Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений (закрепление)
Цель: создать условия для формирования у обучающихся логического мышления, сознательного пользования основными понятиями, правилами, законами логики, без которых математика невозможна; развитие геометрической интуиции, пространственного мышления.
Задачи:
- обучающие: обобщение, уточнение, расширение знаний о геометрических фигурах; совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур; научиться распознавать геометрические фигуры; познакомиться с историей возникновения науки геометрии;
- развивающие: развивать логическое мышление, творческую активность, пространственное мышление, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
- воспитательные: воспитание гуманности и коллективизма, аккуратности, дружелюбного отношения во время работы в парах, в группах.
Формирование универсальных учебных действий на данном уроке:
- Личностных: положительное отношение к учению, интерес к расширению математических знаний, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивных: умение определять и формулировать цель на уроке, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
- Познавательных: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, сравнение, группировка, установка причинно-следственных связей, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
- Коммуникативных: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение, монологические высказывания разного типа, учиться работать в группе и в парах.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативная;
- проектная деятельность,
- системно-деятельностный подход,
- ИКТ,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Методы обучения: проблемно-поисковый, деятельностный, практический, наглядный, моделирование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы, счётные палочки, набор квадратов “Танграм”, цветные карандаши, клей.
Время реализации: 45 минут
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задачи) и изменённой ситуации(конструктивные).
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Конспект учебного занятия
№ | Этап занятия | Ход учебного занятия | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1 | Организационный | - Дети, посмотрите на свои руки. У
мальчиков они большие и сильные, у девочек –
нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они
могут обнять друга, поднять упавшего товарища,
дать корм голодным птицам, красиво накрыть стол.
А за что вы любите свои руки? Какие добрые и умные
у вас руки. На фоне музыки учитель читает стихи: Что за чудо – чудеса: - Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. |
Отвечают на вопросы учителя |
2 | Актуализация знаний | - К этому занятию вы получили задание по
группам и много нового узнали о науке геометрии.
Выслушаем представителей от каждой группы. С помощью учителя обобщается информация: Из истории известно, что примерно 4000 лет назад правители государства Египет – фараоны – установили налоги на земельные участки и тот, кто ими пользовался, должен был платить определённую сумму денег. Как определить, сколько платить, если размеры земли у всех разные? Пришлось определять размеры площадей участков четырёхугольной и треугольной формы. Выполняли эту работу специальные люди, которые умели это делать. Так и зародилась геометрия. Слово “геометрия” состоит из двух греческих слов “гео”, в переводе на русский “земля” и “метрио” - “мерю”. Следовательно, в переводе “геометрия” означает “землемерие” (Приложение 1, слайд 2) Огромная заслуга в становлении геометрии принадлежит древнегреческому учёному Евклиду. Его труд на протяжении 2000 лет был учебным пособием по геометрии. Он использовал исследования и выводы Фалеса, Пифагора, Гиппократа и других учёных. Свои труды Евклид изложил в 13 книгах под названием “Начала”. Его книги изучали все великие математики (слайд 3) В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил у Евклида: “Нет ли в геометрии более краткого и лёгкого пути, чем тот, который он описал в своих книгах?” На это учёный ответил: “В геометрии нет царских дорог”. Геометрия, которую изучают в школе – это геометрия Евклида. Сегодня вы убедитесь: как интересна эта наука. |
Рассказывают представители каждой
группы по плану: 1. Зарождение геометрии (задание первой группы) 2. Что изучает геометрия? (задание 2 группы) 3. Труды Евклида. (задание 3 группы) Рассказы детей сопровождаются презентацией (смотри слайд 2, 3) |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Кто может сформулировать тему нашего
занятия? - Чем мы будем заниматься? - А что изучает геометрия? - Мы не только повторим то, что знаем о геометрических фигурах, но и научимся творчески применять свои знания. Практическая работа на индивидуальных карточках <Рисунок 1> - Отправляемся в путь по стране геометрии вместе с известной вам жительницей этой страны. Догадайтесь, что это? - Доктор сделал мне укол, - Точка! - хором мы ответим. - Идёт точка в гости к своим друзьям – геометрическим фигурам. И вдруг – неудача! Её путь преградила большая река. “Что же делать? Неужели возвращаться?”- подумала Точка. И тут на помощь ей пришли её друзья ...отрезки. (слайд 4) |
- Наука “Геометрия” - Изучать геометрические фигуры.
- Точка! |
- Постройте мостик из отрезков через
реку на своих карточках. - Что для этого надо сделать? |
- Отрезки. - Надо соединить точки. Проверяют по образцу на слайде презентации. |
||
- Посмотрите, какая линия получилась.
Как она называется? - Сколько звеньев у этой ломаной? Измерим её длину. Физкультминутка под музыку к мультфильму “Бременские музыканты” (слайд 5) |
- Ломаная. Находят длину ломаной по карточке <Рисунок 1> |
||
4 | Первичное закрепление (типовые и конструктивные задания) | Игры со счётными палочками. Сколько отрезков-палочек потребуется, чтобы выложить треугольник? - Возьмите 3 палочки и выложите треугольник. - Я тоже выложила три отрезка-палочки. Получился ли у меня треугольник? |
- Три.
- Нет. Это незамкнутая линия. |
Сколько отрезков-палочек потребуется,
чтобы выложить квадрат? - Выложите квадрат и расскажите о нём. - Вы, конечно, правы, но если мы посмотрим вокруг, а именно на свой стол, то сможем выложить треугольник, используя всего один отрезок-палочку. - Как это сделать? Какую геометрическую фигуру напоминает крышка стола? - Возьмите одну палочку и выложите на столе треугольник. - А теперь подумайте сколько палочек потребуется, чтобы выложить квадрат на столе? Выложите квадрат, используя две палочки. (Можно на листе бумаги выкладывать, если стол не прямоугольный.) |
- Четыре.
- Прямоугольник
- Две. |
||
Выложите четыре квадрата по образцу
из 13 палочек. Теперь уберите 2 палочки, чтобы
получилось 2 прямоугольника. (слайд 6) - Великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале XX века произнёс такие слова: “Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия”. - Действительно, мир, в котором мы живём наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Оглянитесь вокруг. - Какие фигуры вам напоминают предметы в классе? - Какие фигуры вы видите на рисунке? Как одним словом можно назвать множество этих фигур? Вот мы и пришли вместе с Точкой в город многоугольников. |
Образец на слайде презентации. Проверка по эталону (слайд 6)
- Многоугольники На слайде видят многоугольники (слайд 7) |
||
Работа на индивидуальных карточках <Рисунок 1>: 1) с изображением города многоугольников - Обведите красным цветом треугольники, зелёным цветом четырёхугольники, синим - пятиугольники. - Как называется оставшийся многоугольник? 2) с изображением геометрических фигур <Рисунок 1> - Встречайте многоугольников, в гости к которым пришла Точка. Давайте знакомиться, а их имена вы узнаете, подсчитав углы и стороны. Подпишите в кружочках их количество и назовите фигуры. |
Работают на карточках цветными
карандашами (можно в группах)
- Восьмиугольник Проверка по эталону на слайде 8 Заполняют карточки, работая в парах. Задание проверяется фронтально и сопровождается презентацией (слайд 9) |
||
5. | Творческое применение знаний в новой ситуации | Игра “Танграм” в парах. - Не могут в свой День рождения многоугольники остаться без подарков. Но вот беда: Точка так долго добиралась, что в пути подарки рассыпались. Надо собрать подарки-фигурки из частей квадрата, разрезанного на кусочки (слайд 10). - Сегодня мы познакомимся с древнекитайской игрой “Танграм” - Покажите свои фигурки – силуэты и прикрепите их на доску. |
Учащиеся делают аппликацию на бумаге по предложенному образцу – силуэту <Рисунок 2>. |
6. | Информация о домашнем задании (по желанию) | - Какой же праздник без игр и
развлечений? Посмотрите, как веселятся
геометрические фигуры, превращаясь в разные
предметы (слайд). - Попробуйте дома изобразить как можно больше предметов, используя треугольник, квадрат и другие известные вам геометрические фигуры. - А на следующем занятии мы выберем лучших художников-фантазёров. |
Рассматривают предложенные варианты
работы на слайде презентации. (слайд 11) |
7 | Рефлексия. Итог | - Продолжите высказывание: - Я узнал.... - Я научился.... - Я могу.... - Я могу научить других..... |
Продолжают высказывания и обсуждают их (слайд 12) |