Класс: 9
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: повторение, изучение и закрепление алгоритма преобразования графика квадратичной функции и моделирование на компьютере поведения графика квадратичной функции при изменении её параметров
Задачи:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме "график квадратичной функции"; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся;развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения, воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология сотрудничества;
- Технология развития "критического мышления";
- Технология исследовательского метода обучения;
- Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал - тесты, оценочный лист.
План урока:
ДЕВИЗ УРОКА:
Трудное сделать привычным,
привычное - легким, легкое- приятным.
Ход урока
1. Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.
2. Актуализация знаний
Давайте вспомним и повторим знания по теме "функция" сыграв в пятнашку (игровой момент)
1 | 5 | 3 |
4 | 2 | 6 |
7 | 8 |
- Функция - это...?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется областью значений функции?
- Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D>0?
- Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D<0?
- Что находит данная формула xo = -b/2a? ( абсциссу вершины параболы).
- Что такое нули функции?
- Какая это функция у=ах2 + вх + с?
- (Кот в мешке) Графиком какой функции является данная линия?
Как она называется? (парабола)
Так о какой функции сегодня пойдет речь? (О квадратичной функции и ее графике. Верно.)
Тема нашего урока "Зависимость местоположения графика квадратичной функции от коэффициентов а, b, с"
Проверка домашнего задания
Одним из заданий домашней работы было построить функцию вида
у=х2 +6х +5 и у=-х2 +6х +5
Ученик строит график на доске.
- Как вы построили график данной функции? (По алгоритму)
- Почему я Вам дала именно такие формулы?
- Чем они отличаются?
- Какой вывод вы сделали? (Направление ветвей зависит от коэффициента а)
- Как вы думаете, можно ли не выполняя построения графика определить её местоположение на координатной плоскости? (Можно)
- От чего это зависит? (От коэффициентов а, b, c)
Давайте это докажем.
Сейчас вы попробуете объединить знания, полученные на уроках математики и информатики. Для решения этой задачи привлечем ИКТ.
Учитель информатики.
Доктор исторических наук Виноградов Валерий Юрьевич сказал: "Сам Господь Бог создал программу Excel и подарил её Билл Гейтсу", который является Председателем правления и Главным архитектором программного обеспечения корпорации Microsoft, ведущего мирового производителя программного обеспечения для персональных компьютеров. Он стал заниматься программированием с 13 лет. Будем надеяться, что и среди вас найдутся такие продвинутые информатики.
Мы уже решали математические задачи с помощью табличного процессора Excel.
Сегодня на уроке мы покажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания.
Прежде чем приступить к этому заданию, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Возьмите оценочный лист и ответьте на мои вопросы.
Информационный диктант
В основе работы компьютера лежит двоичная система, в которой используются всего лишь две цифры: 0 и 1.
Если Вы считаете, что предложение верно то поставьте цифру 1, если неверно - 0.
- Минимальным объектом электронной таблицы является ячейка.(1)
- Табличный процессор в пакете прикладных программ называется Word.(0)
- Документ, созданный в электронной таблице называется таблица. (0)
- Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки. (1)
- Маркер заполнения - это черный квадрат в правом нижнем углу активной ячейки.(1)
- Формула в Ехсеl начинается с символа + (0)
- Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки(1)
- Отдельным элементом рабочей книги является столбец (0)
- Строка формул используется для ввода формул (1)
Молодцы!
А теперь перейдем непосредственно к работе за компьютером.
Помните: компьютер для нас - это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе за компьютером.
- Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
- Соблюдайте расстояние до экрана монитора - 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
- За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
- Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
- Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
- Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
- В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
3. Исследовательская деятельность: построение графиков в программе Excel и составление таблицы по результатам построения
Построение графиков на компьютере в табличном процессоре Excel.
Алгоритм построения:
1. Составьте таблицу значений аргументов и значений функции. Для этого:
- в ячейку В2 введите х;
- в ячейку С2 введите у;
- в ячейку В3 введите начальное значение аргумента - 7;
- в ячейку В4 введите значение аргумента -6;
- выделите содержимое ячеек В2 и В3, а затем с помощью маркера автозаполнения автокопируем до ячейки В11;
- впишите в ячейку С3 формулу квадратичной функции y=В3 В3+6 В3+5;
- скопируйте формулу, находящуюся в ячейке С3 до ячейки С11;
- нажмите клавишу Enter;
2. Постройте график квадратичной функции. Для этого:
- выделите диапазон В2:С11;
- выберите инструмент "мастер диаграмм", выберите вид диаграммы - точечная, тип - с гладкими кривыми и маркерами;
- укажем заголовок и оси;
- помещаем диаграмму на имеющемся листе, готово.
Согласно алгоритму построить графики функций у = х2-6х+5; у = - х2+6х+5; у= - х2+6х+5; у=х2+6х-5;
Составление таблицы по результатам деятельности учащихся.
Таблица 1 (Приложение)
Мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Мы проделали большую работу. Эти знания помогут вам при решении задач которые есть в ОГЭ. Давайте немножко отдохнём.
4. Физкультминутка
y= 6х +3 - 0,5х2, y= -3- 6х + 0,8х2
Если показываем на
а>0 ,то поднимаем руки вверх, а<0 - руки вниз,
b>0, --- шаг вправо , b<0 ---- шаг влево,
с>0 , ---- руки вправо , с<0 -----руки влево.
5. Практическая работа.
А теперь давайте проверим себя и приступим к решению задач. Работа в тетрадях.
A - 4, Б - 1, В - 2, Г - 3.
- Какие коэффициенты здесь играют роль?
- А где будет лежать вершина параболы?
- Запишите результат в оценочный лист. Проверим.
Ответ: 432.
6. Запишите ответ в таблицу.
Используя таблицу 1, придумайте коэффициенты и запишите квадратичную функцию. Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Постройте график функции. Верните лист своему товарищу и оцените работу друг друга. Укажите на ошибки, если они есть.
7. Домашнее задание:
- Алгебра: учебник №11.1
- ЭОР: sdamgia.ru Задание №5, чтение графиков №1.3
- Информатика: построить график квадратичной функции y =х2 + 10х - 11 в табличном процессоре Excel.
8. Итог
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например:
ФУНКЦИЮ
КВАДРАТИЧНУЮ, СЛОЖНУЮ
ИЗУЧАЕМ, СТРОИМ, ОПИСЫВАЕМ,
ГРАФИК которой зависит от коэффициентов a, b, c и называется он
ПАРАБОЛОЙ
9. Рефлексия (Лесенка успеха)
Возьмите на парте вырезанный круг, выразите свое эмоциональное настроение в виде рисунка-смайла, поставьте себя на лестницу успеха(первая ступенька - плохо понял; вторая ступенька - хорошо понял, третья ступенька - все понял могу помочь другим.)