Цель: создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество через формирование умений решать задачи и числовые выражения, требующие знания таблицы умножения.
Задачи:
- Закреплять знание таблицы умножения и деления.
- Формировать умение решать задачи умножением и делением.
- Развивать навыки счета, смекалку, сообразительность, внимание и наблюдательность.
- Способствовать развитию самостоятельности мышления.
- Воспитывать культуру общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: воспроизводить результаты табличных случаев умножения и деления; порядок действий в выражениях, где присутствуют действия разных ступеней; анализировать текст задачи с целью поиска алгоритма ее решения; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; различать геометрические фигуры.
Метапредметные:
Познавательные: применять таблицы, схемы, формулы для получения информации; строить математические высказывания; логически рассуждать; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: высказывать собственные суждения и давать им обоснования; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Оформление и оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), (Приложение 2); мультимедийное и музыкальное оборудование; конверт с примерами; листы с заданиями; задачи по уровням. Рефлексия
Тип урока: закрепление знаний
Ход урока
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем сейчас урок.
- Давайте, ребята создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
2. Актуализация знаний
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске) (Слайд 2)
Я слышу и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо.
Ученик читает письмо:
“Дорогие друзья!
У меня стряслась беда: пропал мой братец. Помогите мне, пожалуйста, его отыскать”
- Странно... Письмо без подписи. Кто бы его мог написать? Ребята, откуда это письмо, вы должны прочитать, решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания:
7 * 8 Е 9+9+9 Е 18:1 И 3 * 7 Л 8:8 Г 15:5 У 20-16 С 6 * 10 Д 18+12 Б 93-23 И
Ученики по очереди выходят к доске, решают примеры, располагая ответы в порядке возрастания, догадываются, что письмо написала девочка из русской народной сказки “Гуси - лебеди”.
- А в сказках побеждает всегда что? (добро, дружба, взаимовыручка). Поэтому будем делать всё дружно, помогать друг другу.
- Ребята, поможем Маше отыскать братца? Но для того, чтобы попасть в сказку, нам нужно выполнить 3 задания
3. Фронтальная работа
Первое задание:
- Составьте трехзначные числа, используя цифры 6, 3, 9 и запишите красиво в тетрадь (на доске выполняет один ученик) (Слайд 3)
Задание второе:
- Найдите лишнее число:
72 18 54 9 36 90 20 (дети записывают разные варианты ответа, объясняют свой выбор). Запишите эти числа в порядке возрастания (Слайд 4)
- I вариант - 18 20 36 54 72 90 (Слайд 5)
- II вариант - 9 18 36 54 72 90 (Слайд 6) Что интересного заметили? (Все числа делятся на 9)
Найдите девятую часть каждого из этих чисел.
1 2 4 6 8 10
- А теперь проверяем. Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! Я рада за вас!
Задание третье: Найдите лишнее выражение:
36 : 6
9 * 4
12 - 6
5 * 10
8 * 7
54 : 9 (Слайд 7)
- Что интересного вы заметили? (ответы детей)
(Я думаю, что лишнее здесь 12 – 6 , т.к. этот пример на вычитание, а все остальные на умножение и деление) (Слайд 8)
- Итак, чем же мы будем заниматься на этом уроке? (Спросить несколько человек)
4. Сообщение темы урока
Тема нашего урока “Таблица умножения и деления. Решение задач (закрепление)” (Слайд 9)
- Сегодня на уроке, мы будем:
- закреплять знания табличного умножения и деления;
- развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, логическое мышление, воображение, внимание, память;
- воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки (Слайд 10)
5. Систематизация и повторение
- Добро пожаловать в сказку! А вот и Маша. Спешит сестрица на поиски братца, а на пути стоит печка. Она согласна подсказать, куда гуси – лебеди унесли братца, только прежде нужно печке помочь выполнить задание в учебнике стр. 77 № 9 (Слайд 11) (Записать только ответы). Взаимопроверка (сверяют друг с другом).
8 24 2 64 24 8
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
- Печка тоже благодарит вас и говорит, куда гуси – лебеди унесли братца.
Побежала Маша и добежала до яблони. (Слайд 12) Яблоня просит Машу решить задачу:
Школьники собрали 8 корзин по 9 кг яблок в каждой. В детский сад отвезли 19 кг. Сколько кг яблок осталось? (Слайд 13)
- О ком говорится в задаче? (О школьниках)
- Как вы понимаете по 9 кг в каждой? (В каждой корзине 9 кг яблок)
- Можем узнать, сколько яблок собрали школьники? (72 кг яблок) Сколько яблок осталось?
Решение и ответ учащиеся записывают самостоятельно
- Отлично, ребята! Яблоня дает вам яблочко, которое укажет путь дальше.
- Побежала девочка дальше, видит – течёт речка. (Слайд 14) Для того чтобы помочь Маше перейти реку, нужно выполнить каждому ряду на отдельных листочках задание, передавая друг другу.
- Спасибо, ребята! Я рада, что вы такие активные. Маша отправилась дальше.
Физминутка
Мы делили, умножали,
Очень, очень мы устали
А теперь все дружно встали!
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Сядем, глубоко вздохнем,
И опять решать начнем.
- Пока мы отдыхали, Маша добежала до избушки Бабы – Яги. (Слайд 15)
6. Работа с геометрическим материалом
- Для того чтобы, избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно узнать: из каких геометрических фигур состоит изба Бабы – Яги? (Слайд 16) Сколько прямоугольников?(3) Сколько треугольников?(11)
- Вы очень внимательны! Но чтобы открылась дверь избушки надо найти периметр и площадь двери (Слайд 16) (один ученик решает у доски)
- Молодцы, ребята! Но Баба Яга не отпускает братца, пока вы не решите 2 задачи (работа в тетрадях с комментированием) (Приложение 2)
- Мы помогли Маше спасти братца. Но чтобы детям быстрее вернуться домой, в течение одной минуты запишите ответы примеров с. 78 № 13.
7. Самостоятельная работа
- Тут скоро родители вернулись, подарки привезли. (Слайд 17) Какие подарки привезли родители, вы узнаете, решив задачи. Перед вами карточки с заданиями трёх уровней:
зеленые карточки самые простые, желтые более сложные и самые сложные – красные.
Выберите себе, пожалуйста, задачу, с которой сможете справиться и решите ее.
- Вот нам и пора вернуться в класс. Обратный путь у нас короткий. Откинемся на спинку стула и закроем глаза. (Слайд 18) Представьте, что вы вдыхаете аромат цветов.... Нежный аромат цветов... А теперь считаем цветы двойками до 20.(2,4,6,8,10,12,14,16,18,20). Открыли глаза. Вот мы и в классе!
5. Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 19)
- Ребята, как вы думаете, выполнили мы цели, поставленные в начале урока? - А что помогло нам справиться с трудностями?
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Кто может сказать, что теперь он знает таблицу умножения ещё лучше?
- Большое спасибо вам за хорошую работу. (Слайд 20)
Если вам понравился урок, и вы почувствовали себя комфортно на уроке, покажите лучик солнышка.