Цели:
- ознакомление учащихся с укладом жизни народов коренных национальностей с использованием компьютерных технологий; приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси;
- повышение интеллектуального уровня обучающихся;
- развитие познавательного интереса к изучению природы родного края;
- привитие чувства любви к природе, к национальной культуре, традициям народов Севера.
Оборудование: компьютерный класс с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, мультимедийный проигрыватель, аудиозапись гимна Югорской Земли, карта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт “Музей природы и человека” (http://www.ugramuseum.ru).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель.
Демонстрация карты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приложение 1).
Посмотрите на карту и определите куда мы сегодня совершим путешествие?
Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по Югре.
Ученик 1.
Вы на карту посмотрите
И Югру на ней найдите,
Потому, что здесь наш дом, -
Мы на Севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тайга ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти рыболов.
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Учитель. Сегодня я хочу, чтобы вы почувствовали себя частью своей Родины, ощутили, что все мы одна семья. И как у всякой семьи, у нашего округа есть своя история, своё прошлое.
Ученик 2. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово “хант” - в переводе означает “человек”, значит слово “ХАНТЫ” - “люди”.
Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.
Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.
Учитель.
А знаете ли вы, ребята, какие коренные народы живут в Югре?
Югра – Югорская земля – богатый край. Край утренней зари, где живут истинные знатоки и ценители природы. Отличные рыбаки и охотники – ханты, манси, ненцы, селькупы и другие народы Севера.
Что вы знаете об укладе жизни народов ханты и манси?
Сегодня, ребята, мы познакомимся с укладом жизни народов ханты и манси, сделаем несколько остановок в этом богатом и удивительно прекрасном крае.
Демонстрация мультимедиа программ “Мифологическое время: календарь обских угров” на сайте “Музей природы и человека”.
Ученик 3. Жизнь хантов и манси определялась их занятиями. Основным занятием было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В южных районах Прииртышья и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, нынче выращивают овощи, картофель.
Для народов Севера природа не только место жительства, но и источник всех жизненных благ. Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды, украшения.
А теперь узнайте, кто является главным помощником в их жизни, для этого отгадайте загадки.
Загадки.
Не говорит и не поёт,
А кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
Основная порода собак народов Севера – это лайка.
Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Пасётся весь день
Кто же это ...? (Олень)
Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: кормление оленей в стойбище и ловля их арканом” на сайте “Музей природы и человека”.
Остановка 1. “Приметы народные, в дело пригодные”
Ученик 4.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)
Учитель. Закончите приметы:
Собаки воют – волки... (близко).
Солнце к вечеру краснеет – день настанет... (ветреный, холодный).
Около луны звезда народилась – ... (потеплеет).
Звезды сильно заблестят – ... (к теплу).
Собаки катаются по снегу – ... (к пурге).
Если северное сияние полыхает, движется – ... (к пурге).
Шумит еловый лес – ожидай... (оттепель).
Ученик 5. Одним из основных занятий коренных жителей является рыболовство. Рыбу ловили сетями, неводами, мешкообразными ловушками (сырпами). Ловили осетра, нельму, муксуна, стерлядь, сига, чира, сырка, щуку и др. Хантов называли “рыбоядцами” – в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили, варили, жарили, ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина). Лакомствами считались варка – икра, вываренная в рыбьем жире, – и желудок белки, наполненный кедровыми орешками.
Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: рыболовство. Ловля рыбы гимгой” на сайте “Музей природы и человека”.
Остановка 2.Знакомство с народными песнями, сказками, загадками ханты и манси
Мы темным вечером сверкаем,
А днем мы исчезаем. (Звезды)Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя. (Болото)С неба летит – пляшет,
Все, что есть в тайге, прячет,
А в чум попадет – плачет. (Снег)Белая ткань расстилается,
Черная ткань сворачивается. (День и ночь)Он не лось, он не птица,
Только быстрее всех их. (Ветер)В огонь кладут – в огне не горит,
В воду спустят – в воде не тонет. (Лед)
Женщина в черной шубе воду несет, вода все проливается. (Туча)
Учитель. Я предлагаю вам послушать народные песни, загадки ханты и манси, уникальные документальные записи хантыйских сказок.
Демонстрация аудиопрограмм “Мифологическое время: Коллекции. Аудио. Хантыйская сказка “Внук и бабушка”, загадки на хантыйском языке, наигрыш на санквилтапе (аудио клип) “Заячий ручей”.
Хантыйская подвижная игра “Руки!”
Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: “Руки!” Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую, а стоящий слева – левую руку. Если кто-нибудь ошибется, он выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся участника.
Учитель. А теперь я предлагаю вам узнать таинственную историю народов ханты. На сайте “Музей природы и человека” нужно выбрать “Музей детям. Игротека. Мифологическое время. Игра “Кто, чем занят”.
Остановка 3. Знатоки народных праздников
Вороний день. Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая природу. Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению детей. В этот день устраивалась праздничная трапеза. Готовили саламат – мучную уху, разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга. В вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.
Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: вороний праздник” на сайте “Музей природы и человека”.
Медвежий праздник. Этот праздник сохранился и до наших дней. Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси медвежий праздник проводится только по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся пять дней (если это медведь) или четыре (если медведица). Добытого медведя везут в стойбище через все священные места, делая остановки на озерах, реках, лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники кричат четыре или пять раз, оповещая о приходе лесного гостя. Селяне, в свою очередь, встречают его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом. На этом празднике исполняют танцы, поют песни, надевают маски, изображающие различных птиц и животных. На празднике запрещено присутствовать детям и женщинам. Единственное место, где женщина не только может, но и обязана показать себя, – это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла медвежьих песен.
Демонстрация мультимедиапрограмм “Мифологическое время: медвежий праздник” на сайте “Музей природы и человека”.
Остановка 4. Аукцион вопросов
- Как называется жилище у кочующих хантов? (Чум)
- Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере, малой речушке? (Обласк)
- Что является основной пищей народов ханты и манси? (Рыба и мясо)
- Самое распространенное хвойное дерево. (Сосна)
- Основное занятие коренных народов Югры. (Охота. Рыбная ловля)
- О каком дереве так говорят: “дочь радуги, дочь неба, которая помогает людям преодолевать черные мысли и дела”. Это дерево чистоты и света. (Береза)
- Назовите праздники народов ханты и манси.
Учитель. Я предлагаю вам совершить путешествие в стойбище ханты. На сайте “Музей природы и человека” нужно выбрать “Музей детям. Игротека. Мифологическое время. Игра “Жила-была семья”.
Ученик 6. Тайга для хантов и манси – это огромный, просторный чум. Они бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тайги, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них:
Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни.
Не принято стрелять в линных гусей (добычей охотников могут оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края).
Нельзя разводить костер на случайных местах. Это надо делать только в случае жизненной необходимости.
Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы).
Учитель. В отличие от хантов и манси пришлое население не всегда соблюдает правила тайги. Мы никогда не увидим человека тайги с ярким полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также пришлое население очень часто охотится на животных не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся редкими, исчезающими.
Ребята, какие меры применяются, чтобы уберечь природу? (Охота на животных разрешается в определенные сроки. Некоторые птицы занесены в Красную книгу, а охота на них вообще запрещена. На вырубленных участках сажают новые деревья. Создают леса-заповедники, где нельзя рубить деревья. Заповедными местами в нашем округе являются “Малая Сосьва”, “Юганский”, памятник природы “Кедровая роща” и др.)
Ученик 7.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды –
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Ученик 8.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
(Р. Рождественский)
Ученик 9.
Будь милостив к природе, человек.
Берешь – бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.
(Л. Лапцуй)
Учитель. Ежегодно в лесах округа проводятся мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости и продуктивности леса. Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения. Хотя леса охраняют, лечат и берегут работники лесного хозяйства, лесов на Земле больше половины уже уничтожено.
Как добрые бережливые хозяева мы должны сохранить и преумножить всё, что есть на Югорской земле. Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: наш край – это частица большой прекрасной страны. Забота о родном крае, о нашем общем доме – это значит забота о Родине.
В завершение нашего занятия я предлагаю послушать гимн Югорской Земли (звучит гимн - приложение 2):
Наш округ – седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России – Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Югра многоликая,
Делами великая,
Идёт вдохновенно вперёд!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Литература
1. Край родной. Азбука краеведения / автор-составитель О.Н.Гаврилова. - Екатеринбург: ООО “СВ-96”, 2001. - 392 с.
2. Край родной, моя Югра, ты богата и добра! - http://www.maam.ru/detskijsad/krai-rodnoi-moja-yugra-ty-bogata-i-dobra.html