Цели праздника:
- мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи, презентация с фрагментами уроков. Костюмы для детей, шатёр для героев.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Выходят Азбука, Буратино, Королева наук, Окружающий мир, Математика
Азбука: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: научились!
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются.
Окружающий мир: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Окружающий мир: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Королева наук: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети: Да!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Припев:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Припев:
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Припев:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Припев:
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!
Припев:
Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Королева наук:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Королева наук: Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?
Окружающий мир: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
Азбука: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
Дети читают стихи
1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква....2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла....3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три....5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок...
Флешмоб. ( Дети повторяют движения за Королевой наук)
Буратино: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Буратино: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах . Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Исполнение песни “Точка, точка, запятая...” - "музыка-Геннадий Гладков, слова-Юлий Ким.
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик, -
Появился человечек.Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Уведут его?Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали -
Только и всего.Что вы, что вы - это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Что бы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно -
Только так из человечка
Выйдет человек.Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете,
Легче этого вопроса
Нету ничего.Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым -
Только и всего.Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить.А потом идти придется
Через горы и овраги,
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить.
Точка, точка, запятая...
Точка, точка, запятая...
Точка, точка, запятая...
Точка, точка, запятая...
Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную песенку спели.Мы вам подготовили свою песню о Точке.
Песенка о маленькой точке (слова М. Пляцковского)
Достойна точка уваженья
В конце любого предложенья.
Пусть точка меньше муравья,
Она – помощница моя.На карте точка – целый город,
Неважно, стар он или молод.
За точкой скрыты города:
Ростов, Тамбов, Караганда.Я это знаю, знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.
И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!
Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.
Королева наук: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
(Раздается стук в дверь)
Мальвина: Ребята, кто то к нам пришел в гости!
(Звучит музыка заходит Математика)
Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, приходи скорей сюда!
Математика: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.
Математика: Попробуйте угадать героя сказки.
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор ...2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена ...4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?
Математика: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!
(Математика уходит)
Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь сказать ребятам напутственные слова.
Азбука:
Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот
Кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою
Учись читать
Внимательно,серьёзно.
Я так прошу тебя –
Учись читать,
Пока не поздно!
Буратино: Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!
Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Азбука:
Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Стихи:
1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Азбука уходит
4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать .
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!
Дети исполняют песню “Чему учат в школе”
Мальвина:
Всем мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки подарю.
Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки