производные пара-оксибензойной кислоты и Е-240 – формальдегид. Проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно и публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия.

Учитель: Давайте вспомним, что такое наследственная информация? Где она хранится?
При создании генетически модифицированных продуктов изменяют набор генов так, чтобы получить продукт с лучшими свойствами. Изменённые молекулы ДНК попадают в организм человека, и как в дальнейшем они себя поведут, какие изменения вызовут?

Консультант 4: Трансгенные, или генетически модифицираванные продукты (ГМП) – это продукты переработки трансгенных организмов, т.е. организмов с откорректированным генетическим кодом. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых обычно в продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид.
Использование ГМП в пищу может повлиять на социальную и экономическую сферы жизни человека. Население Земли быстро растет, а урожайность трансгенных растений на 15-20% выше, чем традиционных культур, т.к. трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. При этом снижение питательной ценности полученных из них продуктов не наблюдается. Повышение урожайности модифицированных растений позволит сократить использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, инсектицидов отрицательно влияющих на здоровье человека.
Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, соевых бобов, рапса получают растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыквы и картофель лучше сохраняют витамины. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.
Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия. Каждый ГМП и последствия его длительного использования должны быть тщательно изучены. Испытания ГМП были краткосрочными, а негативное влияние на человека  или его потомство может проявиться через длительное время.

Учитель: На упаковке изображены знаки экологической маркировки. Сто же они означают?

Консультант 5: Знаки экологической маркировки встречаются на упаковке многих товаров. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Одни знаки экомаркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные мероприятия. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на отсутствие таковых.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке, мы получили полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта. А какие продукты вы будите потреблять – это ваш выбор. Теперь можно сформулировать второе правило покупателя: имея информацию о продукте – умей выбрать качественный продукт.

6. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ

Учитель: Ребята, вы проделали большую работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?
А сейчас оцените свою работу на уроке.

7. Общий итог урока

Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей?

8. Домашнее задание:

Поход в продуктовый магазин с достаточно широким ассортиментом. Учащиеся получают задание выбрать наиболее экологически безопасные продукты для всей семьи.