Контекстные задачи - это задачи, с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Такие задачи позволяют видеть и физические явления в повседневной жизни, и практическое применение знаний, приобретенных в процессе обучения. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению материала и пониманию сути изучаемых законов физики, связь которых с жизнью становится ещё более очевидной. Особенно эффективны такие задачи, если в качестве материала для них предлагаются или репродукции картин известных художников, или отрывок из художественного произведения, или стихи. На одном и том же материале мной составлены задачи по разным учебным темам.
Вышеизложенное можно представить в виде схемы.

В качестве материала для одной из контекстных задач ученикам предлагается отрывок из рассказа С.Т.Аксакова “Очерк зимнего дня”. Этот текст является отражением конкретной жизненной ситуации и прекрасной иллюстрацией тех явлений природы, которые ребята могут наблюдать и объяснять с помощью знаний, полученных на уроках физики. “Очерк зимнего дня” учит ребят подмечать в обыденных, на первый взгляд, явлениях важные и интересные свойства окружающего мира. В качестве иллюстративного материала к тексту привлечены репродукции картин известных художников с одинаковым названием “Иней”.
Контекстные задачи содержат несколько вопросов. Уровень 1 - базовый, задания уровня 2 - более сложные. В зависимости от сложности задания используются разные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание уровня 1 - 1 балл, уровня 2 - 2 балла. Если ученик выполнил 80% от максимальной суммы баллов, он получает оценку “5”; от 60% до 80% - “4”; от 40% до 60% - “3”.
Материалом (объектом) для другой контекстной задачи является картина К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”, к которой подобраны близкие по тематике стихи Ф.И. Тютчева. Сразу оговорюсь, эта работа вызывает живейший интерес у ребят.
Дети бегут от грозы. Бег, движение, прогибающиеся доски мостков.... И здесь мы видим практическое применение физики, с помощью законов механики можно объяснить и движение, и деформацию досок.
Молния, грозовые раскаты грома - эти вопросы рассматриваются при изучении темы “Звуковые волны”.
Контекстные задачи можно применять на всех этапах урока: и при подаче учебного материала для создания проблемной ситуации на уроке, и при первичном закреплении. Они развивают познавательный интерес, мышление, способствуют формированию умения наблюдать, повышают мотивацию к обучению.
Тепловые явления. Внутренняя энергия
Задание. Прочитайте текст, сопоставьте рассказ С.Т. Аксакова с картиной художника. Ответьте на вопросы.
С.Т. Аксаков. Очерк зимнего дня В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар... ... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней... |
Вопросы уровень 1 | Вопросы уровень 2 |
| Какие тепловые процессы описаны в данном отрывке? | Представьте процесс перехода вещества из одного состояния в другое в виде логической цепочки, с опорой на текст. | |
| Какая температура установилась в декабре 1813 года? | ||
|
Иней - одно из состояний воды. Какое? | Почему сильный мороз называется трескучим? |
| Как образуется иней? | ||
| Какой из вышеназванных процессов сопровождается выделением энергии? |
Оптические явления. Геометрическая оптика
Задание. Прочитайте отрывок из рассказа С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня”. Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Ответьте на вопросы.
С.Т. Аксаков. Очерк зимнего дня В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар... ... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней... |
Вопросы уровень 1 | Вопросы уровень 2 |
| Как вы понимаете слова автора “...с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз”? | В декабре солнечные лучи падают
на поверхность земли под углом 12О. Блестел бы иней так же ярко, если высота солнца над горизонтом была бы 50О? |
|
| О каком оптическом явлении говорит писатель, называя иней блестящим? | ||
В.Н. Бакшеев “Иней” |
||
| Объясните слова “холодный блеск
алмазных огней” Вспомните поговорку, которая отражает эту ситуацию. |
Определите угол между падающим и отражённым световыми лучами, если высота Солнца над горизонтом 12О. | |
| Является ли алмаз источником света? |
Механические явления. Законы сохранения в механике
Задание. Рассмотрите картину К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Прочтите стихи Ф.И. Тютчева. Ответьте на вопросы
| К. Маковский “Дети,
бегущие от грозы”
|
Вопросы уровень 1 | Вопросы уровень 2 | |
| Убегая от грозы, девочка посадила на
спину сестрёнку. Как изменились сила тяжести и вес девочки? |
Под действием какой силы
прогибаются доски мостика? Какая возникает сила при деформации досок? Как направлены эти силы? Сделайте чертёж и покажите направление этих сил. |
||
| Девочка, масса которой 40 кг., бежит
вместе с сестрёнкой, массой 10 кг., со скоростью 2
м/с. Определите их кинетическую энергию. |
|||
| Определите потенциальную энергию девочки, массой 10 кг., сидящей за спиной сестрёнки на высоте 0,7 м. | Доски, по которым бегут дети,
деформировались в 2 раза. Определите изменение потенциальной энергии упруго деформированных досок. |
||
| Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Ф.И. Тютчев |
Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом... Ф.И. Тютчев |
||
| Определите время падения капель дождя, если грозовая туча плывёт на высоте 10 км. | |||
Волновые явления. Звук
Задание. Рассмотрите картину К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Прочтите стихи Ф.И. Тютчева. Ответьте на вопросы
| К. Маковский “Дети,
бегущие от грозы”
"Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло. 167х102 см. Константин Егорович Маковский" |
Вопросы уровень 1 | Вопросы уровень 2 | |
| Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом... Какие неточности, с точки зрения физики, вы видите в этих строчках? |
Объясните, почему при близкой грозе слышен резкий оглушительный удар, а при далёкой - раскатистый гром? | ||
| Объясните, почему сначала мы видим молнию, а потом слышим гром? | |||
| Дети услышали раскаты грома
через 10 секунд после вспышки молнии. Скорость
звука в воздухе 340 м/с. Определите, на каком расстоянии произошел грозовой разряд? |
|||
| Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Ф.И. Тютчев |
Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом... Ф.И. Тютчев |
||


